Внеклассное мероприятие недели посвященной М. В. Ломоносову Чьим именем гордимся!

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал «Ломоносовской школы №5» ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

г. Москва






Автор: Евдокимова Н.М., учитель биологии филиала «Ломоносовской школы» № 5

г. Москвы.







«Чьим именем гордимся!»

Внеклассное мероприятие.


Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастье, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник.

М.В. Ломоносов









г. Москва, 2015 г.

Пояснительная записка

Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт - где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Жизненный путь Михаила Васильевича - реальный пример силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции.

Проведение блицтурнира «Чьим именем гордимся!» возможно в качестве общешкольного внеклассного мероприятия для учащихся 6 классов в рамках Ломоносовской недели.

Цель: расширение знания учащихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Задачи мероприятия:

учебная - способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая - способствовать развитию кругозора, умение умения рассуждать, анализировать, делать вывод, коммуникативные способности;

воспитательная - воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.

Возраст участников - обучающиеся 6 класса.

  • Оформление доски - тема, портрет, тезаурус, мозаичные работы учащихся класса.

  • Материально-техническое оснащение: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

  • Оборудование: конверты с заданиями, презентация, жетоны, видеофильм.

Темы для подготовки к игре:

  1. Биография.

  2. Достижения в физике, химии, минералогии, истории, литературе, роль в преобразовании русского языка.

  3. Роль в освоении Арктики.

  4. Знания в области языков.

  5. Письмо графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа».

  6. Увековечение памяти о Ломоносове на его родине.

  7. Учебники, учебные пособия под редакцией Ломоносова.

  8. Высказывания о Ломоносове.

  9. Знание содержания произведений.

В игре три этапа: ДЕТСТВО, ПУТЬ В НАУКУ, ЛОМОНОСОВ УЧЁНЫЙ.

Просмотр фильма.

Игра начинается с конкурса капитанов, которым предлагается 2 вопроса. Участниками 1 этапа за игровыми столами становятся команды, капитаны которых ответили на предложенные вопросы.

Конкурс капитанов:

  1. Одно из крупнейших учебных заведений нашей страны носит имя М.В. Ломоносова. Назовите его. (МГУ)

  2. Кто назвал Ломоносова «самобытным сподвижником просвещения и первым нашим университетом»? (А.С. Пушкин)

  3. Назовите заведения, в которых учился Ломоносов. (Славяно-греко-латинская академия, Петербургская Академия Наук, Германия, Марбург).

  4. Профессором какой науки был назначен Ломоносов в 1745 году? (Химии).

  5. Какие заведения были открыты в России по инициативе Ломоносова и когда? (1-я химическая лаборатория в 1748 году, Московский университет в 1755 г., типография при университете, в которой стала издаваться 1-я в Москве газета «Московские ведомости»).

  6. Членом каких Академий являлся Ломоносов? (Российской, Академии художеств в Петербурге, Шведской, Болонской).

1этап ДЕТСТВО:

Проводится «Блиц-турнир»

(по очереди командам задаются вопросы о детских годах Ломоносова)

  1. Когда и где родился М.В. Ломоносов?

(19 ноября 1711 г., деревня Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской области(около г.Холмогоры )

  1. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности? (Двина(Северная), Холмогоры)

  2. Как звали отца Ломоносова?Кем он был? (Василий Дорофеевич Ломоносов)

  3. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?

(Нет. В Холмогор ах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.)

  1. Кто обучал грамоте в своей деревне Михаила Ломоносова?

(Ломоносова обучал грамоте дьячок местной Димитриевской церкви С.Н. Сабельников)

  1. Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет

  2. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал "вратами своей учёности"? ( "Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого.)

  3. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет

Какое название имел корабль отца? (Чайка)

2 этап ПУТЬ В НАУКУ:

Ведущий: Уже с детских лет Михайло был пытливым, остроумным ребёнком. Отец говорил сыну «Ужо в грамоту отдам тебя учиться. Там толкуй, что откуль. Больно ты у меня любопытен.» Ломоносов молчал, только когда спал.

  1. В каком году отправился Ломоносов в Москву? (в 1730)

  2. Как Ломоносов добирался до Москвы из родной деревни? (с рыбным обозом)

  3. Куда поступил учиться М.В Ломоносов, когда оказался в Москве? (Славяно- греко-латинскую академию)

  4. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить в Славяно- греко -латинскую академию (крестьян не принимали)?

(За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу.)

  1. Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет

  2. Где продолжал обучение Ломоносов после Москвы? (в Академическом университете Санкт-Петербурга; в Германии).

  3. Что должен был изучить Ломоносов в Германии? (изучить горное дело и металлургию)

  4. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» (А.С.Пушкин)

  5. «Петром Великим нашей поэзии»? ( В. Г. Белинский.)

  6. Сколькими языками владел Ломоносов? (11 знал, на 20 мог читать, итого - 31.)

  7. Какой язык был международным языком науки в то время , когда учился Ломоносов? (латинский)

  8. Какие трудности возникали у Ломоносова, когда он обучался в Москве? (потешались одноклассники, не хватало денег)

3 этап ЛОМОНОСОВ - УЧЁНЫЙ:

Ведущий: Познания Ломоносова были обширны. «Гений архангельского мужика»- говорили про него. Сейчас мы поговорим о достижениях Ломоносова в науках.

(вопросы напечатаны на листках, команды снимают их и отвечают)


  1. Назовите отрасли наук, где зарекомендовал себя Ломоносов, как учёный с большой буквы? (стихосложение, филология, минералогия, физика, астрономия, история, география, педагогика)

  2. Какую науку считал своей главной профессией М.В. Ломоносов? (Ломоносов считал химию своей "главной профессией")

  3. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? (Открытие атмосферы на Венере.)

  4. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительную трубу.)

  5. Какое древнее искусство возродил Ломоносов? (Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано 40 мозаик, из которых до наших дней сохранилось 24)

  6. Какую фабрику построил Ломоносов и что там производилось? (Стекольную фабрику в Усть-Рудицах. На этой фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи. )

  7. Какая мозаичная картина, изготовленная Ломоносовым, украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге? (С 1925 года мозаичная картина "Полтавская баталия" украшает парадную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге.)

  8. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов? (Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.)

  9. Какая связь между Ломоносовым и модным увлечением сегодняшних школьниц плетением фенечек? (Да, стеклярус, который служит материалом для фенечек, тоже изготавливался на фабрике Ломоносова наряду со смальтой - цветными стекляшками для мозаики.)

  10. Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук? (имени Ломоносова)

  11. В каком году умер М.В. Ломоносов и где он похоронен? (4 апреля 1765 г., в Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище)

  12. Кто автор памятника Ломоносову в Архангельске? (Скульптор И.П. Мартос, 1828 год).

  13. В каком году был основан Московский университет? (1755)

Подведение итогов.



Внеклассное мероприятие недели посвященной М.В. Ломоносову Чьим именем гордимся!

Внеклассное мероприятие недели посвященной М.В. Ломоносову Чьим именем гордимся!





Внеклассное мероприятие недели посвященной М.В. Ломоносову Чьим именем гордимся!







Литература:

  1. Ворожейкин И.Е. Михайло Ломоносов. - М., 1989.

  2. Лебедев Е.Н. Ломоносов. - М., 2008. - 752 с.

  3. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник.

  4. Усыкин Л.Б. Рассказы о Севере. - М., 2008. - 206 с.

  5. Щуров Г.С. Очерки истории культуры русского Севера. - Архангельск, 2004. - 551 с.

  6. Фруменков Г.Г. Слово о Ломоносове.


© 2010-2022