Конфликт и его разрешение

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология педагогического разрешения конфликта

ПЛАН

1. Понятие конфликта.

2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

3. Особенности педагогических конфликтов.

4. Причины конфликтов.

5. Причины конфликтов в подростковой среде.

6. Конструктивные и деструктивные стороны конфликта.

7. Технология разрешения педагогического конфликта

8. Стиль поведения в конфликтной ситуации.

9. Решение конфликтных ситуаций.

10. Способы разрешения конфликта.

11. Притча о Солнце и Ветре.

1. Понятие конфликта.

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

(2слайд) Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.

(3 слайд) В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от не разрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

(4 слайд) 2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:

1) типичная - это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины.

Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.

2) Нетипичная - ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.

Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в интернате, уход учащегося из интерната.

Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.

(5 слайд) Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

2. ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;

3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

(6 слайд) Конфликтные периоды в процессе обучения в школе, связанные с недостатками в организации обучения считаются:

 Первый класс - происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности;

 Переход из 4-го в 5-ый класс. Вместо одного учителя появляются

учителя -предметники и новые школьные предметы;

 В 9-ом классе необходимо решить - идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-ом классе;

 Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни.

(7 слайд) Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями.

3. Особенности педагогических конфликтов.

- Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

- Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

- Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

- Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

(8 слайд) - Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю.

- Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.

- Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики.

- Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали!».

(10 слайд) 4. Причины конфликтов.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

- В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять - пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.

- Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.

- Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.

- Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.

- Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

- Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, что естественно приводит к конфликту.

- Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

- Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.

- Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

(11 слайд) 5. Причины конфликтов в подростковой среде:

1. борьба за лидерство;

2. примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное положение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует к столкновению;

3. не подтверждение ролевых ожиданий, например, одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»;

4. психологическая несовместимость;

5. ущемление достоинств или амбиций (самолюбия, гордость) одного из детей.

(12 слайд) 6. Конструктивные и деструктивные стороны конфликта

Как любое явление конфликт имеет как положительные, так и отрицательные стороны

(9 слайд) Конструктивные (положительные) стороны конфликта:

• конфликт дает увидеть скрытые отношения; во время конфликтов выявляются незаметные до этого достоинства и недостатки людей, его участники лучше узнают друг друга;

•конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

•конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов; он стимулирует активность людей, развитие их личности, у людей растёт чувство ответственности, осознание ими своей значимости;

•способствует сплочению коллектива единомышленников; в противоборстве с внешним врагом;

- во время конфликтов создаются условия для выдвижения и формирования лидеров;

- конфликт не даёт сложившейся системе отношений застыть, он толкает её к изменениям и развитию, открывает дорогу к инновациям, способным её усовершенствовать;

- конфликт может выполнять диагностическую функцию в прояснении обстановки и понимании состояния дел.

(13 слайд) Деструктивные (отрицательные, негативные) стороны конфликта: .

•отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

• нарушение деловых и личных отношений между людьми, уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

.ухудшение социально - психологического климата в коллективе;

•ухудшение качества работы, сложное восстановление деловых отношений;

•временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

(14 слайд) 7. Технология разрешения педагогического конфликта

Универсального рецепта по разрешению любого конфликта на все случаи жизни нет. Поскольку разрешение конфликта - это творческий процесс, то здесь не может быть уникального рецепта.

Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человеком осуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации.

Этапы разрешения педагогического конфликта.

• Обнаружение конфликта.

• Анализ ситуации.

• Разрешение конфликта.

Первым этапом на пути разрешения конфликта является его обнаружение.

Педагогу необходимо убедиться в том, что между субъектами, одним из которых может быть и он сам, существуют противоречия, имеющие для них личностный смысл, создается конфликтная ситуация, назревает или уже возник инцидент. Информация об этом может содержаться и в словах, которыми обмениваются партнеры, и в их жестах и мимике, сопровождающих эти слова, и в их действиях по отношению друг к другу. Недобрые слова, язвительные реплики, угрожающие жесты и ругательства, так же как и демонстративное игнорирование партнера, сознательный уход от контактов с ним, помогут педагогу увидеть изменения в отношениях субъектов и обнаружить признаки назревающего или развивающегося конфликта.

На этом этапе важно понять, в чем заключается предмет конфликта, т. е. вокруг чего произошло столкновение интересов конфликтующих. А возможно, что конфликт является бессодержательным, т.е. пустым или беспредметным.

Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкому обрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога. Его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.

После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Прежде всего, необходимо позаботиться об уменьшении или снятии психологического напряжения между конфликтующими субъектами. Ведь пока бушуют страсти, каждая из сторон руководствуется не рассудком, а эмоциональными порывами, что не позволяет партнерам адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и находить пути к примирению.

Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставление права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое.

(15 слайд) 8. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют 5 основных стилей поведения при конфликте:

приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

- исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- основной целью является приобретение совместного опыта работы;

- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

- осознаете, что правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

(16 слайд) 9. Решение конфликтных ситуаций

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение противостояния ученика и учителя. Процесс противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.

Очень важно для учителя выйти из КОНФЛИКТНОЙ ситуации с достоинством. Чтобы выиграть противоборство, учителю целесообразно использовать некоторые правила воздействия на личность ученика в конфликтной ситуации.

Правила предупреждения конфликтов:

(17 слайд) Правило №1

«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д.Карнеги)

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях. «Как хорошо, что ты помог нам! Без тебя нам было бы очень трудно», - говорит учитель ученику, подключившемуся к уборке класса лишь в самом конце. (До этого ученик не только не принимал участия в уборке, но бурно выражал свое недовольство по поводу того, что он пришел в школу учиться, а не убираться, что для уборки существуют уборщицы, которые получают за это зарплату).

(18 слайд) Правило № 2

Задержка реакции»

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия нарушителя и снижает его активность.

(19 слайд) Правило №3

«Перевод реакции»

Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке: обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно; несмотря на «чрезвычайную обстановку». В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.

(20 слайд) Правило № 4

«Рационализация ситуации»

Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.

(21 слайд) 10.Способы разрешения конфликта.

Существуют различные способы снятия психического напряжения: принесение извинений и обращение с просьбой о прощении; переключение одного или обоих субъектов конфликта на другие виды деятельности; предоставление каждому из них возможностей для подробного объяснения своей позиции и своих взглядов на предмет конфликта, а также права на свою особую точку зрения; демонстрация симпатии субъектам конфликта, готовности проявить к ним внимание и оказать поддержку.

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, «Психологическое поглаживание» ( признание достоинств субъекта конфликта), третейский суд, ультиматум, компромисс, подавление (моральное или физическое) и разрыв связи, и др.

  • Юмор - это беззлобно - насмешливое отношение к чему или кому - либо. В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из сторон.

  • «Психологическое поглаживание» - проявление ласки, выделение положительных черт «противника» (ты умный, знающий, …). Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах. Это позволяет сделать своеобразный шаг навстречу партнеру, увидеть в нем не только недостатки, но и достоинства.

  • Третейский суд - хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили «в пылу борьбы».

Третейский суд - это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу. Обычно к третейскому судье апеллируют, когда стороны начинают понимать, что самостоятельно они не смогут найти выход из создавшейся между ними конфликтной ситуации. Непосредственный третейский суд связан с обращением за советом к реальному независимому лицу. Таким лицом может быть учитель, представитель школьной администрации, ученик или кто-либо из посторонних людей. Необходимо подчеркнуть, что в качестве третейского судьи должен выступать не просто посторонний и независимый человек, а тот, кто является авторитетным для обеих сторон, кому, каждый из партнеров может доверить решение конфликта

  • Ультиматум - предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не …, то я вынужден буду …). Ультиматум допустим лишь в отношении уч-ся старшего возраста.

  • Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок. «Я не буду спрашивать тебя сегодня на уроке, но к следующему занятию ты должен подготовить ответ по материалам двух уроков», - говорит учитель ученику, обратившемуся к нему с просьбой не вызывать его к доске. И если ученик принимает предложение учителя, то они достигают компромисса.

Компромисс - самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. Использование компромисса позволяет перевести складывающуюся конфликтную ситуацию на конструктивный путь развития, поскольку педагог, обращаясь к достоинствам школьника, не наносит оскорблений его личности, а предлагает включиться в совместный поиск решения проблемы.

  • Крайние способы разрешения конфликта - подавление партнёра (моральное или физическое) и разрыв связи.

11. Заключение

Раз человечество не может уйти от конфликтов, то нужно научиться жить с ними и творчески выходить из них. Ярким примером педагогического профессионализма может являться владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и достоинства ребенка.

(21 слайд) 12. Притча о Солнце и Ветре

Однажды встретились Солнце и Ветер и поспорили, кто же из них сильнее. Ветер вскричал:

- Я сильный и могучий! Я легко могу создать ураган, вызвать целую бурю. Сейчас я докажу тебя, что я самый сильный. Смотри, вон идёт мужчина в плаще. Я сейчас одним дуновением сниму с него этот плащ.

И Ветер принялся дуть. Он дунул один раз, потом другой, третий. С каждым разом его дыхание становилось всё сильнее и сильнее. Но мужчина только крепче держался за свой плащ. Ветер дул со всей силы, завывал и кружил. Разыгралась настоящая буря. Но мужчина только сильнее кутался в свой плащ и никак не хотел снимать его.

Наконец, когда Ветер совсем выбился из сил и стих, на небе показалось Солнце. Оно ласково улыбнулось путнику и стало пригревать его своими тёплыми нежными лучами. Сначала мужчина не обратил на него никакого внимания. Но Солнце не останавливалось. Оно очень нежно и бережно со всей своей теплотой и любовью посылало человеку свои лучи. Отогревшись под ласковым солнышком, забыв про недавний ураган, мужчина радостно улыбнулся и быстро скинул свой плащ.

- Вот видишь, - сказало Солнце Ветру, - ласка, доброта, терпение и любовь всегда могущественнее ярости и силы.



© 2010-2022