Методические рекомендации по организации лагеря дневного пребывания

Учеба в школе – это привычное занятие, которому наши дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учеба – твое основное дело, ученье – свет»… Но вот приходят каникулы, и те, же взрослые соглашаются с тем, что от школы нужно отдохнуть. Что же такое отдых? Это не состояние покоя, а такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению хорошего самочувствия, работоспособности. Отдых – это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена события. И – бытия. Таким образом, проблема организации летнего отдыха всегда актуальна. Пребывание ребенка в лагере – это уже отдых. Отдых от проблем и забот учебного года. Но лагерь имеет немалый образовательный потенциал. Здесь дети получают навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
















Методические материалы

туристско-краеведческой направленности

«Организация летнего отдыха учащихся»











Богаева Алена Сергеевна,

зам.директора по ВР

МБОУ «Чилгирская СОШ»

паспортные данные: 8598 011929

выдан Яшкульским РОВД РК

09.03.1999 г , 082-014.

адрес: 359165, РК

Яшкульский район, п.Чилгир,

ул.Лопатина,31






2012 год

Программа лагеря дневного пребывания

Методические рекомендации

по организации летнего отдыха обучающихся

Богаева Алена Сергеевна,

заместитель директора по ВР

МБОУ «Чилгирская СОШ»

Пояснительная записка.

Учеба в школе - это привычное занятие, которому наши дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учеба - твое основное дело, ученье - свет»… Но вот приходят каникулы, и те, же взрослые соглашаются с тем, что от школы нужно отдохнуть.

Что же такое отдых? Это не состояние покоя, а такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению хорошего самочувствия, работоспособности. Отдых - это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена события. И - бытия. Таким образом, проблема организации летнего отдыха всегда актуальна.

Пребывание ребенка в лагере - это уже отдых. Отдых от проблем и забот учебного года. Но лагерь имеет немалый образовательный потенциал. Здесь дети получают навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт.

Каникулы в МБОУ «Чилгирская СОШ» традиционно рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения взрослых. С точки зрения детей, каникулы - это оптимальное время для отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений. С точки зрения взрослых, каникулы - это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка или молодого человека с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека, расширение поля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года для учащихся - 7 - 14 лет. В условиях лагеря дневного пребывания реализуется программа гражданско - патриотического направления. Для этого школа имеет материально-технические средства (компьютеры, спортивный инвентарь, аудио и видео аппаратуру).

Организация летнего отдыха осуществляется по направлению:

  • Гражданско- ­патриотическое.

Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, воспитание лучших черт гражданина, развитие творческих способностей детей.

Методические рекомендации по организации лагеря дневного пребывания

Задачи программы

  1. Создавать условия для организованного отдыха детей.

  2. Развивать творческое мышление.

  3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, осуществлять профилактику асоциальных явлений.

  4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

  5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.


Концепция программы

Концептуальные основы деятельности.

Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и социальная, и оздоровительная - поскольку они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком - либо направлении деятельности.




Этапы реализации программы

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и методического объединения классных руководителей по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Джангар»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «академия творчества»;

  • формирование органов самоуправления,

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Идет организационная работа по созданию ЦОМ (центр общественного мнения), службы спасения, стенгазеты.

Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.


  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.

Механизм реализации программы


Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности.

Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Игра предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль.

Формы работы:

  • планирование;

  • подготовка к лагерной смене;

  • оформление лагеря;

  • подготовка материальной базы;

  • определение обязанностей;

  • подготовка к сдаче приемной комиссии.

  • организация питания в лагере дневного пребывания.


  1. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  • утренняя зарядка;

  • встречи с медицинским работником;

  • влажная уборка, проветривание;

  • беседы о вредных привычках;

  • организация питания воспитанников;

  • спортивные праздники;

  • экскурсии;

  • работа спортивных секций;

  • подвижные игры;

  • работа инструктора по физической культуре и спорту.

3. Творческий модуль

Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;

  • участие в районных мероприятиях;

  • участие в общелагерных мероприятиях;

  • работа творческих мастерских;

  • экскурсии в сельскую библиотеку;

  • конкурсы;

  • викторины.


  1. Патриотический модуль

Формы работы:

  • Посещение краеведческого музея;

  • беседы;

  • совместное с советом музея мероприятие;


Методическое сопровождение программы

Для эффективной работы в лагере активно используются:

  1. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело - это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело - событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия)

  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)

  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)

  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)

  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)

  6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)

  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Социально-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты социально - педагогического сопровождения:

  • Диагностический;

  • Консультационный;

  • Прогностический

  • Практический.

Функции социально-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  • Воспитательная - восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

  • Стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

  • Корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.


Основное содержание программы


Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:


Физкультурно - оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Провести витаминизацию питания детей.

  2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;

  • спортивные игры;

  • аттракционы;

  • эстафеты и соревнования;

  • спортивные праздники;

  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий:

  • подвижные спортивные игры.


Организация активного досуга

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Задачи:

    1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.

  1. Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досугово- творческая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы:

Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;

Соревнование; Эстафеты; Трудовой час; Занятия в кружках.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

  • Альтернативного провождения времени

  • Свободного времени

  • Совместного планирования досуговой деятельности.

  • Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

  • Уровень целостного детского коллектива смены;

  • Уровень отряда;

  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

  • Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.

Работа по патриотическому воспитанию


Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы:

  • уход за памятниками, находящиеся на территории школьного двора;

  • беседа «Символика Российской Федерации»;

  • дискуссия «Природа моего края»;

  • посещение краеведческого музея;

  • конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»

  • «Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа

  • экологический КВН









Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания

«Джангар»


№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

  1. совещание при директоре школы

  2. собрание методических объединений классных руководителей.

  3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время

Апрель

Директор, зам. дир по ВР

2.

Определение направлений и форм организации каникулярного времени.

Апрель

Директор, зам. дир по ВР

3.

Диагностика.

Учет мнений и запросов родителей.

Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.

Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.

Удовлетворенность работой лагерной смены.


Апрель-май


Май


Май


Июнь, июль


Начальник лагеря

Начальник лагеря

Начальник лагеря

4.

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

Проведение педагогических советов лагеря.

Проведение производств.совещ по видам инструктажа.


Апрель-май



Май




Май

Директор, зам. по ВР

Начальник лагеря

Начальник лагеря

Начальник лагеря

5.

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

Разработка плана воспитательной работы

Оформление лагерной смены.

Подготовка к сдаче приемной комиссии.

Организация питания в лагере дневного пребывания.

Май

Начальник лагеря

6.

Проведение лагерной смены

Июнь, июль


Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря

7.

Подведение итогов и анализ работы лагеря дневного пребывания

1.совещание при директоре школы;

2. планерки с педагогическим коллективом лагеря;



30 июня,

28 июля


ежедневно

Директор, зам. дир по ВР

Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря


Условия реализации программы

  1. Нормативно-правовые условия

  1. Конституция РФ

  2. Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»

  3. Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  4. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

  5. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.

  6. Конвенция о правах ребенка ООН, 1991г.

  7. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996).

  8. Федеральный Закон от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах систе­мы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних» // Российская газета от 30.06.1999. - № 121.

  9. Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха де­тей» (включенная в состав президентской программы «Дети Рос­сии»). Предусматривает систему мер по развитию сети оздорови­тельно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.

  10. Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государствен­ного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное об­разование «4-5 2000 г. Стр. 269.

  11. Приказ МО РФ № 2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыва­нием, лагерей труда и отдыха». Журнал «Народное образование» № 3, 2002 г., стр. 249.

  12. Инструкция об охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций.

  13. Устав МОУ «Чилгирская СОШ»

  14. Положение о лагере дневного пребывания.

  15. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  16. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  17. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в лагере дневного пребывания.

  18. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  19. Приказы отдела образования.

  20. Должностные инструкции работников.

  21. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

  22. Акт приемки лагеря.

  23. Планы работы.

2.Материально-технические условия предусматривают:

  • Финансирование из местного бюджета;

  • спортивный зал;

  • школьная библиотека;

  • столовая;

  • спортивная площадка;

  • кабинеты;

  • ТСО;

  • художественные средства, игры настольные и др.;

  • хозяйственный инвентарь.

  • аудиотека, фонограммы

  • канцелярские принадлежности

  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.


Система контроля за реализацией программы

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Социальный педагог

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Социальный педагог

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Ожидаемые результаты

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

  4. Укрепление здоровья школьников.

  5. Личностный рост участников смены.

Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:

  • Лидерские способности.

  • Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.

  • Умение общения с взрослыми и сверстниками.

  • Высказывание и отстаивание своей точки зрения.

  • Видение ошибок и умение находить пути их исправления;

  • Уважение мнения других.

Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.


© 2010-2022