• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Психологическое занятие по самопознанию и формированию экологической культуры для учащихся 10 класса «Моё здоровье и экология. Моя будущая профессия и экология»

Психологическое занятие по самопознанию и формированию экологической культуры для учащихся 10 класса «Моё здоровье и экология. Моя будущая профессия и экология»

Цель занятия: Помочь подросткам в осознании смысла жизни человека, собственных целей и устремлений. Осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье. Познакомить школьников с основными типами профессий, показать связь этих профессий с экологическими проблемами, определить предпочтительный тип будущей профессии ученика.  В ходе занятия ученики с помощью тестирования выбирают тип профессий к которым у них выявляются склонности.  Узнают об экологических проблемах с которыми чел...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое занятие по самопознанию и формированию экологической культуры для учащихся 10 класса « Моё здоровье и экология. Моя будущая профессия и экология».

Предметы естественного цикла (внеклассная деятельность по предметам)

Чижикова Татьяна Михайловна

Учитель биологии

МБОУ «Кулаевская СОШ»


Цель занятия: Помочь подросткам в осознании смысла жизни человека, собственных целей и устремлений. Осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье. Познакомить школьников с основными типами профессий, показать связь этих профессий с экологическими проблемами, определить предпочтительный тип будущей профессии ученика.

Ход занятия.

В начале нашего занятия, я хочу предложить вам список целей, к которым стремятся в жизни: (каждому ученику предлагается список)

  • хорошее образование

  • хорошая работа и карьера

  • счастливая семья

  • слава

  • деньги

  • дружба

  • достижение в искусстве, музыке, спорте

  • уважение и восхищение окружающих

  • наука как познание нового

  • хорошее здоровье

  • уверенность в себе и самоуважение

  • хорошая пища

  • красивая одежда

  • власть или положение

  • хороший дом, квартира

  • сохранение жизни (растительного и животного мира) на Земле

  • богатство

  • счастье близких людей

  • благополучие государства

Подчеркните или поставьте галочку рядом с теми целями, которые ты хочешь достичь больше всего. Из 19 целей выдели 5.

А теперь прошу вас поднимите руки, кто выделил цель хорошее здоровье (ученики поднимают руки), а теперь кто выделил цель хорошая работа и карьера (учитель озвучивает количество поднятых рук).

- А как вы думаете, почему я вас спросила именно об этих двух целях?

Выслушиваем ответы некоторых учеников ( собрать листы у учеников).

В своих ответах ребята должны прийти к выводу, что достижение всех целей перечисленных в данном списке, практически невозможно без этих двух, названных выше.

Переходим к теме нашего занятия « Моё здоровье и экология. Моя будущая профессия и экология».

Средняя продолжительность жизни людей по исследованиям учёных- медиков постоянно растёт. Но каждого из нас, естественно, интересуют его шансы на долголетие.

Наверное, много прояснит тест, который мы сейчас с вами проведём, составленный американскими медиками.

Прошу вас отвечайте на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми ещё и подумайте. Может быть, вам необходимо в чём-то изменить свой образ жизни.

Возраст не имеет значения, всё равно - вам 14 или 50 лет. Но чем раньше вы откажетесь от вредных привычек, тем лучше.

Проводится тестирование ( Биология в школе № 3 1997г. стр. 28)

Итак, возьмем число 72, из него надо будет вычитать или к нему прибавлять набранные в результате ответов очки:

1. Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3, а женщинам следует прибавить к 72 цифру 4- они живут в среднем на 7 лет дольше мужчин. Следовательно, у мужчин берётся за основу средняя продолжительность их жизни - 69 лет, у женщин - 76.

2. Если вы живёте в городе с населением более 1 млн. человек, то вычтите 2 года.

3. Если вы живёте в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то добавьте 2 года.

4. Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим - прибавьте 3 года.

5. Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года, если 2-3 раза- прибавьте 2 года.

6. Если в будущем вы собираетесь вступить в брак - добавьте 5 лет, если нет - вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни ( начиная с 25- летнего возраста).

7. Если вы постоянно спите больше 10 ч, вычтите 4 года, если по 7-8 ч - ничего не вычитайте

8. Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон ,- признак плохого кровообращения.

9. Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавьте 3 года.

10. Если вы счастливы, добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.

11. Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте 1 год, если высшее - 2 года.

12. Если ваша бабушка или дедушка дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 - 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т.д.), вычтите 4 года.

13.Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и др., вычтите 3 года.

14. Если вы выкуриваете больше трех пачек сигарет в день, отнимите 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, меньше пачки 3года.

15. Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.

16. Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15-20-4 года, 5-15 кг - 2 года.

Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить. Но конечно, вы проживёте дольше, если будете лучше следить за собой и откажитесь от вредных привычек.

Далее следует обсуждение.

Как видите, на продолжительность жизни людей влияют разные факторы, в том числе и наследственность. Но много зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Влияет и окружающая среда. Не случайно в тесте спрашивается, в каком по масштабу населенном пункте живёт человек: города с населением свыше 1 млн. отрицательно влияют на здоровье живущих в нём людей и, следовательно, на продолжительность их жизни. Как вы думаете, почему это происходит?

В результате обсуждения подростки должны прийти к выводу, что на экологию города и его жителей отрицательно влияют следующие факторы: промышленные предприятия, заводы; городской и автомобильной транспорт; недостаточное количество зелёных насаждений, как источников кислорода; напряжённый ритм жизни и большое количество стрессовых ситуаций; отсутствие полноценной природной среды как умиротворяющего и духовно влияющего на человека фактора.

-А теперь я прошу вас ответить на такой вопрос: Как вы думаете, почему я вас, людей живущих в сельской местности спрашиваю об экологической ситуации в городе?(выслушиваем ответы учеников)

-И еще вопрос: Сможете ли вы, получив в будущем профессию, улучшить ситуацию в городе?

Ну, наверное, прежде чем говорить, как вы сможете изменить экологическую ситуацию в городе, вам скоро уже предстоит выбирать себе профессию, которая поможет вам это сделать.

Я вас сейчас не буду спрашивать, кто из вас какую профессию хотел бы выбрать в будущем, а хочу предложить вам попробовать определить показатель выраженности вашей склонности к одному из типов профессии.

Проведем опять тест по определению предпочтительного типа профессии (по Климову,)

Каждый из учащихся получает лист ответов и текст опросника (Приложение 1)

Номера и буквенные обозначения в клетках листа соответствуют номерам вопросов. Необходимо поставить свои ответы под соответствующими номерами. Отвечая на вопрос, надо спросить себя: «Нравится ли мне занятия, о котором говорится в вопросе?»

Варианты ответов:

+1 - скорее нравится, чем не нравится;

+2 - определенно нравится;

+3 - очень нравится;

-1 - скорее не нравится, чем нравится;

-2 - определенно не нравится;

-3 - очень не нравится.

(во время выполнения теста учащимися звучит тихая, спокойная музыка)

После окончания работы в каждом столбце листа ответов подсчитайте суммы плюсов и минусов. Положительный наибольший результат - показатель выраженности вашей склонности к одному из типов профессий: (Приложение 2)

I. «ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»

II. «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

III. «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

IV. «ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

V. «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Так же ученикам предлагается список профессий относящихся к тому или иному типу.

В конце занятия учащимся дается задание на дом:

Выбери себе условно одну из профессий того типа, к которому у тебя наибольшая склонность. Возможно, это и не сбудется, но попробуй пофантазировать. Напиши небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Моя профессия экология».

Сочинение должно начинаться так:

«Возможно, что в будущем я буду работать.…

Эта работа, как и любая другая, имеет влияние или воздействие на окружающую природу и окружающих людей…

Для эмоционального закрепления услышанного можно предложить учащимся послушать стихотворение Э.Асадова «Счастье».

Что же такое счастье?

Одни говорят: - это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных.

В трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание.

И общность переживания.

По мнению четвертых, это -

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться.

И больше не расставаться.

Есть еще такое мнение,

Что счастье -это горение:

Поиск, мечта, работа,

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Спасибо всем. Желаю Вам найти в жизни свою формулу счастья!



© 2010-2022