Разработка урока по литературному чтению по рассказу Л. Н. Толстого Лгун во 2 классе

Формирование правильной читательской деятельности на основе приёма антиципации. Актуальности выбора темы исследования. Для педагогики антиципация – сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования, предвидения в деятельности учителя, организации прогностической познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Введение понятия «антиципация» в систему терминов методики обучения русскому язык...
Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Сочинение-рассуждение по прочитанному произведению Л.Н.Толстого «Лгун».

Цели:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- управление своей деятельностью;

-инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

-речевая деятельность.

Познавательные:

-работа с информацией;

-выполнение логических операций анализа, обобщения.

Мировоззренческие:

-личное самоопределение.

Формирование УУД:

-развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать);

-обучение самостоятельному целеполаганию.

Задачи:

Образовательные:

-расширение культурного кругозора второклассников, в том числе обучение пониманию литературных текстов;

-актуализация знаний по литературному чтению.

-повторение типа речи рассуждение, композиционного строения рассуждения;

-знакомство с приёмами речевого логического оформления мысли, с использованием синонимов;

-формирование навыка обращения к словарям;

-сбор лексического материала к сочинению.

Развивающие:

-обогащение словарного запаса учащихся;

-развитие их воображения и эмоциональной сферы;

-повышение мотивации к обучению.

Воспитательные:

-содействовать воспитанию в детях чувства правдивости, неприятия лжи;

воспитывать коммуникативные умения: учитель-ученик, ученик-учитель.

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся:

- объяснять название произведения, прогнозировать его содержание;

-описывать характер героя;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения;

- писать сочинение - рассуждение по прочитанному рассказу.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентация, книги, портрет Л.Н. Толстого, толковый словарь Ожегова.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Настроиться на рабочий лад нам поможет это стихотворение: (слайд 1)

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.

II. Актуализация знаний. Постановка темы и цели и урока.

На доске портрет Л.Н. Толстого;

эпиграф: «Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять лжи». (2 слайд);

выставка книг.

- Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

- Мы с вами уже читали рассказы Л.Н. Толстого. Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Лгун», на основе которого будем писать сочинение-рассуждение.

III. Проверка домашнего задания. Представление книг детьми.

- Дома вы делали обложки к прочитанным рассказам. Сейчас я попрошу вас кратко рассказать о том, что вы прочитали и чему учит нас каждый рассказ./12-16 слайд/

Итог: Молодцы! Вы прочитали много книг, сделали правильные выводы.

- Чему же учат вас рассказы Толстого? (Дружбе, взаимовыручке, учат говорить правду и т.д.).

Викторина. (Слайды)

- А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, насколько внимательны вы были, читая произведения Л.Н. Толстого.

-В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? («Пожар»)

- В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? («Котёнок»)

- Герою какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. («Филипок»)

- В каком рассказе маленький мальчик делал лоханку для своих родителей? («Старый дед и внучек».)

Итог: Я вижу, что вы читали эти тексты, правильно отвечали на все вопросы.

IV. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Повторение.

- Что такое текст-рассуждение?

- Сколько в тексте-рассуждении частей? (Три)

- В первой части высказывается мысль, которая требует доказательства.

- Вторая часть-это само объяснение, доказательство.

- Третья часть-это вывод.

- К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

VI. Работа по новой теме.

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом «Лгун». 1.Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова лгун?

а) Лгун - тот, кто постоянно лжёт или привык лгать. (По словарю Ефремовой);
б) Лгун - лжец, обманщик, врун, враль, брехун. (По словарю синонимов);

в) Лгун - человек, обычно говорящий неправду. (По словарю Ушакова)

2.Чтение текста учителем.

3.Работа с текстом. Беседа. - Какова основная мысль текста?

Можем ли мы данные пословицы взять для рассуждения? (Чтение пословиц из слайда презентации и объяснение их смысла).

- Кто не лжёт, тому больше верят.

- Лучше молчать, нежели врать.

-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Какая из этих пословиц наиболее ярко отражает основную мысль?

- Что делал мальчик? (Мальчик стерёг овец.)

- Почему он стал кричать? (Он увидел волка.)

- Что увидели мужики? (Мужики увидели, что это неправда.)

- Сколько раз так сделал мальчик? (Три раза.)

- Почему мужики не прибежали на помощь? (Они подумали, что мальчик опять обманывает.)

- Что сделал волк? (Волк перерезал всё стадо.) А что значит « перерезал»? (Зубы волка называют кинжалами.)

- Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Нельзя говорить неправду.)

4.Орографическая минутка. (Опорные слова для домашнего сочинения.)

На доске даны словосочетания, которые вы можете использовать при доказательстве:

- и, будто увидав волка;

- и видят: неправда, опять по-всегдашнему обманывает;

-на просторе перерезал стадо.

Что вы ещё услышали в тексте? (Прямую речь.)

К этому тексту подойдёт схема: А: «П!»

5.Устные высказывания обучающихся. (Один - два ученика рассказывают, как бы они построили сочинение-рассуждение.) Образец.

Лгун

Кто не врёт, тому больше верят.

Во-первых, мальчик стерёг овец. Увидав волка, он закричал: «Помогите, волк!» Прибежали мужики, а волка нет. Во-вторых, он обманывал так и два, и три раза. Прибежал - мужиков не было. В-третьих, волк видит - бояться нечего, и на просторе перерезал всё стадо.

В этом рассказе мальчик говорил неправду взрослым людям. А кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

VI.Домашнее задание: написать сочинение -рассуждение.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Игра «Хлопни в ладоши».

-Если вы согласны с утверждениями, то хлопните в ладоши. Стыдно - это когда:

- «горят щёки»;

- ты кого-то обманул;

- ты помог другу;

-ты солгал соседу по парте;

- ты совершил что-то плохое;

- тебя хвалят;

- ты совершил что-то хорошее.




Упражнения на развитие речи, мыслительных операций, навыков чтения, литературных способностей

1. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:

книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст). (Чтение, текст).

2. Назовите группу слов:

Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (Персонажи литературных сказок).

3. Дано слово. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите слово, которое связано по смыслу с первым, например: береза - дерево; земля - (планета);

рифма - (стихотворение);

Баба-Яга - (сказка).

4. Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату.)

5. Расшифруйте анаграммы:

а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (Игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон).

б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.

(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).

в) Разгадайте имена сказочных героев.

-ймокачюоДв (Дюймовочка);

-инкаМторстоК (Кот Матроскин);

-кялкопШа (Шапокляк);

-никечП (Печкин);

-срКаная окчаШпа (Красная Шапочка).

6. Назовите имя персонажа или название сказки с его участием. А поможет в этом изображение предмета, имеющего отношение к тому или иному сказочному герою.

-ступа с метлой (Баба-Яга);

-горошина (Принцесса на горошине);

-золотое перо (Жар-Птица);

-невод (Сказка о Золотой рыбке);

-золотое яичко (Курочка Ряба);

-русская печь (Емеля);

-золотой ключик (Буратино).

7.Наш мудрый народ сложил пословицы, поговорки, загадки и песни. Прочитайте поговорки о людях в левом столбце, соотнесите их с подходящими значениями из правого столбика:

- семи пядей во лбу; - добрый, мягкий, сердечный;

- сухим из воды выйдет; - бесхарактерный;
- безвольный; ……

- мухи не обидит; - умный, мудрый;

-в рубашке родился; - изворотливый, ловкий;

- плясать под чужую дудку. - счастливый, удачливый.

8. Перед вами старый знакомый, напишите его имя:

Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой-мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной.

9. Прочитайте стихотворение. Какая пословица подходит к нему?

Сел Иван в чужие сани,

Только справиться не смог,

Сани полетели сами -

Вправо, влево, вниз и вбок,

Через пень перелетели,

Подскочили раз-другой…

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой.

10.Почтальон Печкин растерялся, прочитав телеграммы. Кто же их послал?

  1. Был в гостях у козлят.

  2. Цветочек удивительной красоты нашёл, ждите домой.

  3. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой.

  4. Людоеда съел, замок - твой.

11.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст:

Петрушка-ватрушка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с горшок.

1) считалка 2) загадка 3)дразнилка

4) стихотворение 5) колыбельная 6)правильного

ответа нет

12.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?

Перчатки. К. Чуковский. «Телефон».

Мочалка. К. Чуковский. «Мойдодыр».

Блюдце. К. Чуковский. «Федорино горе».

Воздушный шарик. К. Чуковский. «Тараканище».

Семихвостая плеть. А. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино".

13. Назовите автора и название произведения по отрывку.

«Не доведёт тебя до добра это ученье… Вот и я учился, а - гляди - хожу на трёх лапах. Азбуку!» - проворчал кот и сердито фыркнул в усы…

Работа с текстом

1.Прочитайте предложения. Определите, где тексты, а где - отдельные предложения. При ответе используйте такие выражения:

я уверен, что…; я думаю,…; мне кажется,…; я полагаю,…

Щенок

а) Плачет маленькая Саша.

У нее пропал щенок Степашка. Он был беленький. Она кормила его молоком.

б) Маша шьет кукле платье.

Я живу в Нижнем Новгороде.

Щенок играет с котенком.

2. Прочитайте текст. Найдите лишнее предложение. Как его определили? Объясните свое решение. Озаглавьте текст.

Захотелось медведю медком полакомиться. Забрался косолапый разбойник на пасеку и разбил ульи. Налетели на непрошенного гостя и стали жалить его. Отбивается Мишка, но не уходит. Уж больно сладок медок! Мед обладает целебными свойствами.

-Какими словами автор называет медведя. Связывают ли эти слова весь текст? Перескажите текст.

3.Прочитайте текст. Из предложенных вариантов выберите тему, основную мысль и заголовок. Объясните свой выбор. Перескажите текст.

Был жаркий день. В саду под скамейкой спала Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал к забору, но Жучка успела схватить шалуна за рубашку. Нельзя обижать животных!

Тема: был жаркий день; Жучка успела схватить рубашку; Леня и собака Жучка.

Основная мысль: вредный Леня, Жучка; Леня взял палку; Леня и Жучка; нельзя обижать животных; как Жучка проучила Леню.

Заголовок: Леня, Жучка; Леня и Жучка; нельзя обижать животных.

4. Прочитайте предложения в обоих столбцах. Соедините предложения в пары, чтобы получился текст.

Я посмотрел в траву. Цветок был душистый.

Я люблю лето. На травинках ползают муравьи.

Пчела села на цветок. Белка держит в лапках гриб.

На высокой сосне сидит белка. Летом можно купаться и загорать.

Какие слова связывают предложения в тексте? Запишите любой текст. Придумайте к нему заголовок.

5) сочини сам пословицу.

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам


Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»


2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке - для читающих детей, для других - картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

забор

пила

трава


4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

забор

пила

трава

нельзя лазить

не пилит

не растёт

5. Вставка «слов - связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске.

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке - для читающих детей, для других - картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое»

«Что такое же? »

яркое

круглое

жаркое


4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какое»

«Что такое же? »

яркое

круглое

жаркое

лампа

колесо

огонь

5. Вставка «слов - связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Третий способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке - для читающих детей, для других - картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

летает

пищит

кусается


4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

летает

пищит

кусается

самолёт

мышка

собака

5. Вставка «слов - связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака.

Результаты апробации содержания данного раздела.



2011-2012 учебный год

Класс

Уровень обученности

Уровень качества

2.

100%

100%

3.

100%

78%

2012-2013 учебный год

Класс

Уровень обученности

Уровень качества

3.

100%

100%

4.

100%

67%



2013-2014 учебный год

Класс

Уровень обученности

Уровень качества

1

100%

100%

4.

100%

78%

ЛИТЕРАТУРА


1. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы.-

М.:Рольф,2009.

2. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа,2013.

3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. - Тула. ООО

«Издательство «Родничок»; М.:,2010.

4. Жиренко О.Е. Тренажер по русскому языку для начальной школы:

Пословицы и поговорки. - М.:Издательство «Ювента», 2008.

5. Политова Н.И, Развитие речи учащихся начальных классов на уроках

русского языка: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,2012.

6. Синицына Е.И.Умные пальчики. Серия «Через игру-К совершенству». М.:

«Лист»,2010.

7. Тамбиева Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения

грамоте: Пособие для учителя (Под ред. А.Ф.Бойцовой).-

Л.:Просвещение,2014.

.


© 2010-2022