Доклад Интеграция урочной и внеурочной деятельности методами реализации программы «Здоровое питание»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности методами реализации программы «Здоровое питание».

Т. М. Горанчук, МБОУ СОШ № 14, г. Новошахтинск.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373) п. 19.7., предусматривается необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. [1]

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков и носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие интеллектуальных, личностных, культурных качеств учащегося, формирования его культуры здоровья, имиджа здорового образа жизни. [4]

Для того чтобы повысить культурный уровень учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая должна представлять собой целостную систему.

Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе может осуществляться на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Формирование здорового образа жизни, в том числе и культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. [2]

Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья - в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта "нездоровья", они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни.

В начале учебного года мною было проведено анкетирование учащихся 2-3 классов «Что ты любишь есть?».

Получила следующие результаты:

- на завтрак дети едят в основном бутерброды, а не кашу, есть которую советуют лучшие диетологи нашей страны;

- некоторые ученики вовсе не завтракают;

- меня порадовало, что фрукты и овощи едят и любят все;

- в обед все едят суп;

- чипсы едят многие;

- в рационе питания много сладостей;

- больше всего любят пить газировку.

Вывод - основное питание наших школьников неблагоприятно для их здоровья.

Важность здорового и полноценного питания для нормального роста и развития является очевидной. Каждый обучающийся, воспитанник должен быть обеспечен пищевыми веществами, необходимыми ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа с учетом его возрастных и физиологических потребностей, а также времени пребывания в образовательном учреждении. [2]

Поэтому работа по формированию культуры здоровья и питания в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка) - организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника. В таких играх "незаметно" для ребенка происходит формирование полезной привычки.

В нашей школе решение задач по формированию здорового образа жизни и культуры питания реализуются через интегрирование программ урочной и внеурочной деятельности, организуются тематические внеклассные мероприятия, ведется просветительская работа с родителями.

Темы правильного питания школьника и основ здорового образа жизни изучают на уроках окружающего мира, теоретических занятиях физической культуры. На уроках математики и русского языка в текстах задач и упражнений по правописанию приводятся примеры полезных для здоровья продуктов питания, организации режима дня и т.д.

Так, в рамках образовательного процесса на уроках окружающего мира в 3 классе изучают тему «Питание человека»; на уроках теоретических занятий физкультуры отводятся часы на изучение тем - «Личная гигиена», «Органы пищеварения», «Пища и питательные вещества», «Вода и питьевой режим».

Углублять и закреплять полученные знания на общеобразовательных уроках школьникам помогают занятия внеурочной деятельности программы «Школа здоровья», одним из разделов которой является курс «Разговор о здоровом питании».

Занятия проходят один раз в неделю по 35 мин.

Возраст детей - 9-10 лет

Инициатором программы «Разговор о правильном питании» выступает компания «Нестле Россия», а авторами являются директор Института возрастной физиологии, академик Российской Академии Образования М. Безруких, к.б.н. Т. Филиппова, к.п.н. А. Макеева.

Программа «Разговор о правильном питании» содержит 2 части (модуля):

1 часть «Разговор о правильном питании» предназначена для детей 6 - 8 лет, т. е. учеников 1 или 2 классов;

2 часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для детей 9-11 лет - учеников 3 или 4 классов.

Программа - важный компонент формирования культуры здоровья. Пищевые привычки формируются с детства, у взрослого человека их очень сложно изменить, поэтому так важно сформировать у детей правильное пищевое поведение. [5]

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний. [6]

Цель программы: формирование у младших школьников основ рационального питания; воспитание культуры здоровья; осознание здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи программы:

  • Формирование знаний о влиянии различных продуктов питания на состояние здоровья детей.

  • Ознакомление с историей происхождения народной кухни.

  • Формирование умения излагать состав продуктов, объяснять их полезность или вред.

  • Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

  • Формирование мотивации здорового образа жизни.

  • Побуждение детей к формированию и сохранению здоровья собственными силами.

  • Укрепить здоровье за счет повышения знаний о питании.

  • Воспитание нравственных качеств личности: любовь к Родине и ее народу, традициям, доброжелательное отношение к товарищам, умение сотрудничать, коллективизм.

  • Развитие мотивации к исследовательской деятельности.

В учебно - методический комплект «Разговор о здоровье и правильном питании» входят рабочие тетради для учащихся, плакаты, информационные плакаты для родителей.

Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Практика показала, что заполнение дневника, способствует не только закреплению навыков гигиены, но и развитию самооценки, что не менее важно.

Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, соответствующих представленному сюжету; отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.

Для достижения результатов применяются образовательные технологии: викторины, игры, тематические праздники, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры и др.

Использование этого комплекта направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.

За истекший период с начала учебного года я уже могу констатировать результаты в изменении поведения и приобретения новых поведенческих навыков моих учеников, а именно:

- 90% учащихся совместно с родителями составили индивидуальный распорядок дня, в котором определено время приемов пищи;

- 100% учеников получают завтраки в школьной столовой, а некоторые там же и обедают;

- многие дети уже осознали пагубное влияние на организм употребления чипсов и сладких газированных напитков;

- ограничили в своем рационе употребление конфет, пирожных и сладких булочек, а так же колбасных изделий;

- включили в свое ежедневное меню каши, овощные блюда, молоко, кефир, сметану;

- соблюдают правила личной гигиены - моют руки перед едой;

- не употребляют в пищу немытых овощей и фруктов.

В связи с этим можно сделать вывод, что интеграция урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры питания наших школьников дает положительные результаты. В перспективе - дальнейшая практическая воспитательная работа, направленная на углубление знаний детей о правилах здорового образа жизни. Готовности соблюдать эти правила; развитие интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов. Условием успешной реализации программы является непременное вовлечение в данную работу родителей.

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости соблюдения правил питания школьников, в соответствии с которыми должен быть составлен режим питания в семье - необходимое условие успешной реализации программы. При двухразовом питании в школе (2-ой завтрак и обед) дома у ребенка должен быть завтрак, полдник и ужин. При трехразовом питании - завтрак и ужин.

Проблемы:

1. Нехватка свободных кабинетов;

2. Нарушения в организации работы столовой (обеспеченность кадрами).

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

2. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

3. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.

4. Воронцов А.Б. Новая философия оценки в начальной школе // Методическая газета «Начальная школа». - М.: ИД «Медиа-Пресса», 2007, №1, с.5-10.

5. Безруких, М.М. Макеева, А.Г. Филиппова, Т.А. Разговор о здоровье и правильном питании/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 80с.

6. Безруких, М.М. Макеева, А.Г. Филиппова, Т.А. Две недели в лагере здоровья/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 80с.



© 2010-2022