Классный час И на солнце есть пятна

У нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент.  Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, т.е. быть ТОЛЕРАНТНЫМИ!  Тема классного  часа  «И на солнце есть пятна" - по проблеме толерантности. Какая преследуется цель? Цель: развитие способности к познанию себя и других людей. Цель ясна. А что нам п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по проблеме толерантности для учащихся 9 «В» класса

«И на солнце есть пятна» (Кл.рук. Подпорина А.В.)

Учитель: Добрый день, ребята! Прошу внимание на экран!

Просмотр ролика (№ 1)

Учитель: О чём вы думали, когда просматривали этот ролик?

Ответы: Зачем Вы нам это показываете?

Учитель: На какие ещё мысли натолкнул Вас этот фильм?

Ответы: Дружба, доброта.

Учитель: Молодцы. Я предлагаю Вам посмотреть мультфиль «Чучело-Мяучело». Внимание на экран

Просмотр ролика (№ 2)

Учитель: Какая тема затронута в этом мультфильме?

Ответы: Неприязнь, боль, грусть, сочувствие, хорошее настроение, доброта, солнце!

Учитель: Правильно! Взаимоуважение и взаимопонимание ведут к миру. В мире всегда светит солнце. И нельзя забывать, что…

Слайд 1

В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.

Организационный момент: дети делятся на три группы по цвету жетона, который каждый участник вытаскивает из шляпы.

Слайд 2

Тема нашего классного часа «И на солнце есть пятна" - по проблеме толерантности.

Какую мы преследуем цель?

Слайд 3

Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.

Цель ясна. А что нам поможет достигнуть цель?...... Выполнение ряда задач!

Слайд 4

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

  • формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Вводное слово учителя.

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают Вас - молодежь. Но без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Внимание на экран.

Просмотр ролика (№ 3)

Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

  • в английском - готовность быть терпимым;

  • во французиком - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

  • в китайском - быть по отношению к другим великолепным;

  • в арабском - милосердие, терпение, сострадание;

  • в русском - умение принять другого таким, какой он есть.

Слайд 5

Этим и объясняется тема нашего классного часа. Как вы понимаете эти слова? (на слайде тема классного часа)

Ответы детей……….

Учитель: Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна - недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.

Давайте послушаем притчу о Рабби. (читает подготовленный ученик)

Рабби решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Рабби - такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Рабби - такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким……

Учитель: А с кого же начал менять мир Рабби?

Ответ: С самого себя!

Учитель: Молодцы! Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

  • Что такое счастье в вашем понимании?

  • Какого человека можно назвать счастливым?

Вы затрудняетесь сейчас ответить? Я думаю «Легенда о счастье» Вам поможет ответить на эти вопросы.

(Учитель раздаёт чистые листы ученикам и зачитывает легенду)

«Легенда о счастье»
В одной маленькой стране, в небольшом, захолустном городишке, где все знают друг друга и нет тайн, где радости общие, а несчастья, поделённые на всех, уже и не кажутся несчастьями, родился в давние незапамятные времена один мальчик, доказавший, что не место красит человека, а что, наоборот, есть такие люди, которые не только могут украсить собой любое место и время, они могут остаться в памяти людей навсегда. Таким оказался и этот обыкновенный мальчик.
Необыкновенным в нём было только то, что он очень рано научился не только слышать и видеть. Он умел впитывать в себя всё, услышанное и увиденное, умел понять всё и бесстрашно искать ответы на недостающие и непонятные ему вопросы. В любопытном мальчике притаился неутомимый искатель Истины. Он хотел знать больше, больше, ещё больше… Всё! Узнав одно, он тут же устремлялся на поиски нового, ещё более интересного и непонятного.
Когда мальчику исполнился один год, в доме его родителей собрались жители городка, чтобы поздравить мальчика с его первым юбилеем. Каждый подарил ему собственноручный рисунок с одним, единственным пожеланием. Все желали мальчику Счастья, и сопровождали своё пожелание собственным изображением Счастья. И все эти изображения отличались друг от друга, и их оказалось ровно столько, сколько в городе было жителей.

Мальчик рос и никогда не расставался со своей коллекцией представлений о Счастье. Он никак не мог понять, что же это такое «Счастье», почему все ему желали его, но изображали по-разному.
Когда он подрос, то уехал из родного города и посвящал всё своё свободное время беседам с людьми, и задавал им всем, один и тот же вопрос:
- Что такое счастье?
Люди посмеивались, или становились грустными, описывая счастье, или его отсутствие, и так же, как в рисунках, у каждого человека было своё Счастье. Но оно никогда не совпадало даже у двух людей, независимо были ли они чужими, или самыми близкими. Все описывали счастье по-своему. Для мужчин - это была работа, профессия, друзья, деньги, машины, яхты, путешествия. Для юношей и девушек - любовь, веселье, развлечения. Для женщин - семейный очаг, дети, муж, благосостояние, наряды, драгоценности, красота. Но общей картины не получалось. Он пытался собрать её из отдельных деталей, как мозаику, но нет - это не было цельной картиной. Она напоминала одеяло из лоскутков, лишённых жизни.

Мальчик стал юношей, потом мужчиной, и всю свою жизнь посвящал поискам Счастья. Иногда ему казалось, что он его достиг, но стоило сделать одно неловкое движение или допустить одну неверную мысль, и его картина Счастья вновь разлеталась на тысячи осколков, погружая его в печаль. Казалось, что он уже никогда не получит ответа на вопрос всей своей жизни.
Он пережил всё, что только можно было пережить. Он любил и был любимым, он имел детей и дал им достойное воспитание, он работал и путешествовал, но всегда добросовестно и неустанно искал ответ на свой вопрос… Тщетно!
И однажды он взмолился Богу:
- Господи! Я доволен всем, что имею, я ничего у тебя не прошу, но ответь мне, что же такое «Счастье»? Мне пожелали его все жители моего родного города, когда мне исполнился один год. Так владел ли я им когда-нибудь? Было ли оно у меня?
Он не заметил, как от молитвы, перешёл в крепкий сон и погрузился в небытие… И там, в самой глубине небытия, он услышал:
- Стань Мастером и сам изваяй Счастье, тогда ты узнаешь, что это такое.
Он стал Мастером, он изваял Счастье и отправился сверять его с людьми, чтобы услышать, что они ему скажут. Но снова не наступало согласия. Сколько было людей, столько было мнений. А Мастер продолжал усовершенствовать свою прекрасную, неземной красоты вазу, но всё же находились люди, которые предлагали какие-нибудь новые дополнения, новые детали, и завершения не наступало.
Мастер состарился, пришло его время заканчивать свою земную жизнь, а ответа всё ещё не было. Но в последний момент, его взгляд ещё раз задержался на созданном им совершенстве и луч солнца, отразившийся на идеальной поверхности, внезапно как озарением открыл ему секрет счастья.
Нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый Человек - Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, придав ему очертания сокрытые в собственной Душе и ей, соответствующие. Твоё Счастье - это зеркальное отражение твоей Души.

Смерть не стёрла счастливой улыбки с лица Мастера. Он понял!
Да, он изваял волшебную вазу Счастья. Но она бездонная. Каждый должен сам её заполнить в зависимости от объёмов своей Души.

Учитель: Вы готовы рассказать о своём счастье? Я предлагаю Вам игру «Нарисуй своё счастье». Если Вы не можете нарисовать - напишите о своём счастье!

Фонограмма: «Притча о счастье». В этот момент дети рисуют, пишут.

Учитель: Я рада, что у Вас всё получилось. Сложите свои листки. И не теряйте своё счастье!

На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.

Просмотр ролика (№ 4)

«Притча о добре и зле» (автор Светлана Капылова)

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека-
Один у окошка лежал, а другой-
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,

Другой - лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка,
По синему небу плывут облака,
Причудливые, как зверушки,
Сидят на причале там два рыбака
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день, то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюблённых...
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделённым.
Он мучился злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая -
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным,
Сосед попросил и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж наконец он в окно посмотрел
На шее задёргалась вена....
Увидел он вместо того, что хотел,
Высокую стену....
Он был потрясён и сестре рассказал
Про чистую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
-Ах, если б он видел,- сказала сестра,
-Всю жизнь он слепым оставался.
-Зачем же тогда?- тут больной прошептал,
-Да он вас утешить старался...

Учитель: Я предлагаю Вам игру «Поиск». Перед Вами список с качествами и личностными характеристиками.

  1. Найдите те слова, которые определяют пациента у стены

(злость, равнодушие, скупость, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность, настороженность)

  1. Найдите те слова, которые определяют пациента у окна

(открытость, спокойствие, отзывчивость, доброта, понимание, чувство юмора, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, умение владеть собой, уважение мнения других, терпение, доверие, согласие).

Ученики выполняют задание

Учитель: Спасибо. Вы были очень внимательны и справились с заданием.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

И только от Вас зависит, какой Вы выберите путь.

Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Я предлагаю Вам игру «Честный выбор». Отметьте, только честно, что в Вас есть толерантного и интолерантного. (каждый ученик получает лист с таблицей)

Толерантные люди

Интолерантные люди.

1.Знание самого себя.

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план

(только не я).

5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Учитель: Посмотрите ещё раз на эти характеристики. К какому Вы выводу приходите?

Ответы: надо учиться себя контролировать, сдерживать раздражительность, быть толерантным…..

Слайд 6

Учитель: Правильно! Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок. Внимание на экран.

Просмотр ролика (№ 5)

Притча «Четыре свечи»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

- Я - Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

- Я - Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Третья свеча опечалилась:

- Я - Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего - своих близких, - сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:

- Что вы делаете!? Вы должны гореть - я боюсь темноты! - плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

- Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я - Надежда.

Учитель: Я надеюсь, что свеча по имени «Надежда» никогда у Вас не погаснет. Я надеюсь, что Вы, после сегодняшнего дня, будете меньше совершать ошибок. Есть такая поговорка: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает». Всё в ваших руках.

Рефлексия в конце занятия:

Учитель:Возьмите Ваши листки с таблицами, в которых вы нашли черты толерантного и интолерантного пути в своей жизни. Оторвите интолерантный путь - это Ваши пятна на Солнце. Выбросьте то, что сейчас у Вас в руках в мусорное ведро.

Слайд 7

Учитель: Вот и засветило наше солнце! И сегодня нет на нём никаких пятен! Я желаю Вам удачи! Спасибо за урок!



© 2010-2022