Литературно-музыкальная композиция «Девочки»

Литературно-музыкальная композиция «Девочки», агитационный материал для использования на внеклассном мероприятии. В композиции участвую девочки и рассказ идет о молодых девчонках которые пошли добровольно на войну. Данную композицию можно показать на мероприятии посвященное 9 мая. Цели: воспитывать чувство патриотизма. Задачи: воспитание уважительного отношения к старшему поколению; формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов. Оборудование: костюмы для участников композиции (рубашки и юбки военных лет), ноутбук для песен, трубку телефона. Форма проведения: литературно-музыкальная композиция. Возраст детей: с 8-11 класс, ветераны ВОВ, учителя школы
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевский лицей»

Аксубаевского муниципального района











Литературно-музыкальная композиция

«Девочки»










Литературно музыкальная композиция «Девочки»

1-ая : дочь, Женя

2-ая: мать

3-я: чтец №1 в монологе «березка»

Чтец: мальчик

Все действия происходят под песни, после того как пропоют первые две строчки, начинается текст.

Мать и дочь сидят в комнате. Мать расчесывает волосы дочери и поет колыбельную:

«Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки

Летят гули вон, вон. Несут Ване сон сон

Будут гули ворковать будет валя крепко спать

Будут гули говорить чем Ванюшу накормить

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить станут Ваню кормить

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки

Летят гули вон, вон. Несут Ване сон сон»

- Мам, а как ты думаешь, война все-таки будет?

Молчание…

-У нас в институте все девчонки говорят, что пойдут на фронт, если будет война. Я тоже пойду. Я так решила.

Из рук матери падает гребень. Дочь поворачивается, мать гладит по голове дочь, обнимает ее. В это время (в полной тишине) звучит объявление:

«- Сегодня, в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу без объявления войны германские войска напали на нашу страну (Дочь убегает. Мать молча слушает),атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Причем убито и ранено более двухсот человек… »

Дочь заходит в дом в форме.

Мать: - когда?

Дочь: - завтра. Рано утром.

Мать: - а пока?

Дочь: - утром…

Мать: - тогда ложись, Женечка, отдохни перед дорогой. А я тебе колыбельную спою. Как в детстве, помнишь?

Звучит песня :

Лэ-лэ, Лэ-лэ. лэлэсенько. Засни мое сердесенько

Лэ-лэ, Лэ-лэ . лэлэсенько. Засни мое малесеньке

Будешь легко сыну спати будешь здорову ставати

Лэ-лэ, лэлэсенько. Засни ж засни молесеньке

Ой спи дитя колы шутя як ты заснешь покину тя

окину тя пид лампою накрыю тя китайкою

щобы спало не плакало щобы росло не болило

Под колыбельную выходит чтец:

«Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Всенародным стало партизанское движение. "Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч мужественных советских патриоток, но это только цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной. И у каждой была своя жизнь, своя судьба и своя война.

Песня Розенбаум «Вальс на плоскости»:

Их не звали, тут разве до них, Ведь девчонки в войну не играют,

Им всё больше наряды да вальс Полуночный...

Но зажгли бортовые огни, Лучшей доли себе не желая,

Наши дочки, страны нашей дочки, И пронёсся их вальс

Вихрем огненных трасс,

Девочки говорят свой текст и встают в строй:

1-я: Когда мы уходили на фронт, шли по улице, люди стояли стеной: женщины, старики, дети. И все плакали: "Девчонки идут на фронт". Нас шел целый батальон девушек... Я просила маму: только не надо плакать. Это было не ночью, но было темно, и стоял сплошной вой. Они не плакали, наши матери, провожавшие своих дочерей, они выли. Но моя мама не плакала, она стояла, как каменная. Она боялась. Я же была маменькина дочка, меня дома баловали. А тут постригли под мальчика, только маленький чубчик оставили. Они с отцом меня не пускали, а я только одним жила: на фронт, на фронт, на фронт!

2-я: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт"... Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

3-я: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастешь?" А мамы у меня тогда уже не было.

1-ая: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке... А еще духи взяла... Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.

Строй: девушки стоят в ряд, впереди командир:

Чтец: - Ровняйсь! Смирно!

Тут мать бросается к дочери : -Стой, Женя! Не ходи! ЕЕ удерживают соседки: - Не надо! (уже тихо).

Чтец: - На лево! Шагом марш!

Девушки уходят. Мать уводят.

Песня Сухановский «Девочки» :

Девочки несбывшиеся женщины школьницы не жившие всерьез

пулями да петлями повенчаны девичье гражданство кос и грез

вам с земли не плакать не клянуть судьбу мужа на заре не повстречать и от него

от без вести пропавшего вам дитя у сердца не качать…

Выходят мальчик и девочка:

Он (чтец): - Ты знаешь, была когда-то мечта у меня

станцевать с тобой танго под скрипку арбатскую

но мечты больше нет, забрала все война

мы теперь топчем землю сапогами солдатскими.

мы месим дороги, сжигаем мосты

и серое небо дырявим гранатами

а в моей голове до сих пор только ты

смешные косички, смешные банты

и знать, что ты ждешь, не награда ли?

Она (1-ая): - Ты знаешь, я тоже всегда о тебе говорю

нас девчонки во взводе уже поженили

в каждой строчке к тебе пишу "я люблю"

но любовь мы свою с войной поделили.

мать кричала: "не смей! я тебя не пущу!"

я ушла за тобой, я хотела быть ближе

ни о чем не жалею, ни о чем не грущу

перед смертью тебе все грехи отпущу

на ступенечку в рай мы с тобой станем выше.

Он (чтец): -Мне б до тебя дотронуться рукою

почувствовать вкус запаха сирени на твоих губах

ну почему любовь такой большой ценою

нам достается наяву, а не во снах?

Она (1-ая): -Мы понимаем мозгом, но не сердцем

мелькают сутки напролет, идет за годом год

в разлуке - день, в разлуке - ночь и пуля в сердце

нас разлучает в этом мире и венчает в том.

Песня Сухановский «Девочки»:

Солнце высоко не поднимается Как вода в песок уходит жизнь

Сколько можно этой болью маяться Неубитый мой ко мне вернись

Девочки несбывшиеся женщины школьницы не жившие всерьез

пулями да петлями повенчаны девичье гражданство кос и грез

Разрывы снарядов, стрельба. Выходят 2 девушки. Монолог «березка»:

Первая (3-я):

-Я расскажу вам легенду о невесте русского леса-о красавице Берёзке... О берёзке, что на опушке леса распахнула объятия своему любимому... Я не знаю, кто придумывал позывные фронтовым радиостанциям, но знаю точно, что в дни войны не было полка, дивизии, корпуса, армии, где бы молодая, стройная, как берёзка, радистка, не кричала в трубку фронтового телефона охрипшим голосом...

Вторая (1-ая):

- Я-Береза! Я-Берёза! Отвечайте, Я-Берёза!!!"

Первая(3-я):

- В дни войны, от Волги до Шпреи летел по всем фронтам этот нежный, девичий голосок... Сколько радостных известий передала Берёзка, а сколько грустных...Сколько выговоров получила та Берёзка за посторонние разговорчики по фронтовому проводу...

Вторая(1-ая):

- Аллё, Верка? Привет...Это я-Женя. Веркааа...у нас во втором батальоне такой лейтенант появился...высокий, стройный, глаза голубые....Верка...это, наверное, моя судьба...Верк, а ты не знаешь, в военторг пудру не завезли???"

Первая(3-я):

- Да, жизнь есть жизнь...и даже, когда за окном рвутся снаряды, а тебе едва минуло 20, без пудры- это тоже не жизнь... Но слышала фронтовая рация и другие слова нашей русской Берёзки, её последние слова...

Вторая(1-ая):

- Я-Берёза! Я-Берёза! Отвечайте, я- Берёза! Я одна, я не успеваю сжечь секретные документы, наш КП окружили фашистские танки! Бейте по высоте-420! Бейте по высоте-420! Я-Берёза! Я-Берёза!"

Первая(3-я):

- А разрывы минные всё ближе,

А земля огнём и смертью дышит,

Танки подползают, словно змеи,

Пулемётный лай всё громче, злее....

Вторая(1-ая):

- Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая..... -Верка! Подружка моя дорогая! Будешь в Москве-позвони моим! Телефон- 2-4-15, повторяю-2-4-15! Бабушка подойдёт, ей не говори-у неё сердце... Маме скажи. Скажи: Ваша Женька не вернётся, она осталась там, на войне!!!... ТОВАРИЩИ, ОНИ УЖЕ ИДУТ!!! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420! Я-БЕРЁЗА! Я-БЕРЁЗА! ОТВЕЧАЙТЕ, Я-БЕРЁЗА!!! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420!!! Я-БЕРЁЗА! Я-БЕРЁЗА!!! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420!!! БЕЙТЕ ПО ВЫСОТЕ-420...Я...БЕРЁЗА...бейте по высоте...я-берёза...

Вместе: - Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая…

Колыбельная:

Лэ-лэ, Лэ-лэ . лэлэсенько. Засни мое малесеньке

Будешь легко сыну спати будешь здорову ставати

Лэ-лэ, Лэ-лэ. лэлэсенько. Засни мое сердесенько

Лэ-лэ, Лэ-лэ . лэлэсенько. Засни мое малесеньке

Будешь легко сыну спати будешь здорову ставати

Лэ-лэ, лэлэсенько. Засни ж засни молесеньке

В это время выходит мать с письмом и читает: «Извещение. Сержант Петрова Евгения Андреевна в бою за социалистическую Родину, верная воинской службе, проявив геройство и мужество, погибла в бою 12 февраля 1942 г. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии.»

Чтец: Каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то нам придётся молчать 20 млн. лет. Это 38 с лишним лет поминальных мгновений.

Поочередно выходят чтецы:

1-ая: Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь - девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
2-ая: Лихая чёлка над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне.

3-я: И старшая, действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
1-ая: - Батарея-а-а! (Ой мамочка!..
Ой родная!..) Огонь! -
3-я: И - залп! И тут они заголосили,
девчоночки. Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России

в девчонках этих вдруг отозвалась.
2-ая: Кружилось небо - снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
он был слышней разрывов, этот плач!
Ему - протяжному - земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
1-ая: - Ой, мамочка!.. - Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. -
3-я: И снова:

1-ая: - Батарея-а-а! -
3-я: И уже пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели неправдоподобно жарко
четыре чёрных танковых костра.
2-ая: Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали. И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою (в буквальном смысле слова!).
И Родину. И маму. И Москву.
3-я: Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Неслышанное: «Ты моя - навеки!..»
Несказанное:

1-ая: «Я тебя ждала…»
2-ая: И губы мужа. И его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном
доме:

1-ая: «Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
3-ая: И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
чтец: …Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, кто сам пришёл с войны.

Песня Розенбаум «Вальс на плоскости»:

А дом далеко-далеко,

И мир далеко-далеко,

По плоскости стук сапог -

Девчата, вернитесь в срок.

Поклон. Уходят все.

Литературно-музыкальная композиция «Девочки»









© 2010-2022