- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по организации лагеря дневного пребывания
Методические рекомендации по организации лагеря дневного пребывания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богаева А.С. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Методические материалы
туристско-краеведческой направленности
«Организация летнего отдыха учащихся»
Богаева Алена Сергеевна,
зам.директора по ВР
МБОУ «Чилгирская СОШ»
паспортные данные: 8598 011929
выдан Яшкульским РОВД РК
09.03.1999 г , 082-014.
адрес: 359165, РК
Яшкульский район, п.Чилгир,
ул.Лопатина,31
2012 год
Программа лагеря дневного пребывания
Методические рекомендации
по организации летнего отдыха обучающихся
Богаева Алена Сергеевна,
заместитель директора по ВР
МБОУ «Чилгирская СОШ»
Пояснительная записка.
Учеба в школе - это привычное занятие, которому наши дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учеба - твое основное дело, ученье - свет»… Но вот приходят каникулы, и те, же взрослые соглашаются с тем, что от школы нужно отдохнуть.
Что же такое отдых? Это не состояние покоя, а такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению хорошего самочувствия, работоспособности. Отдых - это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена события. И - бытия. Таким образом, проблема организации летнего отдыха всегда актуальна.
Пребывание ребенка в лагере - это уже отдых. Отдых от проблем и забот учебного года. Но лагерь имеет немалый образовательный потенциал. Здесь дети получают навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт.
Каникулы в МБОУ «Чилгирская СОШ» традиционно рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения взрослых. С точки зрения детей, каникулы - это оптимальное время для отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений. С точки зрения взрослых, каникулы - это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка или молодого человека с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека, расширение поля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года для учащихся - 7 - 14 лет. В условиях лагеря дневного пребывания реализуется программа гражданско - патриотического направления. Для этого школа имеет материально-технические средства (компьютеры, спортивный инвентарь, аудио и видео аппаратуру).
Организация летнего отдыха осуществляется по направлению:
-
Гражданско- патриотическое.
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, воспитание лучших черт гражданина, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
-
Создавать условия для организованного отдыха детей.
-
Развивать творческое мышление.
-
Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, осуществлять профилактику асоциальных явлений.
-
Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
-
Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
-
Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и социальная, и оздоровительная - поскольку они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком - либо направлении деятельности.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
-
проведение совещаний при директоре и методического объединения классных руководителей по подготовке школы к летнему сезону;
-
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Джангар»;
-
подготовка методического материала для работников лагеря;
-
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
-
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
-
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-
запуск программы «академия творчества»;
-
формирование органов самоуправления,
-
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, стенгазеты.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
реализация основной идеи смены;
-
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
-
работа творческих мастерских.
-
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
-
подведение итогов смены;
-
выработка перспектив деятельности организации;
-
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
-
Организационный модуль.
Формы работы:
-
планирование;
-
подготовка к лагерной смене;
-
оформление лагеря;
-
подготовка материальной базы;
-
определение обязанностей;
-
подготовка к сдаче приемной комиссии.
-
организация питания в лагере дневного пребывания.
-
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
-
утренняя зарядка;
-
встречи с медицинским работником;
-
влажная уборка, проветривание;
-
беседы о вредных привычках;
-
организация питания воспитанников;
-
спортивные праздники;
-
экскурсии;
-
работа спортивных секций;
-
подвижные игры;
-
работа инструктора по физической культуре и спорту.
3. Творческий модуль
Формы работы:
-
коллективно-творческая деятельность;
-
участие в районных мероприятиях;
-
участие в общелагерных мероприятиях;
-
работа творческих мастерских;
-
экскурсии в сельскую библиотеку;
-
конкурсы;
-
викторины.
-
Патриотический модуль
Формы работы:
-
Посещение краеведческого музея;
-
беседы;
-
совместное с советом музея мероприятие;
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
-
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело - это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело - событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
-
Организаторские дела (метод взаимодействия)
-
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
-
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
-
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
-
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
-
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
-
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
-
Социально-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты социально - педагогического сопровождения:
-
Диагностический;
-
Консультационный;
-
Прогностический
-
Практический.
Функции социально-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
-
Воспитательная - восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
-
Стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
-
Корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Физкультурно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-
Провести витаминизацию питания детей.
-
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
-
спортивные игры;
-
аттракционы;
-
эстафеты и соревнования;
-
спортивные праздники;
-
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)
-
организация здорового питания детей;
-
организация спортивно-массовых мероприятий:
-
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
-
-
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
-
-
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досугово- творческая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;
Соревнование; Эстафеты; Трудовой час; Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
-
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки;
-
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
-
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
-
творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
-
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
-
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
-
Альтернативного провождения времени
-
Свободного времени
-
Совместного планирования досуговой деятельности.
-
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
-
Уровень целостного детского коллектива смены;
-
Уровень отряда;
-
Уровень организации досуга в группах по интересам;
-
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
-
уход за памятниками, находящиеся на территории школьного двора;
-
беседа «Символика Российской Федерации»;
-
дискуссия «Природа моего края»;
-
посещение краеведческого музея;
-
конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
-
«Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа
-
экологический КВН
Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания
«Джангар»
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
-
совещание при директоре школы
-
собрание методических объединений классных руководителей.
-
совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
Апрель
Директор, зам. дир по ВР
2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
Апрель
Директор, зам. дир по ВР
3.
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Удовлетворенность работой лагерной смены.
Апрель-май
Май
Май
Июнь, июль
Начальник лагеря
Начальник лагеря
Начальник лагеря
4.
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производств.совещ по видам инструктажа.
Апрель-май
Май
Май
Директор, зам. по ВР
Начальник лагеря
Начальник лагеря
Начальник лагеря
5.
Организация оздоровительного лагеря.
Комплектование отрядов
Разработка плана воспитательной работы
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация питания в лагере дневного пребывания.
Май
Начальник лагеря
6.
Проведение лагерной смены
Июнь, июль
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
7.
Подведение итогов и анализ работы лагеря дневного пребывания
1.совещание при директоре школы;
2. планерки с педагогическим коллективом лагеря;
30 июня,
28 июля
ежедневно
Директор, зам. дир по ВР
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
Условия реализации программы
-
Нормативно-правовые условия
-
Конституция РФ
-
Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
-
Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
-
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.
-
Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.
-
Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).
-
Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.
-
Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» (включенная в состав президентской программы «Дети России»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.
-
Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
-
Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.
-
Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.
-
Устав МОУ «Чилгирская СОШ»
-
Положение о лагере дневного пребывания.
-
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в лагере дневного пребывания.
-
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
-
Приказы отдела образования.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Акт приемки лагеря.
-
Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
-
Финансирование из местного бюджета;
-
спортивный зал;
-
школьная библиотека;
-
столовая;
-
спортивная площадка;
-
кабинеты;
-
ТСО;
-
художественные средства, игры настольные и др.;
-
хозяйственный инвентарь.
-
аудиотека, фонограммы
-
канцелярские принадлежности
-
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Система контроля за реализацией программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Социальный педагог
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Социальный педагог
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Ожидаемые результаты
-
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
-
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
-
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
-
Укрепление здоровья школьников.
-
Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
-
Лидерские способности.
-
Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
-
Умение общения с взрослыми и сверстниками.
-
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
-
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
-
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.