Курс. Я и моя будущая профессия

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я И МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.

(программа курса для 9 классов)

Цель курса: создание условий для профессионального самоопределения учащихся старшей ступени обучения.

Обоснование содержания.

Эффективный и обоснованный профессиональный выбор должен быть совершен в контексте общих жизненных планов, целей, ценностей человека. Поэтому, говоря о помощи со стороны взрослых (психологов, педагогов, родителей) в этом процессе, правильнее будет говорить не о содействии выбору профессии (конечному, завершенному акту), а о содействии процессу самоопределения профессионального и личностного. Данная программа построена исходя из теоретических предпосылок, не отделяющих профессиональное развитие от личностного (Б.С. Братусь, 1980; Т.И. Артемьева, 1981; Р.А. Ахмеров, 1994; Л.М Митина, 1994, 1997, 1998; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 1997; С. Е. Пиняева, И. В. Андреев, 1998).

Предлагаемый курс состоит из двух блоков информационного и блока самопознания. Информационный блок носит теоретический характер и содержит информацию о профессиях, способах их получения, образовательных учреждениях, рынке труда и образовательных услуг. Занятия данного блока проходят в форме мини-лекций, бесед, дискуссий, экскурсий на предприятия и в учебные заведения, встреч с представителями различных профессиональных сфер.

Блок самопознания призван активизировать учащихся к получению информации о себе, своих профессиональных интересах и склонностях, личностных особенностях; способствовать развитию самостоятельности и независимости в принятии решений. На занятиях данного блока используются диагностические методы (тесты, компьютерная диагностика), элементы социально-психологического тренинга, деловые и имитационные игры, активизирующие упражнения.

Классный руководитель должен, во-первых, создать информационное пространство, необходимое для планирования у учащихся собственного профессионального и жизненного пути, и, во-вторых, расширить знания учащихся о себе.

Курс включает в себя 35 занятий, одно из которых - вводное, 18- информационных и 16 - направленных на активизацию самопознания учащихся.





















Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие


1


1

2

Понятие профессии. Профессиограмма. Классификация профессий. «Вечные», современные профессии. Смежные, родственные профессии.

17

13

4

3

Сфера бизнеса и предпринимательства. Собственное дело. Бизнес и деловое общение.

4

1

3

4

Профессиональные интересы и склонности.

2


2

5

Профессионально важные качества (ПВК). Профессиональная пригодность. Медицинские и психологические противопоказания к профессии.

3


3

6

Рынок образовательных услуг. Учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования.

4

4


7

Жизненные цели. Ценности. Карьера. Карьерные ориентации. Личный профессиональный план.

4


4

8

Всего

35

18

17




Содержание программы.


  1. Вводное занятие.

Задачи:

• предъявить единые педагогические требования;

• создать доброжелательную атмосферу на занятиях и мотивацию к активному участию;

• выяснить ожидания и отношение учащихся к предстоящим занятиям.

Темы:

Как выбирать профессию. Факторы выбора.

Формы организации занятий:

Беседа, психогимнастические упражнения, дискуссия.

2. Понятие профессии. Профессиограмма.

Темы:

Что такое профессия. Критерии отнесения того или иного рода занятий к профессиям. Профессия, должность, специальность. Профессиограмма. Компоненты профессиограммы. Виды профессиограмм.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам (составление профессиограмм).

3. Классификация профессий.

Темы:

Различные подходы к классификации профессий. Отечественные и зарубежные классификации. Классификация Е. А. Климова. Формула профессии.

Формы организации занятий:

Мини-лекция.

4-5. Активизирующие профориентационные упражнения с целью ознакомления с миром профессий.

Упражнения:

«Самая-самая», «Профессия на букву», «Ассоциации», «Звёздный час», «Мяч плюс профессия», «Крокодил», «Диалог о профессиях».

6-8. Вечные и современные профессии. Новые названия старых профессий. Смежные и родственные профессии.

Темы:

Востребованность и престижность профессии - в чём разница? «Вечные» профессии: врач, учитель, и т. д. Современные профессии - из-за чего они возникают, от чего зависит их долговечность и перспективность. Новые названия старых профессий (сфера торговли, бизнеса и предпринимательства, шоубизнеса). Смежные и родственные профессии.

Формы организации занятий:

Беседа, групповая дискуссия с графической фиксацией хода и результатов обсуждения.

Творческие задания (индивидуально или по группам): подготовка докладов о профессиях обсуждаемых групп.

9. Профессии, связанные с живой природой, окружающим миром («человек - природа») и профессии, смежные с ними.

Темы:

Профессии: эколог, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, ветеринар. Разница между любовью к природе и природой в собственной профессиональной жизни. Профессии остальных сфер («человек - техника», «человек - человек» и т.д.), связанные с природой.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.

10. Профессии, связанные с техникой («человек - техника») и профессии, смежные с ними.

Темы:

Профессии: слесарь, механик, инженер-системотехник, оператор, системный администратор, водитель и др. Работа с техникой - не женский труд? Профессии остальных сфер, связанные с техникой.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.

11. Профессии, связанные с общением с людьми («человек - человек») и профессии, смежные с ними.

Темы:

Профессии, связанные с обучением и воспитанием. Сфера управления, руководства и организации. Сфера обслуживания. Если я люблю общаться - эти профессии для меня? Профессии остальных сфер («человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и др.), связанные с общением.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.

12 Профессии, связанные с информацией («человек - знаковая система») и профессии, смежные с ними.

Темы:

Профессии, связанные с компьютерной (программист), текстовой (редактор, переводчик), числовой (бухгалтер, экономист, математик), графической (чертёжник) информацией. Обязательно ли работа с информацией рутинна и монотонна? Профессии остальных сфер («человек - техника», «человек - художественный образ» и др.), связанные с получением и обработкой информации.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.

13. Профессии, связанные с творчеством («человек - художественный образ») и профессии, смежные с ними.

Темы:

Профессии, связанные с изобразительным, исполнительским творчеством. Существуют ли профессии, где творчество невозможно? Творчество как высшая ступень развития профессионального мастерства.

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, работа по микрогруппам.


14. Дискуссия «Профессии, которые невозможно отнести ни к одному типу». Творческое задание «Придумай свою классификацию профессий».

Формы организации занятий:

Групповая дискуссия, работа по микрогруппам.

15. Презентация Творческих заданий.

16-18. Экскурсии на предприятия.

19. Сфера бизнеса и предпринимательства.

Темы:

Менеджмент и управление. С чего начинается карьера предпринимателя. Открытие собственного дела. Предприимчивость как личностное качество. Что такое МДА (мастер делового администрирования)?

Формы организации занятий:

Лекции, групповая дискуссия, диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.

20. Карьера. Успешность. Конкурентоспособность

Темы:

Карьера по горизонтали и по вертикали. Карьерные ориентации. Методика Э. Шейна «Якоря карьеры».

Формы организации занятий:

Групповая дискуссия, диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.

21. Бизнес и деловое общение. Коммуникативный тренинг.

22. Деловая игра «Основание» (оценка уровня развития собственных предпринимательских качеств).

23-24. Профессиональные интересы и склонности. Профессиональная диагностика. Тесты-модификации методики ДДО Е. А. Климова. Опросник профессиональной готовности Кабардовой. Методика «Тип личности» Дж. Холланда.

Формы организации занятий:

Диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам.

24-26. Профессионально важные качества. Профессиональная пригодность.

Темы:

ПВК. Степень жёсткости требований, предъявляемых различными профессиями. Особенности нервной системы. Познавательные процессы: память, внимание, мышление. Темперамент и характер.

Формы организации занятий:

Диагностика и обсуждение результатов, работа по микрогруппам, мини-лекции. Психотехнические упражнения.

27. Рынок образовательных услуг.

Темы:

Учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования. Профессиональные курсы. Возможности повышения квалификации. Классическое и прикладное образование.

Формы организации занятий:

Мини-лекция.

28-30. Экскурсии в образовательные учреждения.

31-32. Жизненные цели. Ценности. Тренинг развития временной перспективы и жизненных целей.

33. Игра «Ценностный аукцион».

34. Построение личного профессионального плана (ЛПП).

35. Итоговое занятие.










Литература и методическое обеспечение.

Для учителя:

1. Бельская, II. II. Программа тренинга для подростков «Мой характер и профессия» 1/ Журнал практического психолога. - 1999.-З 12.

2. Вершинин, С. И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий /1 Школа и производство. - 1996. -]3.

З.Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

4. Ктшмов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/д., 1996.

5. Пряжников, II. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996.

6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. - М.:

Флинта, 1998.

7. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики / под ред. А. С. Потапова. - М., 2001.

8. Старт в профессию: методические рекомендации по организации и проведению клубных занятий / сост. О. Н. Павлов- ская / под ред. Т. В. Черниковой. - Волгоград, 2001.

9. Черчикова, Т. В. Корабль под названием «Жизнь»: игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников. - Волгоград, 1998.

для учащихся:

1. Васильченко, К В. Путешествие в страну «Я». донецк,

1998.

2. Личностное портфолио старшеклассника / сост. Т. В. Чер- никова, А. В. Тимченко. - М.: Глобус, 2006.

3. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / глав. ред. Е. Апаньева; отв. ред. В. Белоусова. - М.: Аванта+, 2003.

56







Родительское собрание

Тема собрания: Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

Профессия - это тягость, переходящая в радость.

Высказывание прохожего в ходе интервью.

Задачи собрания:

1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников.

2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Форма проведения собрания: круглый стол с участием детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии.

2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.

З. Влияние семьи на будущий выбор профессии.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме собрания.

2. Приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений.

З. Подготовка учащимися газеты «Учебные заведения нашего города, поселка...»

4. Написание сочинений на тему «Профессии моей семьи».

5. Подготовка памятки для учащихся и родителей.

Литература для подготовки к собранию:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.

2. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.

3. Поляков В. Технология карьеры, М., 1995.







Заключительное собрание

Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

Экзамен - проверка знаний ученика и мудрости преподавателя.

Вопросы для обсуждения:

1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.

2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации - сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание в 9-м классе, которое проводится в канун школьных экзаменов, очень важное и полезное дело классного руководителя. В таком собрании родители участвуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов - ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям.

Собрание проводится за неделю до экзаменов. Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной.

Если учителя-предметники готовы принять участие в собрании, то они могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:

- какие темы курса повторить ученику дома;

- какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;

- какими справочными пособиями руководствоваться;

- как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям.

2. Изучение мнения учителей-предметников

3. Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»

4. Подготовка расписания экзаменов и консультаций.

5. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.

Литература для подготовки к собранию:

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.





Уважаемые папы и мамы!

Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!

Наша с вами задача - помочь пройти ему этот путь с честью, показать все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

Уважаемые папы и мамы!

Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора - пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.

З. Учтите в расписании 15-20-минутные перерывы после часа работы.

4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.

5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:

  • вовремя его разбудить;

  • приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;

  • положить необходимые учебные принадлежности.

© 2010-2022