Классный час Певец Тихого Дона, посвященный 110-летию Шолохова

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО образования и науки Волгоградской одласти

ГБПОУ «НОВОАННИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




Методическая разработка

Открытого классного часа на тему:

Певец Тихого Дона



Подготовила:

преподаватель гуманитарных дисциплин Н.В. Николаева



Методическая разработка рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии классных руководителей.

Протокол № ____ от ______г.

Председатель:_________Долматова Т.В.






Г. НОВОАННИНСКИЙ

2015 ГОД


СОДЕРЖАНИЕ





































АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена проблемам культурного и нравственного воспитания молодежи - студентов.

Всестороннее воспитание подрастающего поколения, забота о его нравственном и физическом здоровье - очень важная задача, остро стоящая сегодня перед нашим обществом. От ее успешного решения во многом зависит процветание державы, обеспечение надежной безопасности личности, общества и государства.

Учебные заведения должны не только готовить специалистов высокого класса, но и воспитывать у студентов гражданственность, патриотизм, давать им знания о высоких духовных ценностях.






ВВЕДЕНИЕ


Исследование состояния воспитательной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях показало, что изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложняет процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.
В последние годы проблемам воспитания студенческой молодежи посвящен ряд психолого-педагогических, социологических и социально-философских исследований. Результатом этих исследований стала разработка различных концептуальных подходов к вопросам воспитания и конкретным воспитательным системам различных учебных заведений.

Анализ опубликованных концепций, законодательных и нормативных актов показал, что для решения проблемы воспитания в образовательной сфере уже сложились определенные теоретико-методологические и научно-методические предпосылки, но при этом следует указать не только на необходимость критической оценки ряда научных материалов, но и на отсутствие исследований, в которых комплексно и всесторонне анализировались бы проблемы молодежи в целостной системе государственной молодежной политики.


КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает глубочайший всесторонний кризис. Воспитание студенческой молодежи В России сегодня осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России. В то же время неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством.

В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности. Сохраняется разрыв единства системы обучения и воспитания. Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы.

Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от ценностей мировой и отечественной культуры, духовное и культурное обеднение. Система воспитания студенческой молодежи пришла в упадок во всех своих структурах и направлениях, утратила наступательный характер, стала малоэффективной для решения сложных задач формирования социально-активной личности.

Центральное место в системе воспитания должны занять мероприятия социально-культурной направленности и формирующие духовные и нравственные качества личности, но при безусловном сохранении целостности процесса воспитания. Важная роль в содержании воспитания должна быть отведена гуманитарному образованию, тесно связанному, прежде всего, с историей, традициями и культурой своих народов.
Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота.

В связи с этим в поэтапной учебно-воспитательной практике необходимо акцентировать внимание студентов на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.

При определении основных направлений и мероприятий социализации студентов в учебных заведениях безусловное значение приобретает и должна быть реализована проблема сплочения студенческого коллектива.

При определении содержания и состава воспитательных мероприятий принципиальное значение имеет учёт и психолого - педагогически правильная реализация взаимоотношения субъекта и объекта воспитания. Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы.

Целью современной системы воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Личностная составляющая в структуре цели воспитания предполагает самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание.

Необходимо исходить из многообразия и вариативности содержания воспитательных систем различных учебных заведений, определяемых типом профессиональных задач, сложившейся молодежной субкультуры, своей результативностью.

Отбор и проектирование мероприятий, а также технологий, методик, рекомендаций будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

* обеспечение органической взаимосвязи и сбалансированного сочетания учебно-воспитательной и внеучебной воспитательной деятельности;

* построение воспитательной деятельности в опоре на получение студентом профессии, специальности, на основное содержание и технологии учебно-научного процесса, обеспечивающие наилучшие психолого-педагогические условия для восприятия воспитательных воздействий и самовоспитания.














С Ц Е Н А Р И Й

открытого классного часа

«Певец Тихого Дона»

Литературно - музыкальная композиция

Вступление (классный руководитель): 24 мая 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова - великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи. Имя, выдающегося писателя, автора всемирно известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А.Шолохова стало национальной гордостью. Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Эндрюсского университета. Народ любит его как великого художника, уважает его творческий подвиг, восхищается тем, что навсегда вошло в духовный мир наших современников.




Чтец:

Донские сердцу милые пейзажи!

Луга, изгибы берегов крутых…

Я изменился, стал годами старше,

Но мне и часа не прожить без них.

Уже в Базках волнуешься немножко,

И в душу веет свежею волной.

Паром пересекает Дон. Здесь Вешки

Раскинули сады передо мной.

Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

Зеленоватых елей торжество…

Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,

И я во власти волшебства его.


(На фоне декораций, изображающих казачий курень, сидит бывалый казак. В руке у него трубка. Он задумчиво смотрит на реку. За сценой звучит старая казачья песня «Дон Иванович». Кажется, что она звучит в его душе. Неожиданно к казаку подбегает девушка, прервав его раздумья.)

Внучка : Вот ты где, дедуня! Я тебя уже обыскалась. Бабушка ужин давно приготовила. А тебя все нет. Что ты здесь делаешь?

Дед: Смотри, внучка, красота-то какая. Не шуми, а то спугнешь.

(Доносятся звуки песни.)

Внучка: Да, дедуль, очень красиво. «Гляжу на Дон, а по нем зыби, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну… красота-то какая!»

Дед: Ох, и умница ты, деточка! Хорошо гутаришь, будто казак вольный.

Внучка: (смеясь) Да это не я придумала. Так сказал писатель Михаил Александрович Шолохов о Доне.

Дед: А ты откуда это знаешь?

Внучка: (хохоча) Дедулечка, родной, я же творчество Шолохова еще в школе изучала.

Дед: Внученька, да это не тот ли Шолохов, что о казаках пишет?

Внучка: Да, дедушка, именно он. А ты знаешь, что маленького Мишу Шолохова, как Пушкина, до трех лет нянчила няня Бирюлина Марфа Ефимовна. Была у нее белая корова, которую обучила она ходить в упряжке. На этой корове Марфа Ефимовна ездила в 30-е годы в Вешки и всегда к Михаилу Александровичу заходила: то груш, то яблок, бывало, повезет в подарок. "Ну, приехала на коне!" - шутил Михаил Александрович. (Выходит няня) А Марфа Ефимовна говорила:

Няня: - Я ж тебя нянчила, моя хороша!...

Как давно это было! Миша родился в 1905 году, на хуторе Кружилине. Мать была украинкой, а отец русским. И большое в их жизни было чувство, которое соединило судьбы сына купца и простой крестьянки. С самого рождения маленький Миша дышал чудесным воздухом, настоянном на степных травах, и жаркое солнце палило его, и тихий Дон неизгладимо отражался в его сердце. А тяжелые степные работы лепили из него молодого работящего казака, подвижного, веселого, готового на шутку. Плотный мальчик со светло-русыми вихрами, с бронзовым от загара лицом, с ясными глазами, он выделялся среди друзей-ровесников смышленостью, острой наблюдательностью. Маленький Миша играл на пыльных заросших улицах с ровесниками - казачатами. Но мальчишки постарше с неохотой принимали его в свою компанию.


(Няня отходит. Появляется ватага ребят, среди которых Миша Шолохов.)


Сценка №1

1-й мальчик: Вот что, Мишка, если хочешь играть с нами, принеси из отцовской лавки лампасеев (леденцы монпансье), а то мы прогоним тебя.

Миша: (чуть не плача) А меня родители заругают.

2-й мальчик: Ну, тогда, как знаешь, выбирай что-либо одно.

Няня: Миша шел домой, потом выбегал со двора радостный, с оттопыренными кармашками штанишек.

Миша: Вот принес вам конфет. Берите!

1-й мальчик: (жуя конфету) Мишка, а как же ты ухитрился набрать конфет и никто тебя не увидал?

Миша: (с обидой в голосе) Нет, конфеты я не воровал, а рассказал все маме. Так она сама насыпала их мне в карманы.

(Все уходят)

(Снова дедушка и внучка)

Внучка: Да, честным был в детстве Миша. И к знаниям потянулся он рано. С шести лет Шолохов начал учиться: сначала у домашнего учителя, затем в Каргинском приходском училище. В семье Шолоховых не жалели средств, чтобы дать единственному ребенку хорошее образование. Отец Михаила Шолохова - Александр Михайлович любил книгу, сам много читал. Рано потянулся к знаниям и сын. Уступая просьбам маленького Миши, родители начали его учить еще в дошкольном возрасте. Он берет уроки у сельского учителя и всего за несколько месяцев овладевает письмом и счетом. Затем Шолохов учится в Каргинском приходском училище. Свою тягу к образованию, Михаил передает словами многих его героев.

Сценка №2

Григорий: Заработаем, Дунь, хлеба к осени, а там, в город поедем. Я на рабфак поступлю и тебя куда-нибудь пристрою… Может, тоже на какое ученье.… В городе, Дунятка, книжек много, и хлеб едят чистый, без травы, не так, как у нас.

Дуняша: А денег откель возьмем… ехать-то?

Григорий: Чудачка ты… Хлебом заплатят нам двадцать пудов, ну вот и деньги… Продадим по целковому за пуд, потом пшено продадим, кизеки.

Дуняша: Гриша, чего мы есть будем? Хлеба ничуть нету…

Григорий: Терпи, Дунь… Осенью в город уедем. Будем учиться с тобой, а посля, как выучимся, вернемся сюда. По-ученому землю зачнем обрабатывать, а то ить темень у нас тут, и народ спит… неграмотные все… книжек нету…

Дуняша: нас с тобой не примут в ученье… Мы тоже темные…

Григорий: Нет, примут. Я зимою, как ходил в станицу, у секретаря ячейки читал книжку Ленина. Там сказано, что власть - пролетариям, и про ученье прописано: что, мол, учиться должны, которые из бедных.

Нам учиться надо, чтобы уметь управлять нашевской республикой. В городах - там власть рабочие держут, а у нас председатель станицы - кулак и по хуторам председатели - богатеи…

Дуняша: Я бы, Гриша, полы мыла, стирала, зарабатывала, а ты учился…

Дед: Из-за болезни глаз отец отвез его в глазную клинику в Москву. Здесь впервые увидел мальчик людей, искалеченных войной. Слушая рассказы о сражениях и страданиях, о бессмысленной гибели сотен и тысяч людей, он узнал, что солдаты проклинают войну, проклинают разорение, которое принесла она на родную землю.

После излечения Миша учился в разных гимназиях в Москве, Богучарове, Вешенской. Очень уважали его одноклассники за прямоту и честность.

(Выходит «одноклассница»)

Одноклассница: Я одноклассница Михаила Шолохова по Вешенской гимназии. Учились мы с Шолоховым в 4-м классе. Помню, как Мишу привели к нам. Он вошел, всех оглядел смело. Перевели его из богучаровской гимназии. А еще запомнился мне случай один. Было так: учителем пения у нас был Ефим Иванович, дразнили его за глаза «сапог». Он со своей скрипкой не расставался - в лес с ней ходил, по станице. Одевался Ефим Иванович плохо, был нетребовательным к своей внешности. Миша все это за ним подметил, взял и нарисовал в переменку на доске сапог, а к этому сапогу пририсовал скрипку. Но никто не выдал Мишу. Тогда он сам встал и честно признался: «Я нарисовал».


(Одноклассница уходит)

Дед: Да…, хорош казачок. Ну, а учебу он закончил? Не выгнали его за шалости?

Внучка: Выгнать- то не выгнали. А вот полный гимназический курс завершить ему не удалось. Закончил только четыре класса. Помешала революция. У него на глазах развертывалась острая классовая борьба, жестокие схватки красных и белых. Сам Шолохов участвовал во многих событиях, описываемых им в «Донских рассказах»:

Сценка №3

(за столом сидят двое, входит Ефим)

Ефим: Собрание не скоро?

Хозяин хаты: А вот как соберутся, народу мало.

Игнат: (насмешливо) Ну, Ефим быть тебе председателем! Мы уж мороковали про это.

Ефим: Трошки подожду.

Игнат: А че, парень ты подходящий, был в Красной Армии, из бедняцкого классу…

Ефим: Боюсь, не поладим, вам человек из своих нужен…

Игнат: Из каких это своих?

Ефим: А из таких, чтоб вашу руку одерживал. Чтоб таким как ты, богатеям в глаза засматривал да под вашу дудочку приплясывал.

Игнат: Почти что и так… Таких как ты нам и даром не надо!.. Кто против мира прет? Ефим! Кто народу, как кость, поперек горла становится? Ефим! Кто выслуживается перед беднотой? Опять же Ефим!..

Ефим: Перед кулаками выслуживаться не буду!

Хозяин хаты: Кулаков у нас в хуторе нет, а босяки есть. А тебя, Ефим, на выборную должность поставим. Вот, с весны скотину стеречь либо на бахчи.

(Хозяин хаты и Игнат смеются)

Игнат: Так-то, Ефим, мы - кулаки, такие и сякие, а как весна зайдет, вся твоя беднота, весь пролетарьят шапку с головы да ко мне же, к такому-сякому, с поклонцем: «Игнат Михалыч, вспаши десятинку! Игнат Михалыч, ради Христа одолжи до нови мерку просца…» Зачем же идете-то? То-то и оно! Ты ему, сукину сыну, сделаешь уважение, а он заместо благодарности бац на тебя заявление: украл, мол, посев от обложения. А государству твому за что я должен платить? Коли нету в мошне, пущай под окнами ходит, авось кто и кинет!..

Хозяин хаты: Кто на все общество подавал заявление на укрытие посева?

Ефим: Будете укрывать, и опять подам!

Хозяин хаты: Зажмем рот! Не дюже гавкнешь!

Игнат: Вас, бедноты, - рукав, а нас - шуба!

Ефим: (вставая) Нет, господа старики, ушло ваше время. Отцвели!.. Мы становили советскую власть, и мы не позволим, чтоб бедноте наступали на горло! Не будет так, как в прошлом году; тогда вы сумели захватить себе чернозем, а нам всучили песчаник, а теперь ваша не пляшет. Мы у советской власти не пасынки!..

Игнат: (поднимает руку) Гляди, Ефим, не оступись!.. Поперек дороги не становись нам!.. Как жили, так и будем жить, а ты отойди в сторону!..

Ефим: Не отойду!

Игнат: Не отойдешь - уберем! С корнем выдернем, как поганую траву!.. Ты нам не друг и не хуторянин, ты - смертный враг, ты - бешеная собака!

Внучка: Когда схлынула Гражданская война, Шолохов начал писать. В этом же году его произведения были опубликованы в нескольких газетах и журналах. Первая книжка рассказов Шолохова вышла в 1925 году.

Дед: Хороши рассказы Шолохова! В июне 1924 года он с женой приехал в станицу Каргинскую. Миша дышит родным воздухом, думается ему легко. Покоя не дают новые замыслы. Шолохов стесняется писать при посторонних: по станице прошел слух, что «Мишка пишет», и было немало шуток по этому поводу. Даже родные недоверчиво относились к его занятию.

Внучка: Почти за два года Шолохов создает большинство своих рассказов и повесть «Путь - дороженька». Его рассказы печатаются в московских журналах. Имя молодого автора было замечено в столице. О нем стали говорить. В 1925 году «Донские рассказы» вышли отдельным сборником. В этом же году Шолохов приступает к созданию романа «Донщина». Это был первый вариант будущего «Тихого Дона».

«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»… Нельзя не полюбить героев этих книг, они становятся тебе родными. А в писателе находишь друга на всю жизнь, мудрого наставника и советчика, человека огромной и чуткой души.

Миша: Мне легко было, что касалось фактического материала. Трудности пришли потом, когда надо было писать и знать историю гражданской войны, тут уж потребовалось сидение в архивах, изучение мемуарной литературы, причем не только нашей, но и эмигрантской: и нужно было изучать внимательно и то, и это



(Тихо звучит казачья песня)

Чтец:

Эх, сторонушка донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был, в дальних странах

Вспоминал твои поля.

Помню я донские клены,

Что шумят на берегу

Не отдам я волны Дона ненавистному врагу.

Мне знакомы даль степная,

Воды Чира и Донца.

Я всегда мой край узнаю

По дыханью чабреца…


(громко звучит казачья песня)


Внучка: Хорошо поют, аж за душу берут. Известно, что Шолохов с детских лет полюбил народную песню. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчонки запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни: походные и свадебные. А было ему в ту пору шесть годков. Вот какой молодец был! И любовь к песни сохранил на всю свою жизнь. Сам пел и других любил слушать. И жену себе певунью нашел.

Дед: Да Шолохов не только к песне на «Вы» обращался, но и к людям с уважением относился. Однажды за полночь ему пришлось быть перевозчиком. В первые годы после войны селяне праздновали День Победы на Титовом лугу, за Хопром. В гульбе, в разговорах, в слезах да в песнях не заметили, как стемнело, и все лодочники уплыли домой. И тут, оставшиеся спохватились, что перебраться на свой берег не на чем. Стали шуметь, звать… Заскрипели уключины, подошла лодка. Уселись на нее человек шесть. Командуют: «Греби!» Ну, лодочник гребет. Его дело такое. Одну партию, вторую, третью перевез. И вдруг кто-то увидел лицо лодочника:

Мужской голос: Михаил Александрович, да что же это Вы? Мы бы и сами. Нам лишь бы лодку…

Шолохов: Ничего, ничего. Я привычный к веслам.

Женский голос: Неловко как-то вышло. Чем же платить-то Вам, Михаил Александрович?

Шолохов: Дорогой платой, милые казачки. Будете за мой труд играть наши песни!

(Расселись теперь уже на своем берегу в кружок и начали петь…Поют казачий вальс «Верила, верила, верю…»)

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки,

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки


Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никому не поверю,

Что ты разлюбишь меня.


Белая роза свиданья,

Красная роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.


Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никому не поверю,

Что ты разлюбишь меня.


Белую розу срываю,

Красную розу ловлю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.


Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никому не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Любишь, не любишь - не надо,

Ты ведь еще молода,

Время настанет - полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.


Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никому не поверю,

Что ты разлюбишь меня.


Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые

И боле не нужен никто


Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никому не поверю,

Что ты разлюбишь меня.


(Все уходят)

(На сцене остаются дед и внучка)

(Выходит бабушка)

Бабушка: Вот вы где! Я уже пол-хутора обошла, а вы тут песни слушаете, да разговоры гуторите…

Дед: Мы не просто песни слушаем, а вспоминаем время былое и земляка нашего, писателя Михаила Шолохова.



Стоят, задумчиво смотрят в зал Выходит чтец: «Моют вербы золотые косы».

(Все уходят)


Зрянина Марина: В прошлом году наша группа ездила в станицу Вешенскую на празднование 99-летия со дня рождения Михаила Александровича. И мы сейчас хотим поделиться с вами тем, что мы там увидели и услышали из рассказов местных жителей.

Вёшенская - центр шолоховского музея-заповедника. Здесь находятся дирекция, фонды, литературная выставка, занимающая здание предреволюционного станичного правления и гимназии, созданная в 1985г., дом-усадьба, наиболее полно сохраняющая мемориальную обстановку и дом-музей, в котором Шолоховы жили в 20-е - 30-е гг., воссозданный по фотографиям и воспоминаниям. Все они расположены недалеко друг от друга и образуют особую охранную зону, включающую также станичную площадь и набережную - место проведения праздничных мероприятий и часть улицы Шолохова. У площади стоит старинный казачий храм - самое старое из сохранившихся зданий Вёшенской - заметный издалека с правого берега Дона как главный компонент станичного силуэта.

Памятник, посвящённый главным героям "Тихого Дона", на набережной, у бывшей переправы через реку. Когда существовал понтонный мост, стела с названием станицы встречала каждого, кто ехал в Вёшенскую со стороны Миллерово. До сих пор переулок, начинающийся от стелы, называется Мостовым.

Церковь Архангела Михаила. Построена во второй половине XVIII в., старая соборная церковь Вёшенской. Восстановлены алтарь и колокольня в соответствии со старинными фотографиями.

ДОМ-МУЗЕЙ на ул. Шолохова, 103.

В Вёшенскую семья Шолоховых переселилась в 1928 г., когда интенсивно продолжалась работа над романом "Тихий Дон". Между двумя вариантами, где оставаться жить: в Букановской или Вёшенской, Михаил Александрович выбрал последний вариант, т. к. задумал в 3-й книге развернуть картину вёшенского восстания 1919 г. и хотел быть "ближе" к изображаемым событиям, собирать материал у очевидцев и участников.

Семья приобрела дом, ничем существенно не отличавшийся от других: это настоящий казачий курень. Во дворе стояли летняя печь, беседка - летняя кухня, сарай и баня.

В связи с устройством здесь музея была произведена реставрация внешнего вида дома (по старым фотографиям), восстановлены дворовые хозпостройки. В сарае открыли выставку "На охоте и рыбалке", где собраны подлинные личные вещи Шолохова.

ДОМ-УСАДЬБА М. А. ШОЛОХОВА.

Усадьба примыкает с севера к спуску к Дону и занимает площадь около 1 га. Помимо большого двухэтажного дома, здесь находятся гараж, баня, хозпостройки, сад и огород.

На месте нынешней усадьбы семья Шолоховых поселилась в 1936г. Первый двухэтажный дом с мезонином был разрушен немецкой авиабомбой в 1942г., под его стенами погибла мать писателя, Анастасия Даниловна. Пропали библиотека и архив Михаила Александровича. Верховный Совет помог с восстановлением дома (по новому проекту), постройка которого была закончена в 1949 г., однако Шолохов длительное время выплачивал долги за строительство. Как к народному депутату и просто участливому человеку, умевшему выслушать, к писателю сюда приходили станичники за советом и поддержкой. Часто приезжали к Шолохову гости издалека. Поступала огромная корреспонденция. Словом, кипела интересная, насыщенная событиями жизнь. Хозяин усадьбы продолжал литературную и публицистическую работу. Здесь был написан такой шедевр, как "Судьба человека".

Вскоре после смерти Шолохова в 1984г. было принято решение о передаче усадьбы государству в целях увековечивания памяти писателя. Музей открылся здесь в 1994г.

Мы очень рады, что нам довелось побывать в таком прекрасном, памятном месте, и мы бы очень хотели бы побывать там еще раз.


Чтец: Моют вербы золотые косы,

Спит река, прозрачная до дна.

Хорошо с высокого откоса

Шолохова родина видна.

Пролетают гуси вереницей

Над караванами донских судов

Мимо славной Вешенской станицы,

Утонувшей в зелени садов.

Облака, окрашенные синью,

Проплывают над его водой,

Может быть не раз сюда Аксинья

Приходила со своей бедой.

Может быть, не раз ее Григорий

Ожидал на этом берегу,

Может, вербы, что на косогоре,

Тайну их свиданья берегут.

Заключение (классный руководитель): Творчество М.А.Шолохова - бесспорный факт общечеловеческой ценности. И потому в юбилейный год 110 - летия М.А.Шолохова думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май незабываемого 1905 года. Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет написано в России и во всем мире…

Пройдут годы, проплывут столетия, будут уходить и приходить целые поколения и народы… Но короткое слово «Шолохов», высеченное на гранитной глыбе, что лежит на могиле писателя в станице Вешенской, будет вечно будоражить умы, согревать сердца и очищать души людей. И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин… Шолохов всегда будет Шолоховым.

ЛИТЕРАТУРА


1. Закруткин В. Цвет лазоревый.- М., 1975.-82с.

2. Метченко А.И. Мудрость художника.- М., 1976.-190с.

3. Наш Шолохов.- Ростов н/Д., 1975.- 182с.

4. Песни над Доном.- Ростов н/Д ., 1980.- 192с.

5. Петелин В. Михаил Шолохов.- М., 1986.-320с.

6. Шолохов М. Нахаленок.- М., 1985.-55с.

7. Шолохов М. Поднятая целина.- М., 1986.- 613с.







СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение


  1. Концепция культурного воспитания

студенческой молодежи


  1. Сценарий открытого классного часа


  1. Заключение


  1. Отзыв


  1. Рецензия


  1. Литература






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открытый классный час был успешно проведен в год 110-летия со дня рождения великого писателя Михаила Александровича Шолохова.

Студенты группы К-34 с интересом участвовали в проведении данного мероприятия. Вот уж где открылись истинные таланты многих из них! Они с удовольствием исполняли доверенные им роли и искренне переживали за своих героев.

Я намеренно выбрала из произведений Шолохова те отрывки (сценки по сценарию), в которых прославлялась тяга к образованию, к учебе, где устами героев выражалось неприятие лжи. Перед глазами студентов прошел короткий отрывок из истории жизни нашей страны, нашей Родины в далекие переломные годы коллективизации и продразверстки, острейшей классовой борьбы. Я хотела выработать в них стремление к учебе, любить Родину. Думаю, мне это удалось.

© 2010-2022