Воспитательная программа 5-9 класс Мы будущее России

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»




РАССМОТРЕНО


УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом

совете ОУ от _______2015 г.

Протокол № ____

приказом от ______2015 г

№ ________

Директор школы

_________ Т. Н. Подлесных

подпись расшифровка подписи



Воспитательная программа

«Мы - будущее России»


(5-9 класс)





Классный руководитель: Плужник М. И.









2015 год









Воспитательная программа

«Мы - будущее России»


(5-9 класс)










Плужник М.И.













2015 г.




Пояснительная записка.


В последнее время, в связи со сложной социально-экономической обстановкой внутри страны, а так же непростой геополитической обстановкой в мире приобретает особую актуальность и значимость патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов - патриота своей Родины.

Таким образом, моя воспитательная программа «Мы - будущее России» направленная на гражданско-патриотическое воспитание, соответствует приоритетным задачам воспитания подрастающего поколения. Программа воспитания обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта Стратегии развития образования 2015-2025г и рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2015-2020 уч. годы).

Цель:

Формирование у детей среднего школьного возраста гражданственности, чувства патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.

Задачи:

  1. Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны.

  2. Изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;


  1. Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, гордости за героическое прошлое своей Родины, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа.

  2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи, развитие нравственных взаимоотношений в семье.

  3. Развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными, понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

  4. Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся.

Принципы реализации программы.

Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности - уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.

Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия - придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Принцип успешности - в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно - ориентированный подход - учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.




Направления воспитательной работы


Направление

(название блока)


Основное содержание


Формы работы




«Я живу на родной земле»

Знакомство с историей Курской области, своего посёлка, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.

Деятельность по благоустройству школьного двора, парка, аллеи ветеранов.

Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.

Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев.

Проекты. Экскурсии, встречи с интересными людьми.

Субботники, трудовые десанты и акции.




«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России.

Приобщение учащихся к различным формам физической культуры.

Развитие экологической культуры.

Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул.

Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках.

Тематические и проблемные классные часы, дискуссии, диспуты, концерты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, конкурсах.

Походы, экологические акции.



«Защитники Отечества - истинные сыны России»

Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России.

Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.

Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы.

Участие в митингах.

Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.

Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий - нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества.

Экскурсии в музей.






«Жить в XXI веке!»

Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке.

Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке.

Классные часы, дискуссии, проблемные столы.

Проведение конкурсов по теме «Я - гражданин третьего тысячелетия».

Разработка и защита проектов

Формы работы:

  1. Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.

  2. Уроки мужества.

  3. Митинги, торжественные линейки.

  4. Акции «Школьный двор», «Милосердие».

  5. Спортивные игры, викторины.

  6. Фестивали, конкурсы, концерты.

  7. Выставки рисунков, поделок.

  8. Экскурсии, поездки, походы.

  9. Встречи с интересными людьми.

  10. Исследовательская и проектная деятельность.

  11. Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов - хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.


Методы работы:


  • методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор;

  • методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, необычным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;

  • методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.

Ожидаемые результаты


  • Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  • Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  • Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.

  • Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее России» целесообразно использовать следующие критерии:

  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

  • Уровень воспитанности;

  • Сформированность ценностных отношений учащихся;

  • Формирование мотивации к обучению;

  • Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;

  • беседы с учащимися;

  • наблюдения;



Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.


  1. Тест интеллектуального развития

  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

  3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

  2. Методики "Репка" ("Что во мне выросло")

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1.развитость чувства прекрасного

2.сформированность других эстетических чувств


  1. Методика Торренса

  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1.состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1.комфортность ребенка в школе

2.эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Сформированность классного коллектива

1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3.сформированность совместной деятельности


  1. Методика "Наши отношения"

  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)

  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).









Условиями успешной реализации программы являются:



  • сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррек­ции здоровья учащихся.

  • изучение результативности учебной деятельности учащихся клас­са за каждый год для организации коррекционной работы;

  • сотрудничество с учителями-предметниками по изучению ин­дивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

  • изучение способностей к общению каждого ученика в коллек­тиве, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;

  • развитие желания действовать сообразно полученным нравствен­ным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.







Программное содержание.

Направления

Название мероприятия и его форма

Сроки

5 класс

«Я живу на родной земле»

1. «Я гражданин России», классный час с презентацией

2. «Государственные символы России». Конкурс герб класса, гимн класса.

3.Экскурсия в музей, «Как учились на Руси»

4. Экскурсия по родному краю. «Изучаю край родной», (Марьино, Рыльск, Суджа)

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Апрель

«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

5. «Здоровье - это главное жизненное богатство», классный час

6. Поход с родителями на природу «Красота родного края»

Ноябрь

Январь

«Защитники Отечества - истинные сыны России»

7. «Герои земли Русской», классный час

8. «След войны в моей семье» , проект.

Февраль

Май

«Жить в XXI веке!»

9. «День Российской науки» информационный классный час

Март

6 класс

«Я живу на родной земле»

1. «Ромашковая Русь», концерт

2. «День народного единства», классный час

3. «Народные традиции нашего края» (проект как я провёл лето)

Декабрь

Ноябрь

Сентябрь

«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

4. «В здоровом теле здоровый дух»

5. «Кто, если не мы?» экологический десант

январь

октябрь

«Защитники Отечества - истинные сыны России»

6.Экскурсия в Прохоровку, «Знай свою историю»

7. «Защитник Отечества -каков он?», проблемный классный час

8. «Страницы нашей истории» (освобождение п Коренево от фашистских захватчиков) Экскурсия в краеведческий музей

Май

февраль

март

«Жить в XXI веке!»

9. «Путешествие в космос», интерактивная игра

Апрель

7 класс

«Я живу на родной земле»

1. «Знай и люби свой край.» Почётные граждане нашего края. Встреча с интересным человеком.

2.Виртуальная экскурсия по культурно-историческим местам Курской области

3.Круглый стол «Я - гражданин России»

4. Святые места - Коренная пустынь

октябрь

ноябрь

декабрь

май

«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

5. «Не сломай судьбу свою», классный час с презентацией

6. Экологические проблемы нашего посёлка, исследовательский классный час

сентябрь

март

«Защитники Отечества - истинные сыны России»

7. «Дети войны»

8.Живая память (Афганистан)- встреча с участником

апрель

февраль

«Жить в XXI веке!»

9. «На пороге нанореволюции»-диспут

январь

8 класс

«Я живу на родной земле»

1. «Знай своё Отечество»-викторина

2. «Поговорим об ответственности»

3. Заповедник имени Алёхина. «Знаю, берегу свой край»

Декабрь

Ноябрь

Май

«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

4.Пресс-конференция, «Охрана природы нашей страны»

5. «Быть здоровым -быть в радости» проблемный

Март

Январь

«Защитники Отечества - истинные сыны России»

6. «У войны не женское лицо»

7. День воина интернационалиста, информационный классный час

Апрель

Февраль

«Жить в XXI веке!»

8.Профессии будущего Научно-технический прогресс, цивилизация и человек, круглый стол

9. «Моё место в этом мире» классный час-размышление

Октябрь

Сентябрь

9 класс

«Я живу на родной земле»

1.Конституция -закон жизни, проблемный классный час

2.Религиозные традиции и обычаи моей страны,

3. Мы - граждане великой России

Декабрь

Январь

Ноябрь

«Здоровый гражданин - здоровая нация!»

4. «В мире соблазнов», дискуссия

5. «Спасём земную красоту», экологический концерт

Октябрь

Апрель

«Защитники Отечества - истинные сыны России»

6. «Солдат войны не выбирает»

Февраль

«Жить в XXI веке!»

7. Информационный час Современный рынок труда

8.Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить»

9. «Кто ты в 21 веке?» конкурс

Март

Сентябрь

Май












Литература.

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России - [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

  3. Стратегия развития воспитания на 2015-2025 год. (проект)- [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

  4. Дереклева, Н.И..Справочник классного руководителя (5-9 классы) [Текст]: /Н.И. Дереклева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2006. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  5. Давыдова, А.В.Классные часы: 5 класс [Текст]: / А. В.Давыдова. - М.: ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).

  6. Савченко Е.В. Мир школьных праздников

  7. Егорова, Л.А. Родительские собрания: 9 класс [Текст]: / Л. А.Егорова. - М.: ВАКО, 2009. - 224 с. - (Учебный год)

  8. Кукушин, В.С.Теория и методика воспитательной работы [Текст]: учеб.пособие / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.-352 с. - (Педагогическое образование).

  9. Герасимова В.А. Классный час играючи (выпуск 5); ТС Сфера, 2003, 63 стр.

  10. Великородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11 классы, «ВАКО», 2006г, 224 стр.

  11. Методические рекомендации по диагностированию личностного развития школьников, Курск, 2010г, 54 стр.

© 2010-2022