Электронные методические папки для педагога

В статье "Электронные методические папки для педагога" представлен опыт работы методического кабинета детского сада по оптимизации процесса поиска и работы с различными материалами через создание тематических электронных мини-библиотек. Описыватся структура электронной методической папки, включающая в себя три раздела. Отмечено удобство для педагога поиска  и использования материалов по определенной методической теме, в том числе и в рамках решения годовой задачи. Дается краткое описание матери...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Электронные методические папки для педагога

ДС №193 «Земляничка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Заместитель заведующего по ВМР М. Ю. Евдешина

В современном мире постоянные совершенствования и усложнения технологий информатизации в различных сферах деятельности приобретает фундаментальное значение. Становится нормой использование электронных ресурсов и в сфере образования. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать разнообразные возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня, которая помогает методисту дошкольного учреждения системно выстраивать работу с педагогическими кадрами по повышению их квалификации с учетом новых возможностей.

Как показывает практика, без использования электронных ресурсов, новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современный детский сад. Их использование становится мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. ИКТ-технологии, электронные ресурсы помогают эффективнее хранить, обрабатывать, получать и передавать, изучать и анализировать информацию, что предоставляет возможность оптимизировать образовательный процесс, повысить его эффективность.

Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается

в следующих государственных документах:

  1. Стратегия развития информационного общества в России от 07.02.2008г., утверждена указом №212 Президента РФ В.В. Путиным;

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р;

  3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия», постановление Правительства РФ от 28.01.2002г. № 65; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 21.01.2010г.; закон «Об образовании» от 26.12.2012г.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети интернет более1000.

Эти ресурсы можно разделить на несколько типов

  1. По виду источников статьи, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т.п.

  2. По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей

  3. По производителю (кем созданы) государственные, региональные, муниципальные, детских садов, торговых фирм, научных и медицинских центров, отдельных специалистов и проч.

  4. По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программы, продукции, для создания команды единомышленников и проч.

  5. По полноте информации

  6. По темам т.п.

Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер.

Классификация электронных образовательных ресурсов включает:

1) текстографические - самые простые из электронных образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях);

2) гипертекстовые - с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;

3) мультимедиа ЭОР - использующие технологию мультимедиа, позволяющую (одновременно воспроизводить на экране компьютера некоторую совокупность учебных объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, звук).

Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает определенный круг специфических задач.

Мы знаем, что методическая работа в детском саду строится во взаимосвязи с общей системой непрерывного образования, что предполагает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, изучение и внедрение достижений науки и передовой практики.

Еще совсем недавно все обеспечение Программы дошкольной образовательной организации (методическое, содержательное, диагностическое, и др.) находилось в печатном виде в методическом кабинете, было структурировано в картотеке. В виде памяток, рабочих тетрадей, рекомендаций оно присутствовало в "Справочниках педагога" у воспитателей и специалистов.

Для углубленного освоения какой-либо темы, в том числе и в рамках решения годовой задачи, воспитателям, чтобы познакомиться и изучить большое количество печатных и интернет изданий, приходилось заниматься их поиском. К тому же количество печатных изданий в методическом кабинете ограничено, поэтому приходится либо ждать, либо множить материал, что является дополнительной тратой времени и ресурсов. С целью оптимизации процесса поиска и работы с новыми материалами мы решили разработать электронные методические папки для педагогов.

Тематические электронные папки для педагогов - это определенным образом структурированная электронная мини-библиотека для педагога. Данная папка создается в программе Power Point. Она включает в себя три раздела:

  1. Нормативно-правовой

  2. Содержательный

  3. Практический

В нормативно-правовом разделе размещаются файлы, в которых содержатся либо нормативно-правовые и программные документы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой теме, либо цитаты, выдержки из данных документов. Данный раздел помогает овладевать критериями, нормами, правилами педагогической деятельности, таких как знание должностных обязанностей, различных инструкций, законов, программ различного уровня.

В содержательном разделе находятся файлы с теоретическими материалами, статьями, раскрывающими сущность заданной темы. Воспитатели знакомятся с историей развития научной мысли по данной проблеме, с современными подходами в ее решении. В данном разделе представлены конкретные методические разработки по теме, где описываются формы и методы работы, даются методические рекомендации по реализации задач в рамках заданной темы.

Практический раздел представлен файлами с конкретными материалами для работы с детьми, родителями, воспитателями, а также материалами для оснащения предметно-развивающей среды по изучаемой теме.

Для быстрого открытия нужного документа используются гиперссылки.

С целью освоения педагогами определенной методической темы нами были разработаны электронные папки «Нестандартный стандарт», «Проблемное обучение в детском саду», «Формирование опыта ведения ЗОЖ».

В папке «Нестандартный стандарт» предложен весь необходимый материал для изучения ФГОС ДО и сопутствующих ему документов: требования к среде, к педагогу. Этот материал позволил повысить педагогам свою осведомленность и грамотно проинформировать родителей. В данной папке собраны несколько видов презентаций по ФГОС ДО, что позволяет их легко преобразовывать в памятки.

Благодаря папке «Проблемное обучение в детском саду» педагоги самостоятельно могут изучать технологию проблемного обучения в детском саду, которая является ведущей в реализации приоритетного познавательно-исследовательского направления нашего ДС. Теоретический раздел помогает ознакомиться с основными понятиями, принципами, концептуальными идеями ТПО. В следующем разделе раскрыто содержание технологии, способы и приемы ее реализации. На основе практического материала можно легко подготовить занятия, создать свои уголки открытий в группах, разработать образные алгоритмы решений проблемных ситуаций. Картотека проблемных ситуаций в данном разделе позволяет быстро и самостоятельно подобрать и смоделировать проблемные вопросы.

Электронная папка «Формирование опыта ведения ЗОЖ» также помогает глубже погрузиться в данную тему, особенно при подготовке к семинарам-практикумам для педагогов, к родительскому собранию по теме ЗОЖ. В данной папке представлены варианты дидактических игр, пособий, алгоритмов, форм работы с родителями и детьми по каждому компоненту здорового образа жизни (рациональное питание, закаливание, культурно-гигиенические навыки, психолого-эмоциональная регуляция, двигательная активность, медицинская активность, режим дня).

Каждый педагог ДОУ имеет доступ к данным папкам и может найти интересующий его документ по различным направлениям, так как материалы структурированы, конкретизированы, находятся в быстром доступе, благодаря гиперссылкам.

В дальнейшем мы планируем создать электронный банк материалов по повышению квалификации педагогов в различных образовательных областях согласно ООП ДО.

Подводя итоги, хочется отметить, что такой электронный ресурс как электронная папка педагога - отличный помощник в методической работе. Использование нового уровня оформления и представления информации помогает повысить не только эффективность методической работы в ДОО в ходе решения годовых задач, но и уровень владения и использования ЭОР педагогами, что, конечно же развивает творческий потенциал педагогов ДОО.

Список литературы:

  1. Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. - М., 2006, С. 61 - 77.

  2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

  3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.

  4. Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008.-№6.-с. 88.

  5. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - М, Сфера, 2006

  6. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008

  7. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

© 2010-2022