Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе

I. Введение.          МОУ СОШ № 41 – старейшая школа микрорайона «Резинотехника» (образована в 1933году) со своей, сложившейся за долгие годы, системой традиций.          В 2011 году я пришла в школу в качестве учителя и классного руководителя 1 класса. Класс на тот момент насчитывал 10 человек, по 5 мальчиков и девочек. Б0льшая часть детей из неполных и малообеспеченных семей. Для одного из детей русский язык был не родным. Сейчас в классе 12 человек (по 6 мальчиков и девочек). С самого начала ...   II. Основная часть. Включившись в общешкольную работу по формированию толерантности, я поняла, что это направление действительно может являться системообразующим компонентом любой воспитательной работы, а технологии и методы, предложенные новым ФГОС, наиболее всего отвечают целям и задачам формирования толерантности, поскольку сформировать такие качества личности можно только через личностно ориентированные технологии,  в которых обучающиеся получают знания и представления через собственные пе...   III. Заключение. Опыт по реализации системообразующего направления воспитательной деятельности был представлен сценарием классного часа «Пирамида мира» на конкурс «Открой себя» в 2013 году и размещен в Банке научно-педагогической информации МСО г.Ярославля (См. Приложение №5), а также обобщен педагогами школы  и представлен на целевых курсах классных руководителей по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» в ноябре 2011 года.   [1] Президентом России В.В. Путиным разработана п... [2] Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 1990;   Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. [3] http://www.asmolovpsy.ru/ru/projects/15 [4] http://www.rae.ru/monographs/138-4581 [5] www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Введение.

МОУ СОШ № 41 - старейшая школа микрорайона «Резинотехника» (образована в 1933году) со своей, сложившейся за долгие годы, системой традиций.

В 2011 году я пришла в школу в качестве учителя и классного руководителя 1 класса. Класс на тот момент насчитывал 10 человек, по 5 мальчиков и девочек. Б0льшая часть детей из неполных и малообеспеченных семей. Для одного из детей русский язык был не родным. Сейчас в классе 12 человек (по 6 мальчиков и девочек).

С самого начала первоочередной задачей было сплочение классного коллектива. В решении этой задачи огромную поддержку мне оказала завуч по воспитательной работе - М.В.Белякова, предложившая включиться в систему воспитательной работы, направленной на формирование толерантности.

На протяжении многих лет школа тесно занималась этой проблемой, а с 2009 года началась систематизация опыта по формированию толерантности у обучающихся. Данная работа охватывала как начальную школу, так и среднее звено (10-11 классов в школе нет). Школа не только разрабатывает и сохраняет свой опыт по формированию толерантности, но и реализует российско-голландский проект «Возможно быть другим» («Желтый чемоданчик») (Приложение №1). Многие классные руководители уже присоединились к этой работе и внесли свой вклад.

На протяжении первого года работы с классом мною был проведен блок открытых классных часов, ориентированный на формирование толерантности.

II. Основная часть.

Включившись в общешкольную работу по формированию толерантности, я поняла, что это направление действительно может являться системообразующим компонентом любой воспитательной работы, а технологии и методы, предложенные новым ФГОС, наиболее всего отвечают целям и задачам формирования толерантности, поскольку сформировать такие качества личности можно только через личностно ориентированные технологии, в которых обучающиеся получают знания и представления через собственные переживания и деятельность.

Пройдя курсы повышения квалификации:

  • «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»;

  • «Введение ФГОС начального общего образования. Современные технические средства обучения»;

  • «Технологии коррекционно-развивающей работы в массовой школе, учреждениях НПО, СПО»;

  • «Интеграция средств ИКТ в образовательный процесс как условие выполнения требований ФГОС»;

  • «Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих стажировку в условиях реализации ФГОС НОО и вхождения в реализацию ФГОС НОО с использованием деятельностного метода Л.Г.Петерсон»,

я пришла к убеждению, что как в учебной, так и в воспитательной работе деятельностный метод Л.Г.Петерсон является реальной базой для реализации ФГОС и формирования всех необходимых УУД у обучающихся. Думается, что нет смысла доказывать здесь целесообразность применения данной технологии в современной школе.

Актуальность формирования толерантности, на мой взгляд, связана не только с социальным заказом правительства, которое сужает понятие толерантности до определения этно-культурной и конфессиональной терпимости1, но и с реальным запросом общества на определенные качества личности: расположенность к другим людям; чуткость; доверие; альтруизм; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию и другие качества, объединенные потом в понятие «толерантная личность».

А если мы заглянем на сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», то увидим в графе партнеров «ФИРО» в единой сцепке сайты ФГОС (standart.edu.ru) и Толерантность (tolerance.ru) (Приложение №2), что и неудивительно, если учесть, что известный разработчик нового стандарта, директор ФГАУ «ФИРО» господин А.Г. Асмолов является одновременно и теоретиком толерантности в современном российском обществе и учебно-воспитательном процессе, автором монографий: «Психология личности» и «Толерантность: различные парадигмы анализа//Толернатность в общественном сознании России»2, а также автором проекта «Толерантность как идеология гражданского общества»3.

Это определенно говорит о том, что такие проблемы, как создание гражданского общества в России, реализация нового образовательного стандарта и формирование толерантности неразрывно связаны и не могут решаться изолированно.

Применительно к учителям и обучающимся, проблема толерантности также предстает весьма актуальной с точки зрения активных участников реформы образования. Так, в своем докладе на Четвертой всероссийской конференции «Современные технологии развития образовательных учреждений» господин В.А.Ясвин (лауреат премии РФ в области образования, профессор, доктор психологических наук), говоря о новой роли учителя в образовательном процессе, поднимает проблему толерантности между педагогами и обучающимися (Приложение №3). Что заставляет современного учителя задуматься и над формированием системы работы над собой, самоконтролем и самосовершенствованием в области толерантного отношения к обучающимся. Именно это я имела в виду, выбирая педагогическое кредо для конкурса, поскольку считаю, что интолерантный педагог не может формировать толерантных учеников.

Если рассматривать обучающихся моего класса, то можно выявить множество проблем, связанных с толерантностью, большая часть которых лежит не в плоскости межэтнических отношений, а в социальной и межличностной плоскости: так, например, дети достаточно радушно приняли в коллектив мальчика грузинской национальности, но не желали мириться с его неуспеваемостью на уроках, медлительностью и необходимостью учителя уделять ему больше внимания, чем остальным.

В связи с этим, были поставлены задачи формирования толерантности в классе в следующих взаимосвязанных направлениях:

  • морально-духовном, межличностном;

  • социально-экономическом;

  • этно-культурном.

Эта классификация, конечно, лишь в обобщенном виде указывает на главные направления работы с обучающимися, в более подробной развертке она может выглядеть так, как, например, на следующей схеме (См. Рисунок 1).

Конечно, видов толерантности, ее аспектов и степеней гораздо больше, чем в предложенных классификациях, для полноты картины представлю таблицу из коллективной монографии «Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды», сделанной авторами на основе анализа основных подходов к толерантности Г.Л. Бардиера (См. Таблицу 1)4.

Рисунок 1.Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе



Таблица 1.

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе

И учителю, работающему над формированием толерантности, стоит также учитывать психологические компоненты толерантности, степень и формы ее проявления.

В вышеизложенном с теоретической точки зрения нет ничего существенно «революционного». Однако, при качественной теоретической разработке проблем формирования толерантности, пока преждевременно говорить о стабильном успехе в качественном изменении толерантности подрастающего поколения, а тем более всего общества. А значит, формирование толерантности остается насущной проблемой для учителя, и многие негативные моменты в воспитании детей связаны как раз с недостаточно хорошей работой в этом направлении.

В чем же состоит новизна именно моего опыта? На мой взгляд, бОльшая часть педагогов современной школы находятся в поиске наиболее удобных, понятных, оптимальных путей достижения поставленных новым ФГОСом требований. Но не все этот поиск завершили. Посетив ряд открытых учебных занятий по демонстрации достижения поставленных стандартом задач, я пришла к выводу, что оптимальным для меня является путь, предложенный Л.Г.Петерсон5. Многие педагоги с успехом применяют эту технологию, однако никто не обязывает всех педагогов работать по ней.

Но когда речь заходит о воспитательной работе по формированию толерантности, данная технология становится просто необходимой! Проанализировав доступные в сети интернет конспекты уроков на интересующую меня тему, я смело могу утверждать, что половина этих уроков не будет формировать никакой толерантности просто в силу того, что воздействие на обучающихся осуществляется не теми способами.

Осмелюсь напомнить основные дидактические принципы деятельностного метода:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Связь некоторых принципов с толерантностью, думаю, даже излишне пояснять: принцип вариативности и минимакса всецело основаны на толерантном отношении к личности обучающегося и обеспечивают необходимую почву для формирования у него толерантного отношения к другим. Эти принципы утверждают, что учиться может и слабый, и сильный, а результат всегда индивидуален, как и способ мышления, и нельзя заставлять всех мыслить одинаково.

Принцип психологической комфортности полностью совпадает с одной из функции толерантности, без сформированного толерантного отношения всех ко всем о психологическом комфорте говорить не приходится.

Но главный принцип, конечно, - это принцип деятельности, на основе которого реализуется и целостность представлений о мире, ценностная целостность в нашем случае. Опыт, который не был лично пережит человеком, не может войти в его мировоззрение, он всегда остается на задворках сознания, а толерантность - это исключительно личностная характеристика (даже если мы говорим о групповой толерантности). Поэтому формировать толерантность можно только через субъектно-ориентированное переживание определенного опыта, лучше не искусственно созданного, а реального. Проще говоря, научить ребенка состраданию можно не рассказывая ему о сострадании, а поставив его в ситуацию, когда он должен это сострадание проявить, подкрепив этот опыт личным авторитетным примером.

Принцип творчества также абсолютно необходим при формировании толерантной личности, так как такая личность должна быть творческой. Творчество, также как и толерантность, является одновременно способом и результатом.

Формирование толерантности требует целостности воспитательного процесса, поэтому нельзя формировать толерантность исключительно в рамках каких-то отведенных часов, непоследовательность в данном направлении губительно скажется на результате. Поэтому в целях формирования толерантности используются все возможные формы работы с обучающимися:

  1. учебные занятия (особенно содержание уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка, иностранного языка по УМК «Перспектива»);

  2. факультативные занятия (формы индивидуально-групповой работы в курсе «Индивидуально-групповые занятия по математике»; работа в парах по факультативу «Информатика»; содержание факультатива «Ярославль и ярославцы», прямо соответствующее целям формирования в ребенке патриотических чувств, самоопределения, самоидентификации; содержание курса «Золотая полка книг»);

  3. курсы внеурочной деятельности: созданный в рамках деятельностного метода курс «Мир деятельности»; ориентированный на формирование личностных толерантных характеристик и нравственных ценностей курс «Жить, чтобы быть человеком…»; соревновательно-командные формы организации занятий по курсу «Здоровячок»; совершенно немыслимый без основ толерантного отношения друг к другу курс «Наш театр»;

  4. тематические (специально отведенные для формирования толерантности) и нетематические классные часы;

  5. работа с портфолио;

  6. общешкольные, межшкольные и общегородские мероприятия, в которых принимают участие дети моего класса (благотворительные ярмарки, акции, соревнования, возложения цветов к памятникам павших в ВОВ воинов и др.);

  7. помощь работникам школы (уборка класса, уборка территории, субботники);

  8. общешкольные линейки;

  9. поездки в музеи, театры, зоопарк и т.п.;

  10. выполнение персональных поручений классного руководителя;

  11. общешкольные и классные родительские собрания;

  12. летний оздоровительный школьный лагерь (куда попадает примерно половина моего класса);

  13. коллективное посещение школьной библиотеки, школьного музея;

  14. любые другие, инициируемые обучающимися, их родителями или классным руководителем формы взаимодействия (См. фото в Приложении №4)

Не каждую форму работы с детьми можно уложить в рамки технологии деятельностного метода, но нужно стремиться внедрить хотя бы ее элементы, сделать каждое событие школьной жизни пережитой частью личностного опыта ребенка, включенную в систему формирования его как толерантной личности. Поэтому наиболее интересный и системно выстроенный опыт формирования толерантности представлен открытыми тематическими классными часами:

  1. Урок доброты в «Школе кота Леопольда», направленный на формирование позитивного настроя на обучение, духа взаимоподдержки и взаимопомощи;

  2. «Пирамида мира», классный час, направленный на формирование толерантности в коллективе, расширение представлений о расовом и национальном многообразии начеления мира;

  3. Урок вежливости в «Школе кота Леопольда», закладывающий основы уважительного отношения друг к другу и окружающим через этикетные нормы поведения);

  4. Классный час «Теперь мы школьники, а это значит…», целью которого является формирование представлений о межвозрастной толерантности - к родителям, учителям);

  5. «Кто на новенького..?», классный час, созданный в связи с пополнением класса обучающимися из других школ и направленный на формирование толерантного отношения к «новеньким».

Не могу не отметить, что отсутствие опыта работы в начальной школе не позволяет мне представить систему во всей полноте. Требуется отдельно разработанная система формирования толерантности для родителей школьников, а также упомянутая выше система самокоррекции и самосовершенствования педагога как основа успешности любой работы по созиданию толерантной личности ученика.

Однако надеюсь, что в ближайшей перспективе список открытых тематических мероприятий пополнится. В этом учебном году я планирую провести ряд тематических классных часов по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями (духовное, межличностное направление). На факультативном курсе «Ярославль и ярославцы» и в рамках других учебных занятий постоянно ведется работа по формированию этнокультурного типа толерантности (почти все содержание курса «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Перспектива» может быть использовано для решения этих задач). Также возникла объективная необходимость работы с родителями и детьми по вопросам социальной толерантности.

III. Заключение.

Опыт по реализации системообразующего направления воспитательной деятельности был представлен сценарием классного часа «Пирамида мира» на конкурс «Открой себя» в 2013 году и размещен в Банке научно-педагогической информации МСО г.Ярославля (См. Приложение №5), а также обобщен педагогами школы и представлен на целевых курсах классных руководителей по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» в ноябре 2011 года.

IV. Приложения.

Приложение №1

«Систематизация опыта по формированию

толерантности в МОУ СОШ № 41»



Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе



Приложение №2

«Баннер партнеров ФГАУ «ФИРО»

на сайте firo.ru»



НАШИ ПАРТНЕРЫ

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе


Приложение № 3

«Видеозапись выступления В.А.Ясвина

на 4-ой всероссийской конференции

«Современные технологии развития

образовательных учреждений»

(на цифровом носителе)


Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе



Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе

Приложение № 4

«Фотографии с открытых классных часов

и мероприятий»


Классный час «Пирамида мира» (1а класс)

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессеОписание системообразующего подхода в воспитательном процессе


Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе













На уборке территории школы:

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе


Победа в спортивных соревнованиях «Веселые старты»

среди школ микрорайона (2 а класс):

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе





Наши победы:

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессеОписание системообразующего подхода в воспитательном процессе



Поздравление именинника в летнем оздоровительном лагере:


Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе





Возложение цветов к памятнику павшим воинам ВОВ д. Мологино


Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе


Инсценировка в рамках курса «Наш театр»:



Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе






Приложение № 5

«Распространение опыта

классного руководителя»

Описание системообразующего подхода в воспитательном процессе

1 Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

2 Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990;

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998.

3 asmolovpsy.ru/ru/projects/15

4 rae.ru/monographs/138-4581

5 sch2000.ru/deyatelnostniy/

© 2010-2022