Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Данное занятие славянского культурного центра направлено на воспитание любви к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Позволит углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомит с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Учащиеся научатся выделять характерные средства художественной вырази­тельности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матре­шек из Се...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие славянского культурного центра «Истоки»

Тема: Русская матрёшка

Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Задачи: Обучить умению выделять характерные средства художественной вырази­тельности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матре­шек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписы­вать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполнен­ных работ, уважать мнение товарища.

Тип занятия: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, презентация «Красавица матрёшка»; иллюстрации, рисунки и макеты матрёшек разных видов, ватман, цветные маркеры, вырезанные силуэты матрёшек, кисточки, гуашь, краски, карандаши; русские народные песни.

Содержание занятия:

1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели занятия. 3. Объяснение нового материала. а) беседа о возникновении и видах русской матрешки; б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки. 4. Закрепление изученного материала 5. Практическая работа. 6. Подведение итогов занятия

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

2. Сообщение темы занятия.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

(Слайд презентации №2,)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

В этой молодице,
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей, темница. (Матрешка)

(Слайд презентации №3)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

3. Объяснение нового материала.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

(Слайд презентации № 4)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Если вы считаете "русскую матрешку" исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец - малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок.

(Слайд презентации №5)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

(Слайд презентации №6)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Матрешка - символ материнства

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весь­ма условен.

(Слайд презентации №7)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Образ женщины - матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

Условны форма игрушки, изображе­ние ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация "исконно русских".

Как же появляется на свет матрёшка?

(Слайд презентации №8)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №9)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Технология изготовления и росписи матрешки

Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лаки­руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при­обретают особую яркость.

Этапы росписи матрешки. (Слайды презентации №10, №11 - №15)

  • Шлифовка заготовки

  • Обводка контура узора

  • Прорисовывание фона

  • Прорисовывание деталей

  • Окончательная обводка

  • Лакировка

(Слайд презентации №10)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №11)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №12)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №13)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №14)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №15)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

(Слайд презентации №16)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

На сегодняшний день существуют три основных центра росписи матрешек:

- Сергиев Посад Московской области;

- Семеново Нижегородской области;

- Полхов-Майдан Нижегородской области.

Итак, давайте рассмотрим особенности росписи каждого из этих центров.

(Слайд презентации №17)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

МАТРЕШКА из Сергиева Посада

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

(Слайд презентации №18)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №19)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на Сергиево-посадскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и, чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

(Слайд презентации №20)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №21)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский-Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Ребята, а в чём различия матрёшек?

(Слайд презентации №22)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Различия

Итак, давайте перечислим различия матрешек .

- В узоре, цветовой гамме, чертах лица, форме тела.

Вы правильно заметили, что разные выражения лица.

У кого какое?

-у матрешки из Сергиева Посада волосы русые, лицо улыбчивое.

У Семеновских - лицо взрослое, глаза строгие, брови с подчеркнутым изгибом, гладкие волосы.

- у матрешек из Полхов Майдана - горделивая, глаза строгие, кудрявые волосы.

Молодцы, вы подметили самое главное.

Современные авторские матрешки

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ.

(Слайд презентации №23)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №24)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №25)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Веселые художники»

С завязанными глазами под мелодию "Песенка о смешном человечке" А. Пахмутовой нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие - с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

4. Закрепление изученного материала

игра «Угадай-ка»

(Слайд презентации №26)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №27)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №28)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №29)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №30)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №31)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №32)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

(Слайд презентации №33)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

5. Практическая работа

Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрёшки, которую вы будите делать на следующих занятиях. Мы с вами создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму.(Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое)

Последовательность выполнения работы:

1. Обведи по контуру матрешку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2 - е горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа - на прямой ряд), в средней части - глаза, а в нижней - губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

Какую матрешку ты задумал?

- Кому ее можно подарить? (другу, подруге, гостям)

По окончании работы дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

6. Подведение итогов

(Слайд презентации №34)

Занятие славянского культурного центра - Русская матрёшка

Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. (Ответы и рассказы детей)

Молодцы! Вы сегодня великолепно работали.

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: " До встречи, милые друзья!"


Литература используемая при подготовке занятия:

1. Н. Н. Алексахина "Матрешка", Народное образование, 1998, стр. 201.

2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.
3. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. - М.: Советская Россия, 1969.
4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.
5. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. - М.: Просвещение, 1979.
7. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.
8. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. - М.: Детская литература, 1977.
9. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. - Л.: Лениздат, 1974.
10. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1980.
11. deaftime.ru - 18

12. rustoys.ru/zakroma/matresh.htm - 7 Кб

© 2010-2022