Статья «Портфель достижений ученика как эффективное средство самосовершенствования личности обучающегося»

  В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретают особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и  целенаправленное развитие в  себе личностных качеств ученика.   Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению усп...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО 21.04.2014

учителя русского языка и литературы Муриной Жанны Васильевны на тему

« Портфель достижений ученика как эффективное средство

самосовершенствования личности обучающегося»

В современном мире воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретают особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств ученика.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха - это задача каждого учителя. Профессиональный долг каждого классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.

В системе педагогической практики известно существование двух разновидностей портфолио: портфолио внешних достижений и портфолио личностного развития.

Портфолио внешних достижений - это портфель документов, творческих работ и рейтинговых результатов. А портфолио личностного развития - это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста ученика, это своеобразная книга-путеводитель к достижению успеха.

В своей практической работе в качестве классного руководителя я попыталась объединить оба вида портфолио, дабы эффективно работать и над формированием адекватной самооценкой учащегося, и над реализацией возможности конкретного ученика заняться самоизучением.

Цель портфеля достижений учащегося: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей необходимыми качествами культурного человека.

Структура Портфеля достижений, над которым работают мои подопечные, включает в себя не только то, что указано в школьном Положении о Портфеле достижений, но и тесты, схемы, листы планирования учебной деятельности. Предполагается, что каждый обучающийся самостоятельно либо совместно с родителями планируют ожидаемые результаты учебной деятельности, анализируют успехи и их отсутствие, планируют дальнейшую деятельность по ликвидации проблем с учебой.

Эффективность системной работы над созданием портфеля планирую измерять тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию.

Однако, реализация задуманного, как мне кажется, возможна лишь при определенных условиях:

  1. должен быть разработан цикл классных часов, направленных на работу с Портфелем достижений ученика, причем классный руководитель должен быть обеспечен временем для реализации цикла,

  2. должна систематически осуществляться совместная целенаправленная работа ученика и родителя,

  3. должна быть организована командная работа учителей по заполнению портфолио учащихся,

  4. должен быть организован контроль за работой ученика по заполнению портфолио со стороны администрации.

Хотелось бы отметить острую необходимость в работе над данным школьным документом. По моему мнению, портфель достижений ученика - это эффективный инструмент повышающий мотивацию учащихся к самообразованию, самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.

- Предлагаю познакомиться с портфелями достижений учащихся моего класса (демонстрация нескольких проектов).







Планируя работу в новом учебном году, необходимо учесть трудности , возникающие на пути реализации учебного проекта «Портфель достижений учащихся». Прежде всего, отсутствие возможности систематически работать с Портфелем (невозможно из-за огромного количества различных мероприятий, которые необходимо провести помимо работы с портфолио). Вторая проблема - нет возможности пополнять портфель новыми работами, так как далеко не все учителя предлагают работы, которые возможно вложить в документ. Третья проблема - отсутствие контроля за работой над портфолио со стороны администрации. И , наконец, в -четвертых, родители не готовы помочь ребенку, так как не понимают необходимость в данном виде воспитательного воздействия на ребенка.



© 2010-2022