Методическая разработка Школа мастеров

   Труд является эффективным средством воспитания и перевоспитания детей, «выбитых из жизненной колеи», подготовка их к самостоятельной жизни в нормальном социуме. Известно, что у многих детей, поступающих в центр, отсутствует мотивация к трудовой деятельности и навыки социально - бытовой ориентации. Большую роль в деле социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков и формирования у них необходимых качеств личности играет включение их в различные виды трудовой деятел...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Труд является эффективным средством воспитания и перевоспитания детей, «выбитых из жизненной колеи», подготовка их к самостоятельной жизни в нормальном социуме. Известно, что у многих детей, поступающих в центр, отсутствует мотивация к трудовой деятельности и навыки социально - бытовой ориентации. Большую роль в деле социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков и формирования у них необходимых качеств личности играет включение их в различные виды трудовой деятельности. Данная программа помогает подростку наладить тесный контакт с другими людьми, так как предусматривает участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми, формирует у него навыки делового общения. Систематический труд помогает детям ликвидировать отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии.

Программа предусматривает посильное освоение трудовых операций и умений, стимулирует познавательную и творческую активность, стремление к самовыражению. В процессе работы по программе дети узнают много нового, пополняя багаж своих знаний, усвоят общетрудовые, а иногда и профессиональные навыки и умения, необходимые в жизни каждому человеку. В ходе трудовой подготовки формируются такие качества, как наблюдательность, организованность, самостоятельность, прилежность и добросовестность. Последовательно развиваются и укрепляются волевые черты личности: выдержка, настойчивость, упорство в работе, а так же развиваются зрительная память и внимание, мелкая моторика рук и координация движений.

Программа трудовой реабилитации включает в себя как обслуживающий, так и творческий труд, она направлена на развитие чувства ответственности за свое поведение, здоровый образ жизни, умение оборудовать свое жилье, воспитание эстетического вкуса, желание быть хозяйкой дома. Социально-трудовая реабилитация напрямую связана с развитием профессиональной направленности, интересов и склонностей детей в разных сферах предметно-практической деятельности. Поэтому прежде всего должен быть определен характер профессиональных требований, показаний и ограничений по основным группам профессий. И главная роль в этом отводится педагогу по дополнительному образованию, тому, кто рядом с детьми трудится и помогает им успешно профессионально адаптироваться. С этой целью в процессе социально-трудовой реабилитации детей применяются такие психологические методики, как эмоционально-волевая тренировка (для снятия напряжения и утомления от монотонной и малоинтересной работы); тренинги общения и коммуникации; ситуационно-ролевые игры и ролевая психотерапия, во время которых отрабатываются способы решения проблемных ситуаций и адаптивные формы поведения.

Все приобретенные трудовые умения и навыки пригодятся детям в жизни, и после возвращения в семью, и в случае устройства в государственное учреждение.

Цели программы:

-формировать осознанное побуждение ребенка к трудовой деятельности; -способствовать приобретению жизненно- важных навыков и умений, необходимых каждому человеку;

-профессиональное самоопределение воспитанников.

Задачи программы:

- освоение общетрудовых и профессиональных умений и навыков;

-развитие познавательной активности, способностей к самооценке,

творческому самовыражению в процессе трудовой деятельности;

-формирование представлений об основах декоративно - прикладного

искусства;

-развитие чувства гармонии цвета и форм, зрительной памяти и внимания,

пространственной ориентации;

-знакомить воспитанников с разнообразием мира профессий

-побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни

-найти специальность достаточно узкого профиля, близкую к предполагаемому профессиональному выбору и обучаться этой специальности, стремясь достичь в ней высокой квалификации

-преодоление психических нагрузок и снижение эмоционального

напряжения за счет включения в ритм работы;

-развитие координации движений, быстроты реакции;

-укрепление волевых черт личности (выдержки, настойчивости, упорства и т.д.);

-воспитание уважения к результатам труда, ответственности, бережливого отношения к инструментам и материалам, стремления помочь товарищу; -развитие мелкой моторики рук.

Программа включает в себя семь блоков.

I блок «Наш дом. Гигиена жилища и усадьбы». У воспитанников сформируются представления об общих требованиях по оборудованию, рациональной планировке жилища, о значении комнатных растений и уходе за ними; как ухаживать за жильем, посудой, одеждой, обувью, как пользоваться электробытовыми приборами.

II блок «Работа на приусадебном участке. Земля - наша кормилица». Дети получают навыки ухода за растениями, начиная от посадки и до уборки урожая. Прививается любовь к земле, уважение к чужому и собственному

труду.

III блок «Работа с бумагой, картоном, тканью, бросовым материалом, природным материалом». Познакомятся с различными видами аппликаций, поделками из природного материала, со свойствами бумаги, картона, ниток, тканей. Овладеют способами соединения элементов ручными и машинными швами. Приобретут навыки ремонта одежды.

IV блок «Основы декоративно - прикладного искусства». Ознакомятся с различными ремеслами, произойдет приобщение детей к народному творчеству, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, уважения к труду взрослых и собственному труду.

V блок «Работа в столярной мастерской». Сформируются знания о видах и свойствах различных пород дерева, способах обработки изделий из дерева. Освоят навыки изготовления кухонных изделий, ремонта мебели.

VI блок «Основы домашней экономики». Сформируются знания о правилах ведения домашнего хозяйства, необходимости рационального питания, важности составления потребительского семейного бюджета; целостных взглядов на семью, её роли в обществе, социальных и нравственных устоев и традиций. Появится желание быть рачительной хозяйкой.

VII блок «Комплексная подготовка к выбору профессии»

Дети ознакомятся с профессиями, с самой проблемой сознательного выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах. У воспитанников активизируется познавательная деятельность, самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии. Воспитывается чувство долга, отношение к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда, трудолюбия

Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам, объединенным по уровню развития детей. В работе с детьми обязательно осуществляется дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей ребенка, диагноза, потенциальных возможностей. Практические занятия чередуются и повторяются, т.к. срок прохождения реабилитации детьми разный.

Структура занятий определяется дидактической целью, а значит, могут использоваться различные комбинации структурных элементов. Чаще всего на занятиях используется

-организационный момент (оборудование рабочего места, ТБ);

-сообщение, чем будем заниматься (мотивация познавательной

деятельности ребенка);

-повторение и систематизация ранее полученных знаний и умений;

-актуализация прежних знаний и умений;

-введение новых знаний, обобщение, закрепление, совершенствование;

-формирование умений и навыков (практической работы);

-анализ и оценка, самооценка итогов.

Программа разработана для детей в возрасте от 6 до 18лет. Время проведения занятий: 0,5 - 1.5 часа 2-3 раза в неделю Срок реализации - 1 год

Формы и методы работы:

При работе по данной программе основными формами являются: рассказ,

беседа, практическая работа, дидактическая игра, экскурсия, выставки работ,

моделирование ситуаций.

Методы работы:

- объяснительно - иллюстративный

-репродуктивный

-частично - поисковый

-проблемное изложение (развитие творчества)

Ожидаемые результаты

1. Развитие стремления к овладению трудовой деятельностью.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие усидчивости, целеустремленности.

4. Развитие восприятия, воображения.

5. Развитие технических навыков, чувства композиционного равновесия, цветовой гармонии.

6. Формирование основ домоводства, домашней экономики, рационального питания.

7. Воспитание уважения к результатам труда, стремления оказать помощи товарищам.

8. Коррекция и развитие познавательных процессов, творческой активности, способности к самооценке.

9. Формирование навыков общения.







Наименование блока, цели, тема, практические задания

Знания

Умения

Сроки реализации

Блок 1 Наш дом. Гигиена жилища и усадьбы

Цели: Формировать знания об оборудовании, рациональной планировке жилья, приусадебного участка. Воспитывать эстетический вкус, желание быть хозяйкой

1

Повседневная и генеральная уборка

Санитарно-гигиенические требования по содержанию помещений. Знание правил ТБ при работе с бытовыми электроприборами.

Уборка помещений каждый день. Генеральная уборка. Работа пылесосом.

В течение

всего

периода

2

Кухонная посуда и уход за ней.

Назначение, хранение и уход за посудой. Моющие и чистящие средства. Мочалка для мытья

Уход за посудой из стекла, пластмассы, фарфора, металла.

В течение

всего

периода

3

Уход за одеждой, обувью, бельем.

Средства для чистки одежды. Домашняя химчистка. Средства по уходу за обувью.

Стирка, сушка, утюжка изделий. Чистка обуви.

В течение

всего

периода

4

Выращивание комнатных растений. Посадка и пересадка.

Значение растений. Понятие о размножении черенками, луковицами, клубнями. Дренаж. Правила безопасной работы. Инструменты и приспособления для посадки.



Осуществление пересадки и посадки комнатных растений. Уход за растениями.

Май

В течение

всего

периода

Блок II Работа на приусадебном участке

Цель: формирование знаний о видах овощей, особенностях их выращивания. Необходимость работы на земле.

1

Подготовка земли к посеву, посев семян овощей на рассаду и в грунт.

Наименование выращиваемых овощей, подготовка почвы, семян. Посев семян в грунт, в ящики на рассаду, высадка рассады, Инструменты и приспособления. Правила ТБ.

Подготовка почвы. Посев семян.

Март-июнь

2

Уход за растениями

Полив, прополка, прореживание растений, пасынкование томатов, окучивание картофеля. Инструменты и приспособления. Правила ТБ.

Полив. Прополка.

Прореживание

растений.

Пасынкование

томатов. Окучивание

картофеля.

Апрель-август

Июль

3

Сбор урожая.

Уборка корнеплодов, спелых овощей, пряных трав.

Уборка корнеплодов, копка картофеля, Сбор урожая томатов, огурцов, засушивание пряных трав.

Август-сентябрь

4

Клумба. Высадка в грунт цветов. Уход за растениями.

Подготовка почвы. Правила высадки

рассады в грунт. Уход за цветами (правила полива, прополка).

Инструменты и

приспособления. Правила безопасной работы.

Подготовка почвы . Формирование гряд, лунок. Высадка рассады. Полив, прополка.

Май-июнь

Май-август

Блок III Работа с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом

Цель: Формировать знания о видах и свойствах клея, бумаги, ткани, ниток, различных видов аппликации; неповторимости и красоте вещей, сделанных своими руками. Развивать навыки и умения при создании различных поделок при помощи иголки, бросового материала. Формировать знания о способах ремонта одежды. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимательность.

1

Аппликация:

-бумага на бумаге;

-ткань на бумаге;

-ткань на ткани.

Изготовление

закладок, открыток,

сувениров, елочных

игрушек,

карнавальных

масок.

Изготовление

картин, панно.

Виды бумаги (писчая,

газетная,

рисовальная),

картона. Виды ниток

(х/б, шерстяные,

льняные, лавсановые

и т.д.).

Синхронность обеих

рук при резании.

Приемы резания по

прямой, по кривой

линии, округление

углов. Обводка по

шаблону. Симметричное вырезание аппликационных элементов и размещение в композиции. Работа клеем и кисточкой. Рациональное использование материалов.

Март,

Апрель

2

Поделки из

природного

материала:

-изготовление

композиций,

объемных изделий;

-изготовление

композиций из

сухих растений

(цветов, листьев,

травы и т.д.)

Организация

рабочего места.

Украшение жилища композициями

из природного

материала (шишки,

ветки, семена).

Способы соединения

деталей (проволока,

пластилин, клей

ПВА). Правила ТБ

при работе с шилом, ножницами. Правила сбора и засушивания. Правила построения композиций: масштаб, равновесие, гармония, цвет.

Соединение деталей

пластилином, клеем,

проволокой.

Подбор и

размещение

растений в

помещении от

большого к малому.

Смазывание

растений клеем с

помощью кисти.

Ноябрь,

Декабрь

3

Поделки из бросового материала (коробки, пакеты, пузырьки и т.д.): - изготовление игрушек.

Панно из отходов меха, пряжи, ткани (нитяная крошка).

Разновидности упаковок: картон, пластмасса, целлофан и т.д. Правила ТБ при работе с ножницами и шилом. Инструменты и приспособления. Приемы соединения деталей (клей, проволока). Организация рабочего места. Разновидности отходов. Цветовая гамма, ее роль в композиции.

Подготовка бросового материала, приемы резания картона, пластмассы по прямой, по косой, по овальным линиям. Приемы соединения деталей.

Подготовка нитяной крошки, перевод рисунка на картон, фанеру. Приемы соединения. Рамка для панно.

Декабрь

4

Работа с тканью: -подготовка ткани для салфеток, выравнивание, обработка средств бахромой;

Общие понятия о ткани. Ткань, способы

переплетения ниток. Нить основы и утка. Лицевая и

изнаночная сторона. Физико-механические, технологические, гигиенические свойства тканей.

Определение вида ткани (х/б, льняная, шерстяная, синтетическая и т.д.) Выравнивание краев салфетки путем выдергивания нитей. Продергивание нитей по периметру для вышивки. Обработка срезов бахромой.

Март, ноябрь

-ручные стежки и

строчки,

изготовление одежды для кукол

Разметка тканей по лекалу, резание ткани ножницами. Виды швов: прямой, косой, петлеобразный (стачной), петельный, крестообразный.

Раскладка лекала, раскрой ткани, сложенной вдвое. Пошив одежды для кукол.

Ноябрь

- замена

фурнитуры,

пришивание

пуговиц,

изготовление

панно;

Виды фурнитуры. Определение длины нитки, завязывание узелка, закрепка. Способы пришивания пуговиц, кнопок, крючков. Организация рабочего места. Правила ТБ. Контроль качества работ.

Подбор фурнитуры. Пришивание пуговиц с 2 и 4 отверстиями на ножке.

Пришивание кнопок, крючков, петель.

В течение

всего

периода

- машинные швы. Выполнение образцов швов. Обработка срезов носовых платков. Пошив косынок, фартуков.

Организация рабочего места. Устройство швейной машинки с ручным и электрическим приводом. Правила ТБ при работе на швейной машине, с иголкой, ножницами. Требования к выполнению.

Выполнение швов:

стачного,

расстрочного, шва

вподгибку,

накладного,

обтачного,

окантовочного,

двойного,

запошивочного.

Уметь починить

одежду.

Январь

Ремонт одежды: - обработка низа изделия;

-ремонт

распоровшихся

швов;

-ремонт заплатами подкладной, декоративной);

-ремонт петель (воздушных, прорезных, из рулика) и их изготовление.

Подготовка одежды к ремонту. Организация рабочего места. Шов в обивку с открытым и закрытым срезом.

Применяемые ручные швы (петлеобразный,

крестообразные стежки, потайные). Причины разрыва по шву. ТБ при работе с иглой, ножницами. Свойства тканей: прочность, износостойкость. Виды и формы заплат. Виды петель и способы их изготовления и ремонта. Подбор ткани, технология ремонта.

Обработка низа изделия в зависимости от видов ткани -различными способами.

Последовательность ремонтных работ с помощью ручных стежков.

Выполнение ремонта заплатой с

применением

различных стежков.

Выполнение ремонта

и изготовление

петель.

В течение

всего

периода











Блок IV Основы декоративно - прикладного искусства

Цель: Формировать знания о народных промыслах, разнообразия вышивки, о красоте и неповторимости изделий вышитых или связанных. Развивать навыки и умения вязания, вышивания. Воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к труду взрослых и к своему собственному труду.

1

Украшающие швы, изготовление салфетки, носового платка.

Подготовка салфетки к вышивке, подбор игл, ниток. Способы закрепления рабочей нити. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку,

стебельчатого, бархатного. Организация рабочего места, правильная посадка и постановка рук во время работы. Правила ТБ.

Выполнение вышивки

различными швами. Окончательная отделка, ВТО.

Февраль

2

Основы вышивки крестом, гладью. Вышивка картин, салфеток, платков.

Виды креста (простой, двойной), глади (белая, Александровская, Владимирская). Цветовое решение закрепление нити в начале и в конце работы. Техника Перевод рисунка на ткань.

Выравнивание края салфетки, носового платка, ткани на картину. Основы вышивки простым крестом, гладью.

Октябрь

3

Вязание крючком:

-изготовление

закладки;

- изготовление игрушек.

- изготовление прихваток круглых, квадратных. Обвязка изделий (носовых платков, салфеток).

Нитки, крючки для вязания. Начало вязания. Воздушная петля, столбик без накида, с одним, двумя накидами, полустолбик, соединительная петля. Условные обозначения. Вязание по схеме, организация рабочего места. Правила ТБ.

Подбор ниток и крючков. Правильное положение рук . Вывязывание петель. Чтение схем. Вязание изделий. Окончательная отделка.

Сентябь

4

Вязание на спицах. Изготовление образцов. Вязание варежек, носков, шарфа, шапки на куклу, и для себя.

Неповторимость изделий, связанных своими руками, широкое

распространение в наши дни. Набор петель. Лицевая и изнаночная петля. Переход на другой ряд.

Подбор спиц и ниток. Правильное положение рук. Вывязывание петель.

Октябрь

V блок «Комплексная подготовка к выбору профессии» Цель: Воспитание чувства долга, отношения к труду как к важнейшей жизненной потребности, понимание личной и общественной необходимости труда, трудолюбия;
Развитие и изучение профессионально значимых физических, физиологических и психологических свойств и качеств ребенка, формирование профессиональной направленности с учетом личных психофизических особенностей воспитанника;
Ознакомление детей с профессиями, с самой проблемой сознательного выбора профессии, с потребностями развивающегося общества в кадрах;
Активизация у воспитанников познавательной деятельности; самопознание и самовоспитание в связи с задачей выбора профессии;
Создание условий для осуществления профессиональных проб по различным группам профессий.

1

кружковые и клубные занятия;


общественно-производитель ный труд;


работа в мастерских

содержание, характер труда в той сфере деятельности, где они пробуют профессиональные способности;
требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
общие теоретические сведения, связанные с характером воспитательной работы;
технологию выполнения профессиональной пробы;
правила безопасности труда;
инструменты, материалы, оборудование и правила их использования.


выполнять простейшие операции;
пользоваться инструментом, материалом и документацией;
выполнять правила безопасности труда;
выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

В течение всего периода









© 2010-2022