- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему «Креативность. Что это?»
Классный час на тему «Креативность. Что это?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Камалова И.Б. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Креативность. Что это?
I. 1. Определений креативности существует огромное количество. Но в науку мы углубляться не будем, остановимся на том, что креативность - это некий набор качеств, иначе определяемых как способность к творчеству. Это понятно уже по этимологии слова (англ. create - творить). А творчество в широком смысле - это способность создать или придумать что-то новое, действовать в ситуации неопределенности. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, «это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды».
Творчество проявляется там, где нет четких алгоритмов действия и готовых вариантов решения проблем, т.е в любой жизненной ситуации. И поэтому творческие способности подразумевают целый набор качеств. Например, это гибкость мышления, независимость, развитое воображение - все, что противоречит шаблонности и обыденности. Все люди изначально обладают этими качествами, но, как вы понимаете, любые способности - величина переменная. Это не то, что дается человеку раз и навсегда, их можно как развить, так и задушить.
Если понаблюдать за маленькими детьми, можно заметить, что их мышление значительно отличается от мышления взрослого. Они фантазируют, постоянно что-то изобретают, иногда просто ставят взрослых в тупик своими суждениями и поступками. И исследователи подтверждают, самые креативные люди - это дошкольники! А к окончанию школы их творческие способности снижаются раза в два. Правда, стоит отметить, что это относится к российским детям, показатели американских учеников того же возраста скорее возрастают. Почему так происходит?
Можно предположить, что это связано с принятой системой образования. Большинство учебных задач, которые мы решаем в школе (и в вузе), имеют единственный правильный ответ и решаются по определенному алгоритму.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
2. Как вы думаете, какие критерии есть у креативности?
(ответы учащихся)
Критерии креативности:
-
беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
-
оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
-
гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем:
-
восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
-
метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению;
-
удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
II. Как работает наш мозг
Хотя на 100% не доказано, но господствует мнение, что правое полушарие отвечает за креативную деятельность и видение картины целиком, а левое - за аналитическую деятельность и детали. Люди с более развитым правым полушарием мозга являются более креативными, а левополушарные люди достигают больше успехов в аналитической работе. Мы с вами недавно проводили тестирование на господствующее полушарие (накануне провести тестирование по опроснику Аннета и обработать результаты). Вот его результаты.
III. Практическое советы «Тренируйся каждый день»
1. Расслабь свою левую «ладонь»
Ладони напрямую связаны с мозгом. Например, если хочешь быстро забыть заботы перед сном, сконцентрируй свое внимание на ладонях, представь, что они абсолютно расслаблены и становятся все теплее и теплее.
Правая ладонь связана с левым аналитическим полушарием мозга, а левая - с правым креативным полушарием. Поэтому, например, многие творческие люди являются левшами.
Если твоя левая ладонь напряжена, то и твое правое полушарие будет напряжено. Если хочешь увеличить его творческую продуктивность, расслабь свою левую ладонь либо усилием мысли, либо с помощью быстрой медитации, либо обмыв ее теплой водой - любым методом, который тебе больше подходит.
2. Если хочешь достичь выдающихся успехов, одного таланта, который, как известно составляет лишь 1% гения, недостаточно.
Необходимо практиковать креативность каждый день, чтобы наращивать мастерство и сохранять эластичность мозгов.
IV. Практическое занятие «Насколько вы креативный, творческий человек?»
-
А) Тест Торренса
«Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур - см. картинку ниже. А также придумать название к каждому рисунку.
Б) После выполнения проводится обработка результатов.
2. Языковая креативность
В данном поэтическом тексте вставьте пропущенные слова, учитывая рифму:
Англичане любят
Есть на ужин пудинг,
Потому что пудинг-
Очень вкусный……
Тот, кто любит пудинг, И часто ходит в……..
Не бывает ……………,
А бывает………………
Назовите одним словом:
Магазин без продуктов………………………..
Любимую пуговицу……………………………
Сыр без дырок…………………………………
Стул, из которого торчит гвоздь……………..
Открытое окно…………………………………
Г) Чтение поэтических отрывков и придуманных слов.
V. Задание на дом: Придумайте страну, назовите её жителей, как называется язык, на котором они общаются. Также придумайте инфраструктуру выдуманного вами государства.