Внеклассное мероприятие Вечная память о былом, посвященное депортации калмыцкого народа

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Вечная память о былом»,

посвященное 70-летию депортации калмыцкого народа в Сибирь.

Участники: учащиеся 5 - го класса, классный руководитель, бабушки и дедушки детей, прошедшие годы войны и депортацию.

Цели: активизировать знания по истории своего народа; ознакомить с фактами Великой Отечественной войны на примере своих родственников; развивать чувство патриотизма, ответственности; гордость за свой народ, знать свою родословную, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности.

Подготовительная работа

1.Учащимся предлагается вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников - участников Великой Отечественной войны, депортированных, больше узнать о военном периоде их жизни и подготовить на их основе рассказ о судьбе своих родственников.

2.По возможности ученики приносят в школу вещи, письма, поделки, которые каким - либо образом связаны с этим периодом истории народа.

3.На классный час приглашаются бабушки и дедушки учеников, которые пережили эти тяжелые годы депортации.

4.Ученики выполняют различные задания.

- оформляет выставки фотографий и вещей «Семейная реликвия».

- группа- поиск стихов, песен, посвященных депортации калмыцкого народа.

- выставка книг калмыцких писателей, посвященных этой дате.

- подготовка пригласительных билетов на классный час.

- подготовка необычных сувениров для взрослых - гостей класса.

Ребята заранее приносят бабушкам и дедушкам приглашение на беседу. Содержание приглашения:

Дорогие наши бабушка (ээджа) и дедушка (аава)!

На вашу долю выпали страшные годы: годы войны и депортации. Вы тогда были такими же маленькими детьми или подростками, а если уходили на фронт, то чуть достигшие 18- лет юноши. Эти лихие 40-вые коснулись всех Вас. Конечно, Вы помните. Оно было тяжелым, Ваше детство, и нам в классе очень хочется узнать, каким оно было, услышать Ваши воспоминания. Для этого приглашаем Вас приоткрыть дверь в ваше тяжелое детство во время внеклассного мероприятия, который состоится _27 декабря 2013 года_________ .

Мы ждем Вас и надеемся на встречу с Вами.

Ваша внучка (внук)_________________ и её одноклассники.

Ход меропрятия

Гости входят в класс под народную музыку и песню «В Сибирь».

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы соприкоснемся с ратными подвигами и военными буднями наших родственников, узнаем больше о тех близких и родных людях, кем по праву можно гордиться. Великая Отечественная война - это героическая страница в биографии не только России, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетия, потому что история семьи - это неотъемлемая частица истории народа.

Давайте прочитаем эпиграф, который висит на доске.

« Ох, далеко до Сибири…!»-

Молча, вздыхали в том мире.

Лишь небеса им кричали:

Люди, за что вас сослали?

Дөчн hурвдгч җилин чилгчәр

Деедс нүдән я hад аньсмб?

Гем эс hарhсн хальмгудым

Гер-маласнь юңгад салhсмб?

Ребята, на какую мысль натолкнули вас эти строки?

Ответы детей.

А почему нужно знать биографию своей семьи, родословную своих предков?

Ответы детей.

Помните, я предложила вам со своими родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом и найти фотографии своих родственников, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны с немецко- фашистскими захватчиками, о тех, кто был сослан в Сибирь 28 декабря 1943 году? Каждый из вас охотно и добросовестно старался выполнить это задание. Сейчас вы видите , в моих руках два квадрата: белый и черный. Пожалуйста, подумайте и поведайте всем участникам классного часа, какие радостные чувства (соответствуют квадрату белого цвета) охватывали вас при просмотре альбома, а какие грустные чувства (соответствуют черному квадрату) вы испытывали при этом.

Ответы детей.

Конечно, вы гордились и были рады тому, что у вас есть такие родственники.

И грустно становилось тогда, когда вы осознавали, какие трудности, оскорбления, унижения испытали ваши предки; что многих из них уже нет в живых.

Основная часть.

2. Учитель

Виной всему оказалась война, которая отняла жизнь и здоровье у многих соотечественников и земляков, в том числе и у наших родственников.

Сегодняшняя наша встреча посвящена людям, которые ни в чем не повинны, но на их долю выпала страшная кара - быть оторванными от Родины и сосланными, как «враги народа». Память о них живет в наших сердцах. И чтобы она жила вечно, каждый человек должен знать историю своей семьи, биографию своих родных и близких.

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная…»

Ученики выразительно читают строки на русском и калмыцком языках:

Что же это был за поход?

Что же это был за народ?

Или доброты в этот год

На планете был недород.

Память сердца мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней и снова.

Что мне делать,

Как мне дальше жить,

Если память сердца просит слова?

Но зачем ему успокоенье,

Чтоб ничто не поросло забвеньем?

Боль о сыне не утешит мать,

Вдовы не забудут час проклятый.

Тяжко нам утраты вспоминать,

Тяжелее забывать утраты.

Стихи на калмыцком языке :

Өрвкҗәсн дәәнә цагла ниилҗ,

Өрлә босхҗ, сүмсинь авч,

Өрәл часин болзг өгч,

Өршәңгү угаhар туугдла.

Кесг олн эшелон дүүргҗ,

Көгшн, бичкн, өлн-нүцкн

Күмни зүркн тесч болшго

Күнд зовлң хальмгдм харhла.

3.Слово классному руководителю.

Дорогие ребята, приближается скорбная дата нашего народа.

70 лет назад 27 декабря 1943 года был подписан указ о ликвидации Калмыцкой АССР. А с 28 декабря в 4 этапа сослали всех калмыков из родины.

Безымянными калмыцкими могилами покрыта российская земля от Урала до Сахалина.

С начала Великой Отечественной войны сыны и дочери Калмыкии наравне со всеми народами Советского Союза встали на защиту Родины.

Около 40 тысяч человек были отправлены на фронт. Сотни воинов- калмыков сражались в боях за Сталинград, на Украине, на Кавказе, в Белоруссии и т д.

А в этот период Сталин готовил новогодний «подарок» для тысяч калмыцких детей, женщин, стариков. Калмыки никогда не забудут, как их семьи погрузили в товарные вагоны и отправили в холодную Сибирь, куда они прибыли в январе. Поселили всех в бараках. Был лютый мороз. Местным жителям приказано было не приближаться к переселенцам, потому что «приехали людоеды»…

Но, несмотря на предупреждение, сибиряки помогали в беде. Очевидцы тех страшных событий с благодарностью вспоминают местных жителей, которые помогали выжить в лихую годину многим жертвам депортации.

Я знал,

что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей

и вновь душой окреп

Средь лучших русских,

средь щедрейших в мире,

Деливших с ними

и судьбу и хлеб.

Учитель: Ребята подготовили сообщения о своих бабушках и дедушках, вынесших на себе тяжелые годы депортации. Слово предоставляется Ангарикову Артуру. Он расскажет нам о своей бабушке Ангариковой Хулгне Контуновне.

- Моя бабушка жила в селе Бурҗ (с.Эрдниевский Юстинского района) со старыми родителями,посещала сельскую школу.Старший брат Эрдни служил в Белоруссии,в г.Гродно.Жизнь шла своим чередом,люди верили в хорошее.И в один миг все было разрушено.Холодным декабрьским утром в их дом вошли два вооруженных солдата и офицер Красной Армии.Они приказали срочно собираться и следовать за ними.Но увидя документы и военные письма брата, помогли собрать теплые вещи и продукты на дорогу.Повезли на американских машинах в г. Астрахань, на железнодорожную станцию.Загрузили в холодные вагоны, в которых возили скот.Пятнадцать суток провели беззащитные дети, старики,женщины в пути.Попали они в Алтайский край на станцию Олейск.Отсюда привезли их в Калманский зерносовхоз, где семья бабушки прожила один год.Затем их привезли в село «Ворошиловка» Чарышского района .Бабушка рассказывала,что в первые два года было очень тяжело,брошенные на произвол судьбы,многие калмыки ушли из жизни.Здесь моя бабушка потеряла свого отца.Но как бы ни было трудно, калмыки трудились не покладая рук.Моя бабушка работала дояркой на молочной ферме,дедушка-конюхом.Среди тех, кто имел счастье остаться живым, выдержать все испытания, выпавшие на их долю,и вернуться домой, была моя бабушка Хулгна Кекеевна.

Презентация о Хулгне Контуновне

70 лет проходит с того страшного времени, когда ни в чем не повинных стариков и детей объявили врагами народа и депортировали в далекую Сибирь… Когда моих родных прогнали через новый мост по Волге в Астрахани, испробовав прочность, когда путем не знавшие русского языка калмыки ехали на товарняках, не зная о местонахождения Сибири, ехали и думали, что они вернутся вечером домой, закрыв в сараях дойных коров - кормилец, когда матери теряли своих детей и сходили с ума, бежав по вагонам, ища на каждой станции, когда выходили за снегом, чтобы утолить жажду малолетних детей, матери, не успев запрыгнуть в вагон, падали и попадали под колеса поезда, под то жестокое жерло времени …70 лет. Это нескончаемая скорбь тысячам и тысячам. Вечная память!

4.Выступление бабушек и дедушек учеников. Дети задают вопросы, а затем дарят цветы и сувениры.

5. Из воспоминаний бабушки Герензел- Елизаветы Александровны Болдыревой:Я родилась в Сибири, в 1949 году,село наше называлось Бадалык, что находилось в девяти километрах от г. Красноярска.Моя мама Зула Сакалтыевна была рабочей на железной дороге.Мама приходила домой очень поздно,потому что надо было кормить семью.Мой отец-сержант Александр Дмитриевич Кускаев ,воевал на Юго-Западном фронте.Когда отца в 1944 году комиссовали по ранению,семью свою нашел в Сибири в Красноярском крае.Когда мне не исполнилось и двух лет, мой отец скончался от ран в Красноярском военном госпитале.Я до сих пор вспоминаю друзей детства Николая, подругу Лиду.

6.Чтец.

На обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

… Конечно, мы смотрим иными глазами-

Такими же, полными слёз.

Ю.Поляков

Харслh, аврлh эрҗ,

Хәәртә седклм хәәкрлә,

Зовлңд яснь яарла,

Зүркнь шарклҗ ишкрлә..

Экәршго hундлта седклнь

Эндрчн хәәкрә бәәнә…

7. Заключительная часть

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнали трагические скорбные страницы истории нашего народа. 70 лет назад в зимнюю стужу в не отапливаемых вагонах для скота загрузив детей, женщин и стариков наших предков везли 13 дней на 13 долгих лет в незнакомую далекую Сибирь. За 13 лет погибли тысячи и тысячи наших соплеменников, родились несколько поколений людей. И сейчас у детей Сибири с 1944 по 1957гг малой родиной является бескрайняя Сибирь, Сахалин и Север. Мы должны знать свои корни, не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

8.Чтец

Вспомним всех поименно,

Вспомним сердцем своим.

Это надо не мертвым,

Это надо живым.

Әрүн герл асҗах герлд

Әмд үлдснь әрлсән санна.

Дәкҗ зовлңгас дәркм өршәтхә,

Дотран зальврҗ,тагчг зогсна.

9. (Зажжены лампадки у стены с изображением памятника Эрнеста Неизвестного «Исход и возрождение») Минута молчания.

10. Дети благодарят гостей. Приглашают на чаепитие.



© 2010-2022