Проблемы, успехи, перспективы социализации детей с нарушением слуха в условиях школы-интерната

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы, успехи, перспективы социализации детей с нарушением слуха в условиях школы - интерната.


Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определённых условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Для многих наших воспитанников первичная социализация проходит в условиях школы-интерната. Именно здесь закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

Особенности современной ситуации требуют от наших выпускников возможности адаптироваться к быстро меняющимся реалиям жизни. Существует несколько условий, во многом предопределяющих успех последующей адаптации. К главным из них относится уровень сформированности у воспитанников практических и социально значимых навыков, которые они приобретают в процессе обучения и воспитания в школе-интернате. В целом эту задачу можно обозначить как формирование жизненной компетентности.

В школе-интернате создана своя система планирования воспитательной работы, включающая в себя:

-организацию традиционных общешкольных дел и деятельность обучающихся в разных направлениях

- организацию деятельности внутри класса (группы);

- функционирование системы дополнительного образования

- деятельность школьного самоуправления

Нами разработана Программа воспитательной работы «Школа успеха».

Цель программы: Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка с нарушением слуха

Паспорт программы нормативно-правовая база

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года

  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823)

  • ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 11.01.2013)

  • Устав Казённого общеобразовательного учреждения Республики Алтай «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - для детей с нарушением слуха»

  • Программа развития

  • Локальные акты

Срок реализации программы

1 этап - 2012-2013 г.- подготовительный этап

2 этап - 2013-2016 г.- этап реализации

3 этап -2016-2017 г.- заключительный, творческий

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. В школе созданы максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания детей с нарушением слуха;

  2. У обучающихся сформирована активная жизненная позиция: ребенок, успешно взаимодействует в коллективе, с семьей, социумом;

  3. У ребят сформированы навыки здорового образа жизни, воспитанники школы активно занимаются спортом;

  4. Воспитанники соблюдают правила личной и общественной гигиены;

  5. Сформированы представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности


Содержание Программы «Школа успеха»

Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка

УСПЕХ - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

  • У - учеба - познавательная деятельность.

  • С - социализация - социальная деятельность.

  • П - позитивность - продуктивная деятельность.

  • Е - единство - коллективная деятельность.

  • Х - харизма - исключительная одаренность;

Подпрограммы

Направление воспитательной работы

Подпрограмма

Интеллектуально-познавательная деятельность

Модуль «Хочу всё знать»

Духовно-нравственное воспитание

«Учимся

нравственности»

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

«Я - гражданин России»

Социализация, трудовое воспитание и профориентация

«Я и мир»

Спортивно-оздоровительное воспитание

«Ключ к здоровью»

Экологическое воспитание и просвещение

Модуль «Я и природа»

Семейное воспитание

Модуль «Я и моя семья»

Школьное и классное самоуправление

«Союз старшеклассников»

В подготовке и проведении общешкольных мероприятий участвуют буквально все - и дети и взрослые. При этом происходит взаимодействие всех возрастов, интенсивно формируется чувство общности, чувство «мы», состоящие из множества «я», что способствует формированию активной жизненной позиции.

Общешкольные мероприятия безусловно, важны, но значение яркой и насыщенной жизни внутри классных коллективов, внутри групп намного значимей, поскольку в этом случае возможен индивидуальный подход к организации процесса самореализации обучающихся.

Если рассматривать жизнь внутри интерната как «малый социум», то внешнее окружение можно определить как «большой социум». Воспитанники школы-интерната должны иметь возможность общаться с представителями различных общественных организаций, сверстниками. Для наших детей очень важен выход за пределы школы-интерната, интеграция в среду слышащих. В школе организуются встречи с людьми различных профессии. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях не только в стенах школы, но и за её пределами, общаясь со слышащими людьми.

Развитие сферы дополнительного образования в нашей школе очень актуально и специфично. Прежде всего, по причине патологии слуха не все дети могут посещать учреждения дополнительного образования в городе.

Мы стараемся расширять воспитательное поле школы, включая обучающихся в самые разные виды деятельности, в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Наше ОУ не только дает знания, но и учит воспитанников свободному общению как друг с другом, так и со своими слышащими сверстниками и взрослыми. (видеосюжет).

Главной задачей школы, на сегодня является выход из ее стен социально-адаптированной личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.

© 2010-2022