Заметки на полях. Работа по педагогике

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заметки на полях

Н.Ф. Непогодина

Спортивный лицей №82, г. Ижевск, Удмуртская Республика


Аннотация

В моей статье «Заметки на полях» я знакомлюсь с произведениями Шалвы Александровича Амонашвили и рассуждаю о своих теперешних чувствах, одновременно вспоминая свои школьные и студенческие годы, свой прошлый опыт работы и настоящую действительность.

Мной были прочитаны работы: «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской», «Рука водящая», «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать в себя море Света», «Детей и педагогику я люблю».

В тексте использован фрагмент репродукции картины Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» и репродукция картины Бартоломео Эстебана Мурильо «Святой Иосиф ведущий младенца Христа».

Статья построена в виде дневника. Приведенные в моей работы цитаты Шалвы Александровича написаны курсивом.

Сегодня 6 июля 2013 года.

Прочитаны все вышеупомянутые произведения Шалвы Александровича Амонашвили, выбранные мной по внутренним ощущениям. Я не просто прочитала их, а «насытилась удивительными и прекрасными идеями». Думаю, что настало время осмыслить прочитанное. 12 июля мне предстоит отъезд в далекую страну и, вернувшись, я еще успею завершить незавершенное (а именно, дописать статью о прочитанном). А сейчас вернусь в конец июня и расскажу, как все начиналось.

21 июня 2013 года.

Лето началось жаркое. Я в ожидании отпуска. Следующая неделя последняя рабочая, и мы закрываем наш маленький школьный лагерь, прощаемся с нашими учениками-футболистами и коллегами (я работаю в спортивном лицее, где обучаются мальчики, занимающиеся футболом) до начала следующего учебного года. В самые первые дни каникул у меня появляется ощущение пустоты, потому что внезапно появляется свободное время, которое ты давно ждала, а теперь, получив его, ты как будь-то и не знаешь, куда деть все это свалившееся на тебя счастье. Сегодня в моей почте лежит письмо о конкурсе «Диалог с Амонашвили». Срочно читаю об этом человеке, как будь то знакомом, и в тоже время нет, и в процессе прочтения произведений делаю открытие, что встречалась впервые с идеями этого человека в 2011 году, когда присутствовала в своем городе на Педагогических чтениях «Учитель, вдохнови меня на творчество!». Узнаю, что выдающийся педагог возглавляет Издательский Дом «Шалва Амонашвили». Так у меня появилась возможность по аннотациям книг выбрать, что прочитать (во времени ограничена в связи с отъездом). Я сразу же я заинтересовалась вот этими книгами «Улыбка моя, где ты?» и «Рука водящая».

22 июня 2013 год

Скорбная дата для нашей страны. Светлая память погибшим и пусть будет мир всегда и везде для всех на Земле.

«Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской» - так и потянуло меня прочесть именно это. Мы много времени проводим в нашей учительской с коллегами, общаясь, готовясь к урокам и отдыхая - это наш второй дом. Я пришла в этот коллектив не так давно и мне очень понравились учителя - они не разучились улыбаться, смеяться и радоваться. Так и я потихоньку тоже начала «оттаивать» (объясню чуть позже, почему так), возвращаясь к своей

прерванной педагогической деятельности после долгих 12 лет работы в других областях, не связанных с педагогикой (так уж случилось у меня).

Шалва Александрович (далее по тексту буду называть его Ученый, Мастер или Маэстро) начинает книгу рассуждением об учебниках педагогики: «В этих учебниках - и в прежних, и в современных - я вычитываю «научные» сведения о неких высушенных традиционным авторитаризмом понятиях, приемах, принципах, методах, законах и тому подобных вещах, которые тянут меня в болото формализма и равнодушия, внешнего благополучия и показухи.», можно добавить еще: «Учебники по педагогике были безжизненными и сто лет тому назад. И как ни раздвинула наука свои границы, они и сегодня такие же: хмурые, сухие, строгие, грубые, требовательные и приказные, самодовольные и авторитарные» и про «улыбку» в них не написано ничего.

С 1986 по 1991 год я училась в Удмуртском Государственном университете и от курса педагогики у меня остались очень смутные воспоминания. Педагогика для меня была сводом каких-то приемов, методик, посвященных тому, как правильно построить урок вот и все. Ну и имена великих педагогов, про которых могла сказать - кто и чем знаменит, не более, да простят меня мои преподаватели за это: то ли мысли мои витали где-то далеко, то ли еще что-то, но я была молода и серьезность моя граничила с легкомысленностью. Про улыбку нам тем более ничего не говорили. Работая учителем французского языка в школе (это был шальной 1991 год), я уж точно не читала никакой педагогики, просто я была влюблена во французский язык и вела этот урок от души и как могла. Я бережно храню открытку от своих учеников с добрыми словами на 8 Марта. Позволю некоторые выдержки из той открытки в доказательство того, что дети ценят нас прежде всего по человеческим качествам и по тому, как мы к ним относимся, ну и предмет свой надо знать и любить - это тоже главное. Вот что они мне написали, поздравляя с праздником: «Когда я прихожу на Ваш язык, я сразу отвлекаюсь от всего и думаю только о французском. Я с большим удовольствием хожу на эти уроки. Вы простая и обаятельная, как вы приходите в класс, вновь тепло и дружеская атмосфера. Вы умеете найти общий язык с детьми. Разговариваете с нами, как с взрослыми людьми. То есть разговариваете на равных. Большое спасибо Вам за все». Другое письмо: «Хочу сказать Вам, Наталья Федоровна, несколько добрых слов. Пусть они хоть как-то помогут вам в эту тяжелую и трудную жизнь. Наступает весна, пора любви и хорошего настроения. Так пусть улыбка будет всегда с Вами. И проводите так же интересно уроки». Что тут скажешь, дети точно выразили, чего они хотят. И я согласна с Ученым, утверждать, что «Улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания» нельзя.

Потом подул северный ветер перемен, и я ушла надолго из школы, видимо, чтобы вновь туда возвратиться в 2006 году. Я забыла свои первые уроки, но я приобрела другой опыт - четкость, исполнительность и дисциплинированность. Этого и требовала я от своих мальчишек, а взамен - шум и гам на уроке и нежелание учиться. Это же все естественно, мое давление на них вызывало их сопротивление мне.

Коллектив наш великолепный. Коллеги изо всех сил давали мне советы по работе, хотела все бросить, но вот осталась с ними и мне хорошо тут. Особенно большое спасибо нашему психологу Климовой Татьяне Геннадьевне. Она мне тогда сказала: «А ты полюби их и посмотри, что из этого выйдет». Вот я сейчас и работаю над собой.

Я назову интересные и глубокие по смыслу фразы Мастера об Улыбке, которые мне напомнят обо мне «тогдашней» и помогут стать самой собой. ВОТ ОНИ:

2

«А рождает ее (улыбку) душа ребенка, душа улыбается….. Улыбка существует только для других».

Отец Небесный посылает Ангела на Землю, чтобы этот Ангел подарил людям Улыбку: «Она принесет им особую энергию жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа».

Вот маленький Ангел явился людям и улыбнулся и «всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, Солнце, звезды вызвали в них чувство красоты, удивления, восхищения». Значит все, что мы отдадим людям от своей души, вернется к нам, будет для нас. Что ты не отдал, то пропало, все, что отдал, то - твое.

«….улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь, делает ее красивой. Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь». Значит, если кругом трудности в работе, проблемы в жизни, надо найти в себе силы и улыбнуться и ты уже победитель.

Я поняла, что Улыбка - это не просто выражение лица, а « …есть особая духовная сила», «истинная улыбка несет другим дары духа», например, дар сочувствия человеку, а при этом человек не улыбается. Есть внутренняя улыбка, которая и не проявляется на лице.

«Улыбка есть Особая Мудрость». Этой Мудростью владела Мать Тереза. «Она спасала людей от чумы, от бедствий, протягивала руку помощи утопающим в пороках человеческих, улыбаясь им Улыбкою Подвига, Улыбкою Преданности, Улыбкою Сострадания, Улыбкою Самопожертвования, Улыбкою Веры, Надежды, Любви, Света и, вообще, Улыбкою Самого Иисуса Христа». Это не значит, что надо все время улыбаться. Надо духовно вырасти, чтобы знать в какой момент создать и подарить ученику Улыбку, нужную только ему одному и ученик тоже должен духовно вырасти, чтобы эту улыбку принять.

Мастер рассказывает, как создать улыбку просьбы, чтобы ученик принял ее и выучил этот злополучный интеграл. Учитель должен пытаться видеть причину неуспеха ученика и создать улыбку помощи. А может, ребенок просто испытывает страх перед учителем? Может причина в самом учителе, и страх мешает ребенку овладеть теоремой или еще какой-то сложной темой (так было у меня в школе на уроках математики).Заметки на полях. Работа по педагогике.

И наконец, в школах учитель совершает «таинство раскрытия в ребенке Образа, который заключил в нем Творец». А таинство это свершаем мы - учителя, ибо мы - «соработники у Бога». «А свершается таинство только с любовью - прекрасной, сердечной, духовной, жертвенной любовью. Эта любовь и рождает своих помощников - улыбки, такие же прекрасные, чуткие, нежные, преданные, жертвенные, как она сама». От себя добавлю что улыбки - это крылья любви. Так пусть улыбка будет всегда с нами.

23 июня-25 июня 2013 год

Меня привлекло название книги «Рука водящая», оказалось, что это об учителе. Я кинулась ее читать, потому что мне нравятся с детства и фильмы, и книги о школе и учителях. Маэстро рассказал очень красиво эту удивительную историю. И, думаю, что он рассказывал о себе. Герой истории Алексей Александрович был студентом-заочником, а в школе подрабатывал, чтобы иметь возможность учиться. Молодой человек, работая, чувствует, что «он заблудился в жизни, и терзавшее душу чувство ненужности прочно прилипло к его сознанию. Откуда оно - это чувство? Можно ли от него избавиться? Имеет ли оно причины, и каковы они?». И он писал дневники о своем детстве и школьных годах, но и это тоже не помогло разобраться в себе, и он решил бросить учительство, несмотря на то, что дети его полюбили, он сам их полюбил, а директор считал его талантливым учителем.

3

Строчки заставляют опять думать о моем прошлом. Я тоже бросила свою школу, не поверила в себя, сошла с ума от свалившегося груза обязанностей и ушла, не успев вырасти духовно вместе с учениками, не справилась, не прислушалась к своему сердцу. Вот такой он, коварный северный ветер перемен. А наш герой Алексей Александрович встретился с чудом - кудрявым и голубоглазым мальчиком пяти лет. Магнетическая сила мальчика притягивала его. Не буду раскрывать секреты всей этой истории, лучше читать ее в оригинале от самого Маэстро, но советы мальчика (а мальчик был необычный, пришелец, наверное, и история, переплетенная загадочными событиями, красивая) мудры, они помогут, только их надо помнить.

Совет первый: «Привыкни к тому, что всегда всё случается. Неожиданность - это зверь, который может напасть на тебя и растерзать. Отгоняй этого зверя от себя.» Это призывает учителя, да и не только учителя, любого человека, не удивляться ничему, потому что случиться может все в жизни. Надо собраться с духом, мобилизоваться и решать все житейские и педагогические проблемы.

Совет второй: «Отрицающий беден, утверждающий богат». Надо все в жизни делать, не отказываться от предложенного, быть утверждающим, вот тогда и будет понятно к чему у человека призвание. И тут мальчик поясняет еще: «Утверждающий богат... Утверждающий идёт по Пути, а отрицающий отходит от Пути».

Однажды мальчик пришел к учителю с таким советом: « Разве не понимаешь, что ты отупляешь детей своими уроками? Нельзя дурачить детей». Мы все обязаны выполнить всю программу для ученика, читаем методические книги, делаем так, как положено методикой преподавания. Мальчик продолжил: «Разве ты сам не лучшая, живая, творческая программа? Неси детям самого себя, чтобы они безмерно полюбили тебя; тогда полюбят они и знания. Это есть мудрость, но написано ли о ней в твоих пособиях?». Я тоже часто сталкиваюсь с тем, что дети просят рассказать что-нибудь интересное, поиграть. Надо это обязательно принимать во внимание. Прислушиваться к их «руке водящей». Заметки на полях. Работа по педагогике.

В сердце каждого есть такая жемчужина, которая способная излучать свет для людей. «Беда в том, что многие не знают о своей жемчужине, не верят в неё, не ищут её в себе. А ещё большая беда заключается в том, что учителя и воспитатели, сами не веря в свои жемчужины, не помогают детям уберечь их в себе». Будем помнить об этом.

Следующий совет: «Привет трудностям, ими мы растём»...

Еще совет: «В тебе талант, но никогда не думай о том, что ты талантливый, скорее, забудь об этом. Но зато никогда не забывай мудрость, о которой ты знаешь из книг, что сам редактировал: «Каждый для тебя учитель».

Еще совет: «К тебе будут ходить ученики, десятки, сотни, может быть, и тысячи. Среди этих учеников будет один, ради которого тебе дана сияющая жемчужина.
Но кто он, ты не будешь знать….Отдавай весь свет жемчужины каждому из тысяч детей, чтобы не упустить этого одного. Принимай каждого как этого одного. Иначе твоя земная жизнь не будет оправдана».

Вот такие особые наставления. Я, как и Алексей Александрович, под сильным впечатлением от прочитанной истории. В ней еще много интересного есть и кроме советов. Спасибо тебе, юный друг, Лешенька. Приходи поговорить со мной, я тоже тебя буду ждать…..

4

25-27 июля 2013 года

Возвращаюсь к произведению Мастера «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний Учителю надо впитать море Света» (после 11-дневного путешествия по венгерской земле) перечитываю все заново. Я, конечно же, под впечатлением и от произведения и от поездки, ведь было мной преодолено 2 тысячи триста шестьдесят километров. Не могу понять, почему люди, называя красивейшие европейские города, забывают о Будапеште. Чудную атмосферу городу придают будайские горы, пештская равнина и поблескивающий Дунай, отделяющий друг от друга когда-то самостоятельные города Буду и Пешт. За всю свою историю Будапешт много раз превращался в руины, но всегда сумел возродиться и сохранить характер города с мировым именем и в то же время остаться приветливым и уютным метом на Земле. Рассматривая здания, я видела в настоящем прошлое и знакомилась с историческими событиями, часто затруднявшими, но НИКОГДА не останавливавшими развитие города. А мы, учителя, подобны истории развития таких вечных, прекрасных городов. Нам необходимо совершенствоваться, несмотря на «горечь образовательной практики», превращающую нас можно сказать в пепел. Совершенствоваться, чтобы вновь возродиться и быть интересными для себя самих и наших Учеников. Совершенствование и есть «впитывание Света». И Света этого действительно надо море, иначе будет рутина, скука и однообразие в работе, появится мешающее прогрессу вечное учительское раздражение.

28 июля 2013 года

Подумаю о современном учителе. Когда я вернулась к учительству, я стремилась изучить преподавательское ремесло, читала литературу и делала, как положено, придерживаясь инструкций, напустив должную строгость. Реакция детей была, конечно же, не в мою пользу. Они отнеслись ко мне с пренебрежением даже. А я чувствовала себя уверенной и всегда правой. Но дети не дали мне такой быть. Надо было срочно менять в себе ВСЕ. И вот мой путь привел меня к следующему, я читаю: «Нам нужна мудрость воспитания, а не технология воспитания»……………

Выясню у Мастера, что же такое Свет?

«Свет есть всё, что только возвышает духовно-нравственную природу человека и человечества. Свет есть жизнь, он есть деятельность, направленная на творение Блага, на познание и утверждение Истины». Значит, Свет, пытаюсь дать свое определение, это твоя учительская благородная душа и все ее стремления, несущие блага к человеку. Кроме того, это Знания. Ну конечно, пословица такая есть «Ученье - Свет, неученье - Тьма».

А что это значит «наполниться Светом» раз «накопителем Света является человек…..? Человек, полный Света, будет щедро Его исторгать»

Ответы есть:

- Стремиться расширить своё сознание от Мира Земного до Мира Небесного - в этом поможет нам понимание Духовности.

- Постоянно совершенствовать свои знания и опыт - в этом поможет нам Творчество.

- Прильнуть к горным источникам педагогических знаний - в этом помогут нам Классики мировой педагогики.

- Взращивать в себе благородство и великодушие - в этом поможет наша Свободная Воля.

- Творить благо во всех сферах жизни - в этом поможет нам Сердце.

- Закалять себя в самоотверженной преданности - в этом поможет нам Совесть.

- Радоваться Жизни - в этом поможет нам осознание нашего Предназначения.

Мастер рассказывает нам, как наполнялись Светом, то есть самосовершенствовались

Учителя Учителей Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой. Не буду цитировать их «рецепты», каждый может прочитать, открыв работу Мастера.

5

Но у меня появилась задумка - поговорить об этих путях со своими учениками, взять смелость и попробовать самой кое-что вместе с ними. Да, именно, смелость, потому что трудный это путь самосовершенствования, силу воли надо иметь.

Мастер предлагает совершенно- замечательные пути к Свету:

Во-первых, вымести мусор из своей души. Просто взять лист бумаги, записать на него свои недостатки и сжечь.

Второй путь к Свету это спросить у моих учеников: «Ребята, что мне такое сделать, чтобы вы шли ко мне с радостью?» Спросить искренне и принять их пожелания без обиды.

Еще путь. «Скажите самому себе, что для вас нет ничего недостижимого. А потом запишите прямо на сердце...»

Еще путь. «Освободимся наконец-то от такого зверя в нас, каким является раздражение».

Маэстро, но как же я справлюсь со своим раздражением?

«Творящим терпением».

А вот этот путь тоже поможет понравиться нашим ученикам: «….наш внешний вид. Речь идёт о единстве внешней и внутренней красоты. Не ходи, учитель, в балахоне к ученикам! Не шокируй их своей экстравагантностью! Не наводи на них уныние своим жалким видом! Не ходи к ученикам неряшливым! Не демонстрируй перед ними ни свою нищету, ни своё богатство! Покажи элегантность, вкус, чистоту! Лучшая красота - в простоте!

Больщое спасибо, Шалва Александрович, за все эти советы. Ведь они помогут мне очиститься от шелухи, мешающей идти вперед.

29 июля 2013 года

Поговорим об ученике. Нам без учеников никак нельзя. А какие они? Все разные, конечно же, со своими особенностями каждый. Однако, есть ведь что-то общее у детей. Опять спросим у Маэстро.

«В Ребёнке присутствует начало двух природ: природы духовной и природы материальной. Они - разные аспекты человеческой сущности, но в земных условиях они друг без друга не существуют. Как сказано в духовных учениях, тело есть инструмент духа. Говоря иначе, дух через тело свершает задачи своей земной жизни. Таким образом, несмотря на их разность, они живут в своей целостности, они вместе составляют сущность человека, его высшую природу». Так что надо ключик подобрать к ученику - такова задача.

Один мой ученик Эльдар Биджиев, никак не мог получить четверку по физике, а ему это было очень важно, да и я знаю, парень он умный, с математическими дисциплинами дружит, не то, что с моим английским. Я спрашиваю: «Почему у тебя так, подтянись, Эльдар». А он и говорит: «Да так и будет, учительница меня не любит». Я успокоила его, как могла тогда и к учителю подхожу, рассказывая об Эльдаре. Учитель говорит: «А сюда он ходит не за любовью, пусть мама его любит». Учительница была опытная, я бывала у нее на уроках, мне вообще-то нравилось, как она ведет урок, спокойно, без всякой суеты и очень уверенно. Я больше ничего не сказала, просто выслушала, а в конце четверти учитель уже хвалила Эльдара и сказала, что он старается. Значит, все равно «укололо» мудрую прекрасную Елену Владимировну. Я это к тому, что все мы люди, а не роботы, ученики очень ждут от нас не родительской, а учительской любви, особенной любви, одухотворенной. Очень сложно……

А еще ученик имеет свойство уклоняться, бежать от «благих намерений учителей». Почему? Что с этим делать, Маэстро?

Опираясь на идею Дмитрия Николаевича Узнадзе Мастер объясняет, что есть «трагедия воспитания».

«Причина в том, что педагог и подросток по-разному представляют благоденствие.

6

Педагог видит в нём социальные цели, а подросток исходит из своих собственных интересов. Получается, что благие намерения педагога в отношении подростка последний воспринимает как покушение на его жизненные интересы». То есть получается, что ни тот, ни другой не уступают друг другу. Педагог настаивает и подчиняет - это его социальный заказ. А подросток «не то что с благодарностью принимает устремления педагога, но, в силу своих актуальных жизненных потребностей опровергает их, считает действия педагога агрессивными». Вот и приходится нам бегать за ними по пятам. Я и сама на своем опыте убедилась, что ученикам хочется поскорее сбежать от «мудрых педагогов». Выход как раз и есть в гуманной, экспериментальной педагогике. Шалва Александрович дарит такую замечательную мысль, которую хочу запомнить и повторять для себя: «Ребёнок категорически не приемлет никакую помощь, никакую заботу учителей и воспитателей о нём, если они переходят в принуждение, навязывание. Он не будет считать за благо никакую заботу от своих учителей и воспитателей о его будущем, если она - забота - не согласована с его сущностью».

30 июля 2013 года

Ну что ж, подводя итог, могу сказать, что сам Шалва Александрович - это неиссякаемый источник Света. Спасибо Вам, Маэстро, спасибо всем устроителям конкурса, кто познакомил меня с творчеством педагога-ученого. Эта последняя страница не говорит о том, что я прощаюсь с творчеством Ученого. У меня еще на очереди его сказки, притчи и рассказы, анализ его работы «Как любить детей». И если даст Бог, попробовать написать свою историю для Маэстро о том, как я стала учителем, ведь он не скрывает, что «с каким увлечением и интересом прочел бы книгу, в которой были бы собраны истории о том, как каждый из вас какими судьбами пришел к детям».

Спасибо и до новых встреч! Всем крепкого здоровья!







7


Библиография

Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской - М, 2003: [Электронный ресурс]/Wikimedia Foundation, Inc. ru.wikipedia.org (Дата обращения:22.06.2013).

Рука водящая - Артемовск, 2009: [Электронный ресурс]/Wikimedia Foundation, Inc. ru.wikipedia.org (Дата обращения: 25.06.2013).

Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света - Донецк, 2009: [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. ru.wikipedia.org (Дата обращения: 25.07.2013).

.

Детей и педагогику я люблю - Донецк, 2009: [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. ru.wikipedia.org (Дата обращения: 28.07.2013).










8

стр.19 Ш.А. Амонашвили «Рука водящая»:[Электронный ресурс].

© 2010-2022