Классный час по теме Дружба

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить»

«Самый прекрасный подарок

после мудрости, которым могла

бы одарить нас природа - это дружба».

Ларошфуко

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Цель: Расширить понятие ценности дружбы в окружающей действительности.

Задачи:

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы;

Содействовать формированию дружного коллектива.

Воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.

Практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию;
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга;
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию;
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь.

Материал и оборудование:
Для каждого из детей:
- Простой карандаш или ручка, клей - карандаш
- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)

- Диплом лучшего друга (купить или распечатать)
Для каждой группы:
- Конверт с пословицами в виде PUZZLE
- Листы с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе - свой конверт с разрезанными карточками)

Для учителя:
- Проектор
- Конспект
- Викторина
- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

-Плакаты с рисунками друзей
- Видео отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
- Мяч мягкий для игры

Предварительная работа:
- оформить выставку рисунков : «Винни - Пух и все - все - все», «Бременские музыканты», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Крошка Енот», «Снежная королева» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях;

-раздать детям стихи
- проверить техническое оборудование;
- подготовить места для гостей

Ход мероприятия:

I. Орг момент.

(Игровое упражнение «Найди себе подобного»).
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, бабочка и один рисунок грозовой тучи).
А сейчас найдите «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?

II. Актуализация знаний.

Послушайте притчу.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)
- Какое решение он принял? (Ответы детей.)
- Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)

-Ребята, о чем пойдет речь сегодня?


- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: "Никакое общение между людьми невозможно без дружбы". И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споем,
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом!

IV. Работа по теме внеклассного.

-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют).

(Дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружественный, друзья, дружелюбный).

- А как выдумаете, что такое дружба?(выслушиваем варианты детей)

- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.

(слайд )

Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг - это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и немало важным является терпимость к другому человеку.

-А как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?
-Сколько может длиться дружба?
-Можно ли обойтись без друзей?
-А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?
-Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много - много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).
Работа в группах: Учитель предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и водой не разольёшь. Без друга в жизни худо. Дружба как стекло разобьёшь, не сложишь. Нет друга ищи, а нашёл, береги.)

- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?

Послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».

Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать -
Друга начинай искать!

Сценка.

Петь, а Петь, ты такой сильный, крутой. Давай дружить, а?
А что ты мне за это дашь?
А я, а я … я тебе фантик дам.
Нужен мне твой фантик, ты мне лучше бинокль дай, тогда посмотрим.
Хорошо, я завтра принесу.
Ну, тогда завтра и дружить с тобой буду.

Вывод:

- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?

- Скажите ребята, можно ли дружбу купить?

- Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба - это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.

- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем).
- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах

Сейчас мы проведем викторину. Вопросы каждой команде по очереди:
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили … . Назовите этих друзей - музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)
3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)
4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)
5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
6.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
7.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили - все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
8.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни - Пух и Пятачок)

Исполняется стихотворение-сценка «Мы друзья» .
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я-
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе…отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Я как тресну!
Он как даст»
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду-
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облили нас из ведра!
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет. Он меня.

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет. Он меня.

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

- А есть ли друзья у вас?
- Почему вы считаете их друзьями?

-Какими качествами должен обладать ваш друг?


Вам предлагается задание выбрать и наклеить, те качества, которые бы вы хотели видеть в своих друзьях. (честный, умный, храбрый, смелый, внимательный, враждебный, добрый, честный, верный, грубый, любознательный, вежливый, задиристый, вредный, жадный, общительный, искренний, отзывчивый, драчливый, справедливый, ответственный, серьёзный, красивый, культурный).

(Работа в группах. Все полученные работы вывешиваем на доску)

Вывод:

- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)
- На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).
- Почему?
- Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей?
- Давайте попробуем их найти вместе!

V. Физпауза.

Давайте отдохнем. Встанем в круг. И проведем игру.
Игра с мячом по кругу. Передаем мяч по кругу и называем качества того, кому передаем мяч.

Спасибо все садитесь.

VI. Продолжение работы.
-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей?
- А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).
- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?

Ребята в жизни бывают разные ситуации. Давайте с вами разберем две из них.

Каждой команде прочитать ситуацию и ответить на вопросы.

(Разбор ситуаций в группах, дискуссия).

Ситуация №1.

Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

2. Знаете ли вы такие примеры?

Ситуация №2.

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали кружок и были отличниками. Однажды, когда проходила олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.

А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

1.Что случилось с Мишей?

2.Почему он повел себя так?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?


-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

(Рассуждение, ответы учащихся).

Я предлагаю вам, собрать еще одну пословицу:

(Легче друга потерять, чем найти).

- Как вы думаете, что означает эта пословица?
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга?
- Как его можно потерять, это же не вещь!? (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)
- А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
- Что это могут быть за правила?
- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое - нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания?
- К чему это приведет?
- Что делать, если эти правила будут соблюдать только один из ребят, или два?
- Что же делать?-

- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать другом?
- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?
-Не выдавать чужие секреты;

-Всегда быть откровенным с другом;

-Не бойся попросить прощения;

-Не груби;

-Не надо менять друзей;

-Надо быть постоянным в дружбе;

-Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;

-Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

-Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

-Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

-Давайте повесим эти правила в наш уголок и будем их соблюдать.


- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.

VII. Подведение итогов занятия. (Рефлексия)

1.Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
2. При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел!
3. Раздаются порой голоса
Что чудес никаких не имеется
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
4. Дружба -главное чудо всегда
Сто открытий- для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
5. Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

- Кого мы называем другом?

- Каких друзей нам хотелось бы иметь?

- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

6. Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие!

7. А еще моя семья -
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша -
Наша "мама классная"!

8. Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
9. Друзья всегда помогут,
Друзья всегда поймут
И всё, что нужно сделать смогут,
А главное, они не лгут!
10. Друзей хороших много не бывает,
Но все кто есть - тем дорожи.
Когда ты с ними рядом, душа не унывает,
А если у кого проблемы, тогда их поддержи.
11. Ты никогда не делай больно другу,
Ведь так легко ту дружбу потерять,
А стену дружбы очень просто поломать,
Ну а построить очень трудно!
12. Любой твоей проблеме друг дает совет,
На каждый твой вопрос всегда даёт ответ,
Поможет выйти из любой беды,
С тобой пройдёт по чёрной полосе судьбы.
И друг тебе поможет смотреть в лицо ненастью,
А вместе вы всегда найдёте счастье!
13. А если очень грустно,
В душе твоей темно,
Тебе не будет скучно,
Ведь рядом друг и всё становится светло!
14. И я хочу чтоб помнили всегда:
Храните дружбу на века,
Вместе: Ведь вместе мы одна семья!

Притча «Два друга»

Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»

Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

Научитесь писать обиды на песке и гравировать радость на камне!

(«Дерево дружбы»)
-Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей. Запишите эти качества на бумажных ладошках. И если вам сегодня понравилось и вы остались довольны возьмите красные сердечки, если остались непонятные вопросы, то желтые, а если вы остались неудовлетворенны, то желтое. Зажгите свои сердца огнём дружбы. На сердечках напишите имя друга настоящего или с кем бы вы хотели дружить.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными.. . А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!

Берегите своих друзей, ведь друга потерять так легко. Недаром говорится «Старый друг лучше новых двух».

Обратите внимание на наше «дерево дружбы», оно почти полностью покрылось листвой. Не хватает ладошек только наших гостей, давайте попросим прикрепить их на наше дерево - дерево настоящих друзей. Посмотрите - мы такие разные, но мы вместе.
-Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе возьмемся за руки и исполним песенку о дружбе.
( Ребята исполняют песню «Настоящий друг».

Всем огромное спасибо за работу.


© 2010-2022