Исследовательская работа Моя земля, мои земляки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиИсследовательская работа Моя земля, мои землякиОтечество- 2014


Отдел образования Токаревского района.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы №2 в с.Гладышево

Номинация «История детского движения»


Тема работы:

«История детского движения в с.Гладышево»


Подготовила:

Антюфеева Диана Юрьевна

учащаяся 8 класса

филиала МБОУ Токаревской СОШ № 2 в с Гладышево

Токаревского района, Тамбовской области 393545

ул. Трудовая д.2

контактный телефон: 89108546023

e-mail:antyufeeva.diana @mail.ru

Руководитель:

Гладышева Ольга Викторовна

учитель английского языка

филиала МБОУ ТСОШ № 2 в с.Гладышево

Токаревского района, Тамбовской области

ул.Луговая д 7

контактный телефон: 89158627741

e-mail:olya.gladishewa2012@ yandex.ru


Гладышево -2014г



Содержание

I. Введение_______________________________________________

II. Основная часть

1.История возникновения детского движения в СССР___________

2.Становление и история детского движения в с.Гладышево______

3. Современное состояние детского движения в нашем селе_______

III.Заключение____________________________________________

IV.Список источников и литературы________________________

V.Приложение___________________________________________





Введение

Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает раскрытию, реализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует - все это делает клубную деятельность очень привлекательной.

Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это - воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находится игра.

Актуальность исследования обусловлена тем, что я обратилась к изучению некоторых моментов истории детского пионерского движения в селе Гладышево, школьной жизни моих земляков в разные периоды истории нашей Родины, для того чтобы открыть мало изученные страницы истории пионерской организации нашей школы, села. Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего времени. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России. 19 мая - день пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии. В 2012 году пионерской организации исполнилось 90 лет, детскому движениюв России - более 100 лет. Мне кажется интересным рассмотреть

сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на вопрос:

* Что потеряли и приобрели российские дети с исчезновением

пионерской организации? Нужна ли современная детская организация, похожая на пионерскую? Если нужна, то кому: детям, взрослым, государству?

В своей исследовательской работе я рассматриваю:

*историю зарождения и становления детского движения в мире,

*детское движение в России в ХХ веке;

*организацию первых детских (пионерских) отрядов в с.Гладышево; *воспоминания пионеров села 60-70 годов ХХ века;

*современное состояние детского движения в нашем крае.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить забытые, открыть новые страницы истории детского движения, теоретически обосновать, что из себя представляла детская организация в те годы глазами очевидцев, какая ее связь с современным детским движением.

Задачи исследовательской работы

Изучить деятельность и формы детской организации в нашем селе.

Направления исследования

- совершенствование деятельности детских организаций села и школы;

-исследование процесса развития детского движения в стране и селе;

-поиск путей повышения эффективности развития детского движения в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования - процесс развития детского движения в своём селе.
Предмет исследования - воздействие развития детского движения на воспитание творческой, гармонически - развитой личности.

База исследования -филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Токаревская средняя общеобразовательная школа №2 в с.Гладышево Токаревского района, Тамбовской области».

История возникновения детского движения в СССР

Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России. Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.

В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.

Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:

  • Допионерский;

  • Пионерский;

  • Постпионерский

Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:

I этап: 10-е годы XX века- возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;

2 этап: 20е - начало 30х годов XX века - становления детского движения в форме пионерства, как нового средства воспитания детей;

3 этап: 30е - 80е годы XX века - развитие пионерского движения как массовой детской организации, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап: 90е годы XX века - 10е годы XXI века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества.

Автор другой периодизации - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого-руководителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России - от фантазеров, романтиков к рабочим-производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».

История детского движения с.Гладышево

После Октябрьской революции во многих городах Советского союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию. 19 мая 1922 года вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году ей было присвоено имя В,И.Ленина. А после 7-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ В ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина»

Первый пионерский отряд в Ястребовской семилетней школе был создан в 1927 году. Руководили дружиной различные педагоги. Большую роль в создании пионерской дружины сыграли первые учителя: Куляев Егор Харламович, Куляева Анна Ефимовна, Челюбеева Любовь Сергеевна, Блинкова Мария Ефремовна. Первыми пионерами были: Челюбеев Алексей Павлович-участник ВОВ, Каширин Михаил Дмитриевич, Ефремова Вера Яковлевна, Куксов Иван Павлович. В 1929 году пионерские отряды Ястребовской школы объединились в районную пионерскую организацию.

В 1930г. был организован колхоз «Парижская комунна». Пионеры помогали колхозу в борьбе за повышение урожайности полей: вели борьбу с вредителями сельского хозяйства, собирали удобрения. Пионеры организовывали художественную самодеятельность. К активистам относятся - Чеглов Глеб Алексеевич, Кривобоков Александр Назарович, Гладышева Любовь Максимовна. Активным пионером в 36-40 годы был Гладышев Иван Андреевич, в будущем заслуженный агроном колхоза, кавалер ордена Ленина. ( материал взят из книги «Токаревский район в фотографиях»)

Он был хорошим общественником и организатором среди пионеров. Пионеры помогали в уборке урожая, посадке колхозного сада, участвовали в художественной самодеятельности.

В 1940-45 годы большую воспитательную работу проводила Пономарева Клавдия Вуколовна, она осталась в памяти пионеров, как добрая и отзывчивая воспитательница ( из воспоминаний бывших пионеров Мамонтовой М,Т., и Кадильниковой Н.К.)

В грозные годы Великой отечественной войны особенно ярко оказалась любовь детей к своей отчизне и их верность. Пионеры помогали старшим в их борьбе с фашистами, они участвовали на трудовом фронте: Павлова Мария, Попова Елена,Кумарина Мария, Павлова Антонина, Пономарев Алексей и др. Они были активными организаторами в оказании помощи семьям фронтовиков. В эти годы пионеры сами вязали носки, варежки, шили кисеты и отсылали на фронт, собирали средства на танковую колонну «Тамбовский колхозник». В летние время пионеры работали на колхозных полях.

В послевоенный период пионеры помогали залечивать раны, нанесенные опустошительной войной. Пионеры заботились об инвалидах, о семьях погибших воинов. Среди них были: Павлов Александр, Пономарев Виктор, Меринов Алексей. В 1948г. были посажены первые деревья вокруг школы.

Из воспоминаний Павлова Александра: «Я вступил в ряды пионеров в1946 году. У нас проводились пионерские сборы. Мы занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед колхозниками в правлении колхоза. Часто помогали в этом же колхозе убирать урожай. праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном»

В1950-58гг. Пионеры полностью озеленили территорию школы, помогали сажать колхозный сад. 19 мая 1961 г. закончился первый год пионерской двухлетки. К этому празднику пионеры нашей дружины собрали 10 тонн металлолома, 3 кг макулатуры, 100 консервных банок, посадили вокруг колхозных водоёмов 1000 черенков ветлы ит.д. 2 ноября состоялась торжественная линейка, посвященная старту пионерской двухлетки. 2 октября 1966г. вся пионерия Советского Союза, готовясь отметить 50-летие Великого Октября - вышла на старт соревнования. В 1967г. в нашей дружине всего пионеров 148 учащихся. Хорошо поработали пионеры на пришкольном участке. Они посадили 768 деревьев тополя, 63 яблони, 37 березок, разбили цветник. В честь 50- летия ВЛКСМ пионеры собрали богатый материал о первых комсомольцах и комсомольских отрядах села Гладышево. Собрали много материала о погибших воинах села. 1 сентября 1968 года в честь памяти погибшим воинам был поставлен памятник.

В 1970-1980гг в пионерской дружине имени Ю.А. Гагарина Ястребовской средней школы 200 пионеров. Долгое время пионервожатой была Половинкина Таисия Петровна. Она вела летопись детской организации, делала альбом фотографий, некоторые уцелевшие фотографии хранятся в музейной комнате школы(см . приложение стр. 1)

Вела активную работу в пионерской дружине. Все они включились в социалистическое соревнование по достойной встрече 50-летия пионерии. Все пионерские отряды работают под девизом: «Тебе, Советская Родина, тебе, родная партия, - наши знания, наш труд, наша верность и любовь!». Основная идея марша- обеспечить непрерывное активное действие пионерского коллектива, его постоянное стремление вперед, развитие и укрепление коллектива, как боевой единицы пионерской организации. В конечном итоге цель марша- повысить воспитательное воздействие пионерского отряда на каждого пионера и октябренка.

23 января 1984 г. Ребята проводили встречу с ветераном труда, награжденным орденом Ленина, Милосердовым П.М. (фото -приложение стр2)

Хорошо работают отрядные вожатые: Головачева Вера, Каширина Татьяна, Меринова Елена и Галина, Балабанова Любовь, Першина Юля, Антюфеева Раиса. Дружина имени Ю.Гагарина приняла участие в районном параде

( фото- приложение стр 3)

В пионерской дружине 63 пионера. Все пионеры стараются учиться хорошо, принимать активное участие в жизни школы и отряда. Актив дружины принял участие в акции «Синий платочек» - посвященный 40- летию победы в ВОВ. В отрядах проведены беседы, оформлены стенды, на праздник приглашены ветераны В.О.В. Жариков С.С., Чурбаков Р.А. За хорошую учебу и активное участие в жизни школы Соломатин Николай награжден путевкой в «Орленок». Пионерская организация ведет активную деятельность.

Однако к концу 90-х годов, Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, которые усугублялись кризисом советского общества. Новые веяния коснулись и нас. В 90-е годы в нашей пионерской жизни тоже произошли изменения. Идя на поводу у модных поветрий, пионерскую организацию сохранить не удалось. В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сначала предпринимались попытки ее реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций - преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.

Казалось бы, все кончено, закат многотысячной детской страны был на лицо, но детская организация сумела выжить. Некоторое время организация в школе существовала только на бумаге и в воспоминаниях прошлых лет. Организация сменила несколько названий, менялись и руководители. Время шло вперед, события, происходящие в нашем молодом государстве начали стабилизироваться, тут как раз и вспомнили о проблемах детского движения. Но несмотря на все проблемы, ребята жили бурной и активной жизнью, принимали участие в жизни школы и своего класса. В нашем районе создается детская организация «Земляне», а в нашей школе по инициативе ребят и старшей вожатой Соломатиной Н.П., была воссоздана пионерская дружина, а на деле -создана совершенно новая детская организация «СМИД» (союз мальчишек и девчонок), которая начала новую историю детского движения школы. В создании эмблемы и флага организации приняли активное участие практически все дети школы, выбрали лучшие рисунки и теперь у нас такая символика. ( приложение стр4)

Наша детская организация имеет свое структурное строение( см.приложение стр 5)

Детские общественные организации сохранили лучшие формы, методы и добрые традиции прошлого шефскую помощь младшим, свою символику, атрибутику, торжественные дни приема в детскую организацию, романтику костров, военно- спортивных игр, походов, традиционных слетов, фестивалей. (см. приложение стр 6,7,8,9)

Последовательно-текстуальное изучение источников, опрос очевидцев и непосредственных участников детского движения в селе Гладышево, определялись необходимостью решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез педагогического, психологического знания по проблеме исследования; эмпирические методы - беседа, анализ деятельности детских организаций по данной проблеме, наблюдения за деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследовательской работы.

Заключение

Было бы грешно отказываться от всего, что было в пионерской организации за прошедшие годы. И нельзя открещиваться, как бы это ни было модным, от её истории. Ведь в ней не мало позитивного, как, впрочем, и поучительного. Серьёзные исследования этих узловых периодов жизни организации позволяют лучше осмыслить её исторический опыт и подсказать сегодняшним организациям пути в грядущее. По результатам исследования мы изучили деятельность и формы детской организации в нашем селе с 1927 года по 2014гг. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс воздействия развития детского движения на воспитание гармонически-развитой личности рассматривается как привитие потребности в самореализации данных качеств личности в процессе творческой деятельности. Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и т.д.

Я считаю, что деятельность учителей школы под руководством старшей вожатой, органов ученического самоуправления совместно с родительской общественностью класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную проблему решить. Являясь членом актива детской организации с 5 го класса, собирая и анализируя материал к работе, могу с полной уверенностью ответить на вопрос: Кому нужна детская организация? Конечно нам детям прежде всего.

На сегодняшний день наша организация «СМИД» живет полной жизнью и у нас множество идей и планов. Главной задачей нашей организации на данный период является достойная встреча 70- летия ВОВ, на территории нашей школы заложен новый мемориал воинам В.О.В., и у всех ребят нашей организации много обязанностей и поручений: это и сбор информации о воинах нашего села, а также заботы по благоустройству мемориала, разбивка цветников и озеленение окружающей территории, как и в те далекие 60 -годы, когда пионеры делали тоже самое с первым памятником воина В.О.В. (фото- приложение стр10)

Список используемых источников и литературы

  1. Кононенко Л.Н. Пионерская организация в период Великой Отечественной войны. М., «Просвещение», 1978

  2. Материалы из школьного краеведческого музея: фотографии и выдержки из воспоминаний бывших учащихся и учителей

  3. Полякова Д.И. Деятельность пионерской организации в 60-70 е годы.

М., «Просвещение», 1978

  1. Сулемов В.А История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М., «Просвещение», 1978

  2. Токаревский район в фотографиях «ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013

  3. Фотографии из личных архивов бывших учеников школы



.




Приложение

Слет отличников учебы в Доме Пионеров, во главе с пионервожатой

Половинкиной Т.П.(вторая справа)

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки













Актив дружины вместе с Милосердовым П.М, награжденным орденом В.И.Ленина



Исследовательская работа Моя земля, мои земляки




Слет пионеров в районе


Дружина нашей школы во главе с директором Павловой А.И.

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки




Символика детской организации «СМИД»

эмблема

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки

Флаг

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки

Схема органа самоуправления Детской организации «СМИД»



Общий Сбор



Сбор актива

План деятельности


Сбор центров




Трудовой центр

Спорт центр

Учебный центр

Досуг-центр






Структура детской организации


«СМИД»





«Лучики»

1-4 классы

«Непоседы»

5-9 классы








Рассвет детской организации «СМИД»

(экскурсия в Г.Тамбов)

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки




Строительство мемориального комплекса в селе Гладышево

к 70-летию Победы ( на территории школьного парка)

Исследовательская работа Моя земля, мои земляки


© 2010-2022