- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательная программа 5-9 класс Мы будущее России
Воспитательная программа 5-9 класс Мы будущее России
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плужник М.И. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом
совете ОУ от _______2015 г.
Протокол № ____
приказом от ______2015 г
№ ________
Директор школы
_________ Т. Н. Подлесных
подпись расшифровка подписи
Воспитательная программа
«Мы - будущее России»
(5-9 класс)
Классный руководитель: Плужник М. И.
2015 год
Воспитательная программа
«Мы - будущее России»
(5-9 класс)
Плужник М.И.
2015 г.
Пояснительная записка.
В последнее время, в связи со сложной социально-экономической обстановкой внутри страны, а так же непростой геополитической обстановкой в мире приобретает особую актуальность и значимость патриотическое воспитание и гражданское становление российской молодёжи. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В различных стратегических документах, посвященных теме развития Российской Федерации, а также в программных выступлениях руководителей нашей страны, в том числе заявлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина, многократно определялась не только важность государственного внимания к сфере патриотического воспитания молодёжи, но и наличие государственного заказа на воспитание гражданина с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого, высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры разных народов - патриота своей Родины.
Таким образом, моя воспитательная программа «Мы - будущее России» направленная на гражданско-патриотическое воспитание, соответствует приоритетным задачам воспитания подрастающего поколения. Программа воспитания обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта Стратегии развития образования 2015-2025г и рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2015-2020 уч. годы).
Цель:
Формирование у детей среднего школьного возраста гражданственности, чувства патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
-
Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны.
-
Изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
-
Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, гордости за героическое прошлое своей Родины, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа.
-
Более содержательное знакомство с историей своей семьи, развитие нравственных взаимоотношений в семье.
-
Развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными, понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
-
Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся.
Принципы реализации программы.
Принцип общественной направленности: Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.
Принцип гуманистической направленности - уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.
Принцип природосообразности и учёта возрастных особенностей- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте.
Принцип субъектности - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
Принцип социального взаимодействия - придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности - соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Принцип успешности - в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно - ориентированный подход - учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Направления воспитательной работы
Направление
(название блока)
Основное содержание
Формы работы
«Я живу на родной земле»
Знакомство с историей Курской области, своего посёлка, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.
Деятельность по благоустройству школьного двора, парка, аллеи ветеранов.
Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.
Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев.
Проекты. Экскурсии, встречи с интересными людьми.
Субботники, трудовые десанты и акции.
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России.
Приобщение учащихся к различным формам физической культуры.
Развитие экологической культуры.
Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул.
Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках.
Тематические и проблемные классные часы, дискуссии, диспуты, концерты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, конкурсах.
Походы, экологические акции.
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России.
Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.
Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы.
Участие в митингах.
Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.
Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий - нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества.
Экскурсии в музей.
«Жить в XXI веке!»
Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке.
Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке.
Классные часы, дискуссии, проблемные столы.
Проведение конкурсов по теме «Я - гражданин третьего тысячелетия».
Разработка и защита проектов
Формы работы:
-
Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.
-
Уроки мужества.
-
Митинги, торжественные линейки.
-
Акции «Школьный двор», «Милосердие».
-
Спортивные игры, викторины.
-
Фестивали, конкурсы, концерты.
-
Выставки рисунков, поделок.
-
Экскурсии, поездки, походы.
-
Встречи с интересными людьми.
-
Исследовательская и проектная деятельность.
-
Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов - хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.
Методы работы:
-
методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор;
-
методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, необычным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
-
методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Ожидаемые результаты
-
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
-
Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
-
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
-
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
-
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания
Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее России» целесообразно использовать следующие критерии:
-
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
-
Уровень воспитанности;
-
Сформированность ценностных отношений учащихся;
-
Формирование мотивации к обучению;
-
Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
-
различные методики диагностики;
-
беседы с учащимися;
-
наблюдения;
Мониторинг эффективности программы.
Показатели
Методики изучения
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:
1. освоение учащимися образовательной программы
2. развитость мышления
3. познавательная активность учащихся
4.сформированность учебной деятельности.
-
Тест интеллектуального развития
-
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
-
Педагогическое наблюдение.
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:
1. нравственная направленность личности
2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
-
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
-
Методики "Репка" ("Что во мне выросло")
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:
1. коммуникабельность
2. сформированность коммуникативной культуры учащихся
3. знание этикета поведения
-
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
-
Педагогическое наблюдение
Сформированность эстетического потенциала ученика
1.развитость чувства прекрасного
2.сформированность других эстетических чувств
-
Методика Торренса
-
Педагогическое наблюдение
Сформированность физического потенциала ученика
1.состояние здоровья
2. развитость физических качеств личности
Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе
1.комфортность ребенка в школе
2.эмоционально-психологическое положение ученика в классе
1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
Сформированность классного коллектива
1.состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
2. развитость самоуправления
3.сформированность совместной деятельности
-
Методика "Наши отношения"
-
Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)
-
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).
Условиями успешной реализации программы являются:
-
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.
-
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
-
сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
-
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
-
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
-
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
Программное содержание.
Направления
Название мероприятия и его форма
Сроки
5 класс
«Я живу на родной земле»
1. «Я гражданин России», классный час с презентацией
2. «Государственные символы России». Конкурс герб класса, гимн класса.
3.Экскурсия в музей, «Как учились на Руси»
4. Экскурсия по родному краю. «Изучаю край родной», (Марьино, Рыльск, Суджа)
Сентябрь
Декабрь
Октябрь
Апрель
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
5. «Здоровье - это главное жизненное богатство», классный час
6. Поход с родителями на природу «Красота родного края»
Ноябрь
Январь
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
7. «Герои земли Русской», классный час
8. «След войны в моей семье» , проект.
Февраль
Май
«Жить в XXI веке!»
9. «День Российской науки» информационный классный час
Март
6 класс
«Я живу на родной земле»
1. «Ромашковая Русь», концерт
2. «День народного единства», классный час
3. «Народные традиции нашего края» (проект как я провёл лето)
Декабрь
Ноябрь
Сентябрь
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
4. «В здоровом теле здоровый дух»
5. «Кто, если не мы?» экологический десант
январь
октябрь
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
6.Экскурсия в Прохоровку, «Знай свою историю»
7. «Защитник Отечества -каков он?», проблемный классный час
8. «Страницы нашей истории» (освобождение п Коренево от фашистских захватчиков) Экскурсия в краеведческий музей
Май
февраль
март
«Жить в XXI веке!»
9. «Путешествие в космос», интерактивная игра
Апрель
7 класс
«Я живу на родной земле»
1. «Знай и люби свой край.» Почётные граждане нашего края. Встреча с интересным человеком.
2.Виртуальная экскурсия по культурно-историческим местам Курской области
3.Круглый стол «Я - гражданин России»
4. Святые места - Коренная пустынь
октябрь
ноябрь
декабрь
май
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
5. «Не сломай судьбу свою», классный час с презентацией
6. Экологические проблемы нашего посёлка, исследовательский классный час
сентябрь
март
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
7. «Дети войны»
8.Живая память (Афганистан)- встреча с участником
апрель
февраль
«Жить в XXI веке!»
9. «На пороге нанореволюции»-диспут
январь
8 класс
«Я живу на родной земле»
1. «Знай своё Отечество»-викторина
2. «Поговорим об ответственности»
3. Заповедник имени Алёхина. «Знаю, берегу свой край»
Декабрь
Ноябрь
Май
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
4.Пресс-конференция, «Охрана природы нашей страны»
5. «Быть здоровым -быть в радости» проблемный
Март
Январь
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
6. «У войны не женское лицо»
7. День воина интернационалиста, информационный классный час
Апрель
Февраль
«Жить в XXI веке!»
8.Профессии будущего Научно-технический прогресс, цивилизация и человек, круглый стол
9. «Моё место в этом мире» классный час-размышление
Октябрь
Сентябрь
9 класс
«Я живу на родной земле»
1.Конституция -закон жизни, проблемный классный час
2.Религиозные традиции и обычаи моей страны,
3. Мы - граждане великой России
Декабрь
Январь
Ноябрь
«Здоровый гражданин - здоровая нация!»
4. «В мире соблазнов», дискуссия
5. «Спасём земную красоту», экологический концерт
Октябрь
Апрель
«Защитники Отечества - истинные сыны России»
6. «Солдат войны не выбирает»
Февраль
«Жить в XXI веке!»
7. Информационный час Современный рынок труда
8.Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить»
9. «Кто ты в 21 веке?» конкурс
Март
Сентябрь
Май
Литература.
-
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России - [Электронный ресурс] standart.edu.ru/
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - [Электронный ресурс] standart.edu.ru/
-
Стратегия развития воспитания на 2015-2025 год. (проект)- [Электронный ресурс] standart.edu.ru/
-
Дереклева, Н.И..Справочник классного руководителя (5-9 классы) [Текст]: /Н.И. Дереклева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2006. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
-
Давыдова, А.В.Классные часы: 5 класс [Текст]: / А. В.Давыдова. - М.: ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).
-
Савченко Е.В. Мир школьных праздников
-
Егорова, Л.А. Родительские собрания: 9 класс [Текст]: / Л. А.Егорова. - М.: ВАКО, 2009. - 224 с. - (Учебный год)
-
Кукушин, В.С.Теория и методика воспитательной работы [Текст]: учеб.пособие / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.-352 с. - (Педагогическое образование).
-
Герасимова В.А. Классный час играючи (выпуск 5); ТС Сфера, 2003, 63 стр.
-
Великородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11 классы, «ВАКО», 2006г, 224 стр.
-
Методические рекомендации по диагностированию личностного развития школьников, Курск, 2010г, 54 стр.