- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья «Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося»
Статья «Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мурина Ж.В. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на МО 21.04.2014
учителя русского языка и литературы Муриной Жанны Васильевны на тему
« Портфель достижений ученика как эффективное средство
самосовершенствования личности обучающегося»
В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретают особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств ученика.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха - это задача каждого учителя. Профессиональный долг каждого классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
В системе педагогической практики известно существование двух разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.
Портфолио внешних достижений - это портфель документов, творческих работ и рейтинговых результатов. А портфолио личностного развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста ученика, это своеобразная книга-путеводитель к достижению успеха.
В своей практической работе в качестве классного руководителя я попыталась объединить оба вида портфолио, дабы эффективно работать и над формированием адекватной самооценкой учащегося, и над реализацией возможности конкретного ученика заняться самоизучением.
Цель портфеля достижений учащегося: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей необходимыми качествами культурного человека.
Структура Портфеля достижений, над которым работают мои подопечные, включает в себя не только то, что указано в школьном Положении о Портфеле достижений, но и тесты, схемы, листы планирования учебной деятельности. Предполагается, что каждый обучающийся самостоятельно либо совместно с родителями планируют ожидаемые результаты учебной деятельности, анализируют успехи и их отсутствие, планируют дальнейшую деятельность по ликвидации проблем с учебой.
Эффективность системной работы над созданием портфеля планирую измерять тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.
Однако, реализация задуманного, как мне кажется, возможна лишь при определенных условиях:
-
должен быть разработан цикл классных часов, направленных на работу с Портфелем достижений ученика, причем классный руководитель должен быть обеспечен временем для реализации цикла,
-
должна систематически осуществляться совместная целенаправленная работа ученика и родителя,
-
должна быть организована командная работа учителей по заполнению портфолио учащихся,
-
должен быть организован контроль за работой ученика по заполнению портфолио со стороны администрации.
Хотелось бы отметить острую необходимость в работе над данным школьным документом. По моему мнению, портфель достижений ученика - это эффективный инструмент повышающий мотивацию учащихся к самообразованию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.
- Предлагаю познакомиться с портфелями достижений учащихся моего класса (демонстрация нескольких проектов).
Планируя работу в новом учебном году, необходимо учесть трудности , возникающие на пути реализации учебного проекта «Портфель достижений учащихся». Прежде всего, отсутствие возможности систематически работать с Портфелем (невозможно из-за огромного количества различных мероприятий, которые необходимо провести помимо работы с портфолио). Вторая проблема - нет возможности пополнять портфель новыми работами, так как далеко не все учителя предлагают работы, которые возможно вложить в документ. Третья проблема - отсутствие контроля за работой над портфолио со стороны администрации. И , наконец, в -четвертых, родители не готовы помочь ребенку, так как не понимают необходимость в данном виде воспитательного воздействия на ребенка.