- Преподавателю
- Классному руководителю
- Курс. Я и моя будущая профессия
Курс. Я и моя будущая профессия
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аношкина В.П. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я И МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.
(программа курса для 9 классов)
Цель курса: создание условий для профессионального самоопределения учащихся старшей ступени обучения.
Обоснование содержания.
Эффективный и обоснованный профессиональный выбор должен быть совершен в контексте общих жизненных планов, целей, ценностей человека. Поэтому, говоря о помощи со стороны взрослых (психологов, педагогов, родителей) в этом процессе, правильнее будет говорить не о содействии выбору профессии (конечному, завершенному акту), а о содействии процессу самоопределения профессионального и личностного. Данная программа построена исходя из теоретических предпосылок, не отделяющих профессиональное развитие от личностного (Б.С. Братусь, 1980; Т.И. Артемьева, 1981; Р.А. Ахмеров, 1994; Л.М Митина, 1994, 1997, 1998; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 1997; С. Е. Пиняева, И. В. Андреев, 1998).
Предлагаемый курс состоит из двух блоков информационного и блока самопознания. Информационный блок носит теоретический характер и содержит информацию о профессиях, способах их получения, образовательных учреждениях, рынке труда и образовательных услуг. Занятия данного блока проходят в форме мини-лекций, бесед, дискуссий, экскурсий на предприятия и в учебные заведения, встреч с представителями различных профессиональных сфер.
Блок самопознания призван активизировать учащихся к получению информации о себе, своих профессиональных интересах и склонностях, личностных особенностях; способствовать развитию самостоятельности и независимости в принятии решений. На занятиях данного блока используются диагностические методы (тесты, компьютерная диагностика), элементы социально-психологического тренинга, деловые и имитационные игры, активизирующие упражнения.
Классный руководитель должен, во-первых, создать информационное пространство, необходимое для планирования у учащихся собственного профессионального и жизненного пути, и, во-вторых, расширить знания учащихся о себе.
Курс включает в себя 35 занятий, одно из которых - вводное, 18- информационных и 16 - направленных на активизацию самопознания учащихся.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
1
1
2
Понятие профессии. Профессиограмма. Классификация профессий. «Вечные», современные профессии. Смежные, родственные профессии.
17
13
4
3
Сфера бизнеса и предпринимательства. Собственное дело. Бизнес и деловое общение.
4
1
3
4
Профессиональные интересы и склонности.
2
2
5
Профессионально важные качества (ПВК). Профессиональная пригодность. Медицинские и психологические противопоказания к профессии.
3
3
6
Рынок образовательных услуг. Учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования.
4
4
7
Жизненные цели. Ценности. Карьера. Карьерные ориентации. Личный профессиональный план.
4
4
8
Всего
35
18
17
Содержание программы.
-
Вводное занятие.
Задачи:
• предъявить единые педагогические требования;
• создать доброжелательную атмосферу на занятиях и мотивацию к активному участию;
• выяснить ожидания и отношение учащихся к предстоящим занятиям.
Темы:
Как выбирать профессию. Факторы выбора.
Формы организации занятий:
Беседа, психогимнастические упражнения, дискуссия.
2. Понятие профессии. Профессиограмма.
Темы:
Что такое профессия. Критерии отнесения того или иного рода занятий к профессиям. Профессия, должность, специальность. Профессиограмма. Компоненты профессиограммы. Виды профессиограмм.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам (составление профессиограмм).
3. Классификация профессий.
Темы:
Различные подходы к классификации профессий. Отечественные и зарубежные классификации. Классификация Е. А. Климова. Формула профессии.
Формы организации занятий:
Мини-лекция.
4-5. Активизирующие профориентационные упражнения с целью ознакомления с миром профессий.
Упражнения:
«Самая-самая», «Профессия на букву», «Ассоциации», «Звёздный час», «Мяч плюс профессия», «Крокодил», «Диалог о профессиях».
6-8. Вечные и современные профессии. Новые названия старых профессий. Смежные и родственные профессии.
Темы:
Востребованность и престижность профессии - в чём разница? «Вечные» профессии: врач, учитель, и т. д. Современные профессии - из-за чего они возникают, от чего зависит их долговечность и перспективность. Новые названия старых профессий (сфера торговли, бизнеса и предпринимательства, шоубизнеса). Смежные и родственные профессии.
Формы организации занятий:
Беседа, групповая дискуссия с графической фиксацией хода и результатов обсуждения.
Творческие задания (индивидуально или по группам): подготовка докладов о профессиях обсуждаемых групп.
9. Профессии, связанные с живой природой, окружающим миром («человек - природа») и профессии, смежные с ними.
Темы:
Профессии: эколог, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, ветеринар. Разница между любовью к природе и природой в собственной профессиональной жизни. Профессии остальных сфер («человек - техника», «человек - человек» и т.д.), связанные с природой.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
10. Профессии, связанные с техникой («человек - техника») и профессии, смежные с ними.
Темы:
Профессии: слесарь, механик, инженер-системотехник, оператор, системный администратор, водитель и др. Работа с техникой - не женский труд? Профессии остальных сфер, связанные с техникой.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
11. Профессии, связанные с общением с людьми («человек - человек») и профессии, смежные с ними.
Темы:
Профессии, связанные с обучением и воспитанием. Сфера управления, руководства и организации. Сфера обслуживания. Если я люблю общаться - эти профессии для меня? Профессии остальных сфер («человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и др.), связанные с общением.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
12 Профессии, связанные с информацией («человек - знаковая система») и профессии, смежные с ними.
Темы:
Профессии, связанные с компьютерной (программист), текстовой (редактор, переводчик), числовой (бухгалтер, экономист, математик), графической (чертёжник) информацией. Обязательно ли работа с информацией рутинна и монотонна? Профессии остальных сфер («человек - техника», «человек - художественный образ» и др.), связанные с получением и обработкой информации.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
13. Профессии, связанные с творчеством («человек - художественный образ») и профессии, смежные с ними.
Темы:
Профессии, связанные с изобразительным, исполнительским творчеством. Существуют ли профессии, где творчество невозможно? Творчество как высшая ступень развития профессионального мастерства.
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
14. Дискуссия «Профессии, которые невозможно отнести ни к одному типу». Творческое задание «Придумай свою классификацию профессий».
Формы организации занятий:
Групповая дискуссия, работа по микрогруппам.
15. Презентация Творческих заданий.
16-18. Экскурсии на предприятия.
19. Сфера бизнеса и предпринимательства.
Темы:
Менеджмент и управление. С чего начинается карьера предпринимателя. Открытие собственного дела. Предприимчивость как личностное качество. Что такое МДА (мастер делового администрирования)?
Формы организации занятий:
Лекции, групповая дискуссия, диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.
20. Карьера. Успешность. Конкурентоспособность
Темы:
Карьера по горизонтали и по вертикали. Карьерные ориентации. Методика Э. Шейна «Якоря карьеры».
Формы организации занятий:
Групповая дискуссия, диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.
21. Бизнес и деловое общение. Коммуникативный тренинг.
22. Деловая игра «Основание» (оценка уровня развития собственных предпринимательских качеств).
23-24. Профессиональные интересы и склонности. Профессиональная диагностика. Тесты-модификации методики ДДО Е. А. Климова. Опросник профессиональной готовности Кабардовой. Методика «Тип личности» Дж. Холланда.
Формы организации занятий:
Диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.
24-26. Профессионально важные качества. Профессиональная пригодность.
Темы:
ПВК. Степень жёсткости требований, предъявляемых различными профессиями. Особенности нервной системы. Познавательные процессы: память, внимание, мышление. Темперамент и характер.
Формы организации занятий:
Диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам, мини-лекции. Психотехнические упражнения.
27. Рынок образовательных услуг.
Темы:
Учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования. Профессиональные курсы. Возможности повышения квалификации. Классическое и прикладное образование.
Формы организации занятий:
Мини-лекция.
28-30. Экскурсии в образовательные учреждения.
31-32. Жизненные цели. Ценности. Тренинг развития временной перспективы и жизненных целей.
33. Игра «Ценностный аукцион».
34. Построение личного профессионального плана (ЛПП).
35. Итоговое занятие.
Литература и методическое обеспечение.
Для учителя:
1. Бельская, II. II. Программа тренинга для подростков «Мой характер и профессия» 1/ Журнал практического психолога. - 1999.-З 12.
2. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий /1 Школа и производство. - 1996. -]3.
З.Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.
4. Ктшмов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/д., 1996.
5. Пряжников, II. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. - М.:
Флинта, 1998.
7. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики / под ред. А. С. Потапова. - М., 2001.
8. Старт в профессию: методические рекомендации по организации и проведению клубных занятий / сост. О. Н. Павлов- ская / под ред. Т. В. Черниковой. - Волгоград, 2001.
9. Черчикова, Т. В. Корабль под названием «Жизнь»: игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников. - Волгоград, 1998.
для учащихся:
1. Васильченко, К В. Путешествие в страну «Я». донецк,
1998.
2. Личностное портфолио старшеклассника / сост. Т. В. Чер- никова, А. В. Тимченко. - М.: Глобус, 2006.
3. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / глав. ред. Е. Апаньева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003.
56
Родительское собрание
Тема собрания: Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Профессия - это тягость, переходящая в радость.
Высказывание прохожего в ходе интервью.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников.
2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.
Форма проведения собрания: круглый стол с участием детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.
2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
З. Влияние семьи на будущий выбор профессии.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания.
2. Приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений.
З. Подготовка учащимися газеты «Учебные заведения нашего города, поселка...»
4. Написание сочинений на тему «Профессии моей семьи».
5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.
Литература для подготовки к собранию:
1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.
2. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
3. Поляков В. Технология карьеры, М., 1995.
Заключительное собрание
Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
Экзамен - проверка знаний ученика и мудрости преподавателя.
Вопросы для обсуждения:
1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.
2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации - сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.
Форма проведения собрания: беседа.
Родительское собрание в 9-м классе, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и полезное дело классного руководителя. В таком собрании родители участвуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов - ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям.
Собрание проводится за неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной.
Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:
- какие темы курса повторить ученику дома;
- какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;
- какими справочными пособиями руководствоваться;
- как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям.
2. Изучение мнения учителей-предметников
3. Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»
4. Подготовка расписания экзаменов и консультаций.
5. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.
Литература для подготовки к собранию:
-
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.
Уважаемые папы и мамы!
Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!
Наша с вами задача - помочь пройти ему этот путь с честью, показать все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.
Уважаемые папы и мамы!
Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
З. Учтите в расписании 15-20-минутные перерывы после часа работы.
4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
-
вовремя его разбудить;
-
приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
-
положить необходимые учебные принадлежности.