Классный час на тему «Креативность. Что это?»

Классный час на тему «Креативность.Что это?» может быть проведён в 8-11 классах.       На данном занятии учащиеся познакомятся с таким интересующим их понятием, как креативность, попробуют определить критерии креативности и сравнить их с теми, которые выделяют психологи, получат практические советы.     Вторая часть занятия имеет практическую направленность, на которой проверяется креативное мышление каждого обучающегося с использованием методики Торренса, также предлагаются задания на развитие ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Креативность. Что это?

I. 1. Определений креативности существует огромное количество. Но в науку мы углубляться не будем, остановимся на том, что креативность - это некий набор качеств, иначе определяемых как способность к творчеству. Это понятно уже по этимологии слова (англ. create - творить). А творчество в широком смысле - это способность создать или придумать что-то новое, действовать в ситуации неопределенности. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, «это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды».

Творчество проявляется там, где нет четких алгоритмов действия и готовых вариантов решения проблем, т.е в любой жизненной ситуации. И поэтому творческие способности подразумевают целый набор качеств. Например, это гибкость мышления, независимость, развитое воображение - все, что противоречит шаблонности и обыденности. Все люди изначально обладают этими качествами, но, как вы понимаете, любые способности - величина переменная. Это не то, что дается человеку раз и навсегда, их можно как развить, так и задушить.

Если понаблюдать за маленькими детьми, можно заметить, что их мышление значительно отличается от мышления взрослого. Они фантазируют, постоянно что-то изобретают, иногда просто ставят взрослых в тупик своими суждениями и поступками. И исследователи подтверждают, самые креативные люди - это дошкольники! А к окончанию школы их творческие способности снижаются раза в два. Правда, стоит отметить, что это относится к российским детям, показатели американских учеников того же возраста скорее возрастают. Почему так происходит?

Можно предположить, что это связано с принятой системой образования. Большинство учебных задач, которые мы решаем в школе (и в вузе), имеют единственный правильный ответ и решаются по определенному алгоритму.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

2. Как вы думаете, какие критерии есть у креативности?

(ответы учащихся)

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

  • гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем:

  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению;

  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

II. Как работает наш мозг

Хотя на 100% не доказано, но господствует мнение, что правое полушарие отвечает за креативную деятельность и видение картины целиком, а левое - за аналитическую деятельность и детали. Люди с более развитым правым полушарием мозга являются более креативными, а левополушарные люди достигают больше успехов в аналитической работе. Мы с вами недавно проводили тестирование на господствующее полушарие (накануне провести тестирование по опроснику Аннета и обработать результаты). Вот его результаты.

III. Практическое советы «Тренируйся каждый день»

1. Расслабь свою левую «ладонь»

Ладони напрямую связаны с мозгом. Например, если хочешь быстро забыть заботы перед сном, сконцентрируй свое внимание на ладонях, представь, что они абсолютно расслаблены и становятся все теплее и теплее.

Правая ладонь связана с левым аналитическим полушарием мозга, а левая - с правым креативным полушарием. Поэтому, например, многие творческие люди являются левшами.

Если твоя левая ладонь напряжена, то и твое правое полушарие будет напряжено. Если хочешь увеличить его творческую продуктивность, расслабь свою левую ладонь либо усилием мысли, либо с помощью быстрой медитации, либо обмыв ее теплой водой - любым методом, который тебе больше подходит.

2. Если хочешь достичь выдающихся успехов, одного таланта, который, как известно составляет лишь 1% гения, недостаточно.

Необходимо практиковать креативность каждый день, чтобы наращивать мастерство и сохранять эластичность мозгов.

IV. Практическое занятие «Насколько вы креативный, творческий человек?»


  1. А) Тест Торренса

«Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур - см. картинку ниже. А также придумать название к каждому рисунку.

Классный час на тему «Креативность. Что это?»

Б) После выполнения проводится обработка результатов.

2. Языковая креативность

В данном поэтическом тексте вставьте пропущенные слова, учитывая рифму:

Англичане любят

Есть на ужин пудинг,

Потому что пудинг-
Очень вкусный……

Тот, кто любит пудинг, И часто ходит в……..

Не бывает ……………,

А бывает………………

Назовите одним словом:

Магазин без продуктов………………………..

Любимую пуговицу……………………………

Сыр без дырок…………………………………

Стул, из которого торчит гвоздь……………..

Открытое окно…………………………………

Г) Чтение поэтических отрывков и придуманных слов.

V. Задание на дом: Придумайте страну, назовите её жителей, как называется язык, на котором они общаются. Также придумайте инфраструктуру выдуманного вами государства.


© 2010-2022