- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий мероприятия Песня русская - душа народа
Сценарий мероприятия Песня русская - душа народа
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрусенко С.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий праздника русской песни
«Песня русская - душа народа!»
Учитель начальных классов: Петрусенко Светлана Ильинична
(декабрь 2015г)
Цель: воспитание чувства любви к Родине через русскую народную песню
Задачи:
- раскрыть значение русской песни в жизни народа
- развивать патриотические чувства у ребят
- прививать любовь к русской песне
-
Звучит «Калинка-малинка»
Ведущий
Песня русская в березах, в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России -
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос -
Это Родина поет!
-
Исполнение песни «Гляжу в озёра синие»
Ученик (ца)
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Ученик (ца)
А собрались мы здесь песни послушать, попеть,
поиграть и про песню русскую узнать.
ВЕДУЩАЯ
Песня - самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи.
Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?
Ученик (ца)
А какие же были песни?
(Дети поднимают по очереди плакаты и называют жанры)
Исторические
Сиротские
Урожайные
Солдатские
Свадебные
Частушки
Шуточные
Трудовые
Лирические
Плясовые
Ученик (ца)
Вот, к примеру трудовые. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина - будь то охота, подъём тяжестей, или кузнечное дело.
Ученик (ца)
Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит.
-
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ВО КУЗНИЦЕ»
Ученик (ца)
Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою. Вот, песни о любви. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них - вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому.
-
«Что стоишь, качаясь…»
Ученик (ца) (по очереди)
Песню, оставшуюся в народе на века, мог придумать обычный русский крестьянин или ямщик,
Ученик (ца)
- мастеровой или служивый,
Ученик (ца)
- мещанин или дворянин,
Ученик (ца)
Ученик (ца)
А как популярны юмористические или сатирические народные песни.
Ученик (ца)
В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.
-
«Раз-два люблю тебя, люблю тебя»
Ученик (ца)
А вот удалые, раздольные,
Как ветер безудержный вольные,
Такие, что сразу - и в пляс!
Вас Русь родила благодатная
И силой своей неохватною
До края наполнила вас.
-
«Ой снег, снежок, белая метелица»
Стригунов Глеб. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы - семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.
-
«При лужке»
Ученик (ца)
Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга - ребенок с бубном.
1-я часть - дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
-
Звучит фоном песня «Я на горку шла»
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть - дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Ученик (ца)
А как хороши песни ратные!
К России любовь необъятная
Звучит в вас, как грозный набат.
Мы с песнею ратной на смерть в бою
Пойдём, о Россия, за жизнь твою,
Не сделав ни шагу назад.
-
«Солдатушки, бравы ребятушки»
Ученик (ца)
Говоря о русских народных песнях нельзя не вспомнить о частушке. Вся жизнь России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. Частушки теснейшим образом связаны с окружающей действительностью. Они проникали во все уголки человеческого быта.
Ученик (ца)
Вот выдают девушку замуж за немилого, и частушка уже готова, она повествует о девичьей печали:
- Неужели надоела своей матери-отцу?
Неужели я достанусь разнесчастному вдовцу?
Ученик (ца)
В частушке, как и в песне, можно встретить «то разгулье удалое, то сердечную тоску».
Очень много частушек и о Великой Отечественной войне
10. «ЗВУЧАТ ЧАСТУШКИ"(исполняют девочки, последнюю частушку - мальчик)
1.На фронт милого забрали
Я ходила провожать.
На прощание сказала:
«На границе не дремать!»
2.Три письма дружку писала,
Не спала девять ночей.
Не чернилами писала,
А слезами из очей.
3.Мы с милёночком поедем
Воевать на парочку:
Он пойдет за командира,
Я - за санитарочку!
4.Я к проклятому германцу
На работу не пойду.
Через мох, через болота
К партизанам убегу.
5.Когда кончится война,
Пойдут ребята ротами.
А я милого свово
Встречу за воротами.
Ученик
Сшила бабка мне кафтан,
Из овчины латки.
Променял я тот кафтан
На три шоколадки!
Ученик (ца)
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.
11.Матрёшечки»
Мальчики и девочки по очереди (первую часть пословицы мальчики, вторую девочки)
В старину говорили: «Кто с песней живет, того
кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
Беседа дорогу коротает, а песня работу.
Весело поется, весело прядется.
Без частушек прожить можно, да что-то не живут.
Не всяк весел, кто поет и за песней плачется.
Голосу нет, душа поет.
Красна сказка складом, а песня ладом.
Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
Все вместе «Песня - душа народная».
12. «Коромысел золотой»
Ученик (ца)
Песнями богата родина моя.
Прославляет песня милые края.
Звонкая, веселая, грустная порой
Льется по России вольною рекой.
Ученик (ца)
Песня русская - не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Всё она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!
13. «Уж, ты Порушка-Параня»
Ученик (ца)
Испокон веку песня всегда
была рядом с человеком и в радости, и в горе.
Хором
От самого рождения и до самой смерти.
6