Статья ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные действия педагога при организации воспитательного процесса

Важнейшими составляющими организации педагогического процесса являются:

1) анализ ситуации и определение целей и задач;

2)планирования воспитательного мероприятия (дела);

3) организация воспитательного мероприятия (дела);

4) осуществления воспитательного мероприятия (дела);

5)подведение итогов, анализ достигнутых результатов

Одним из важнейших источников определения цели и проектирования воспитательной дела является социальная ситуация того периода, когда осуществляются воспитательные дела Эта ситуация обусловлена событиями в государстве и мире, государственными и народными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями а также событиями местного значения. Вторым важным источником является педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт проектируемого типа личности. И еще один источник - общее направление робот и учебно-воспитательного заведения на определенный период. Вместе эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.

Доминирующая воспитательная цель (как правило, это цель нравственно-эстетического воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяют основную идею, которая совпадает с одним из общих направлений в воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т. д.).

Задача педагога на этапе определения цели - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей целью, установить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов ей, а потом уже осуществить детальный анализ уровня подготовки воспитанников к восприятию той системы воздействия, предполагается в будущем воспитательном мероприятии.

Должны быть получены четкие ответы на вопросы:

а) какой коллектив, на который направлена воспитательное воздействие?

б) уровень его развития в данном направлении?

в) чего необходимо достичь в результате осуществления данного воспитательного дела?

г) какой системе воспитательных средств можно достичь запланированных результатов?

Внимание обращается также на анализ недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После этого формируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей - возможности педагога-организатора - определение цели и конкретных задач.

Обобщение опыта работы лучших воспитателей позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчит путь к получению высоких результатов

1.Глубокий осмысления конкретных задач воспитательной дела - необходимое условие ее эффективности Эти задачи должны быть умело сформулированы и доведении до сознания кадет. Не стоит навязывать свою точку зрения; сумейте организовать кадет так, чтобы принятые решения воспринимались ими как их собственные.

2. Любое воспитательное мероприятие (воспитательная справа) проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов.

3. В любом деле необходимо выделить ведущее звено, с помощью которой решаются другие задачи.

4. Необходимо выделить содержание воспитательного дела в связи с его задачами и условиями реализации.

5. Для каждого этапа воспитательного мероприятия должны быть подобраны рациональные методы, приемы и средства реализации.

6. При подготовке воспитательного мероприятия необходимо добиваться максимальной организационной четкости.

7. Воспитательное дело не терпит шаблона, трафаретности, формализма, ее важнейшие черты - гибкость, широта маневрирования Воспитательные дела должны быть разнообразными.

8. Воспитательные дела должны иметь в себе высокую эмоциональную напряженность.

На этапе планирования перед педагогом стоит важная задача - вместе с воспитанниками детально определить направления деятельности, распределить обязанности между участниками, определив не только то, что должно быть сделано, но и как это должно быть сделано Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем научить этому других . Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому воспитательные дела планируются, совместно с кадетами и проводятся самими детьми под руководством классного руководителя, воспитателя.

От качества планирования и организации зависит выполнение воспитательного дела, поэтому педагогу, чтобы не сойти с определенного курса в достижении цели, необходимо научиться отличать главное от второстепенного, чтобы детали и мелочи не отобрали основные силы и время.

Планирование будет успешным, если классный руководитель будет придерживаться следующих рекомендаций:

1. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, уровень подготовки. Чрезвычайная сложность воспитательных дел превращает их в формальные, скучные мероприятия.

2. Воспитательные мероприятия - занятие коллективное Планирование должно иметь коллективный характер.

3. Познакомьтесь с методами сетевого планирования.

Общая теория организации производственной деятельности предусматривает такой инструментарий, на который опирается технология и который необходимо учитывать педагогам при организации воспитательных дел

1. Четкое определение цели воспитательной работы, обзор всего мероприятия в целом от начала до конца (что планируется достичь?)

2. Точное определение задач для каждого участника мероприятия (с помощью каких операций можно достичь?)

3. Подготовка всего необходимого для будущей работы (с помощью чего можно достичь?)

4. Установка норм выполнения для измерения результата (размеры достигнутого?)

5. Распределение ответственности, адресности и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели?)

6. Инструктаж исполнителей как средство обеспечения организационной системы (как достичь?)

Участие в организации воспитательного мероприятия способствует воспитанию важных качеств личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца, дисциплинированность Для многих это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развить организаторские способности, умения и навыки.

На этом этапе можно дать следующие рекомендации:

1. Четко определить права и обязанности каждого, кто участвует в организации воспитательных дел. Власть должна быть сосредоточена в руках одного руководителя

2. Каждому участнику дела отведите одну функцию, которая наиболее соответствует его возможностям и желаниям. Не навязывайте поручений участие в деле добровольное.

3. Учитывают тот факт, что кадеты не имеют навыков организации то, что для педагога понятно и легко, для воспитанника совсем не просто Поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяет надежду на положительный результат.

Воспитатель не должен выпускать из своих рук управление воспитательным делом до полного завершения. На этапе осуществления воспитательного мероприятия у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за осуществлением определенной программы воспитательного дела, внося необходимые коррективы, выполняя диспетчерские функции Во-вторых, педагог ведет наблюдение за коллективом и отдельными его членами, помня, что в воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов.

При проведении воспитательных мероприятий педагог должен занимать правильную позицию: не сковывать детей своим присутствием, не мешать им свободно выражать свои мысли и чувства. Но, вместе с тем, внимательно следить за развитием событий, предотвращать нежелательные направления развития событий.

Достаточно щепетильный вопрос - когда и как корректировать неправильные ДЕЙСТВИЯ, перенести рассмотрение на более поздний или делать замечания немедленно? Ошибка должна быть исправлена немедленно, чтобы не допускать ее закрепления. Анализ допущенных ошибок необходимо осуществлять сразу после окончания воспитательного мероприятия, пока свежи в памяти недавние действия, но в некоторых случаях его следует перенести на более позднее время.

Незаметно для кадет фиксируйте все, что происходит на случайные отклонения, задержки реагируйте спокойно, сдержанно. Помните, что реальную жизнь нельзя вложить в планы, нужно быть постоянно готовым к неожиданностям.

На завершающем этапе воспитательного дела подводят итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Цель - раскрыть причины успехов и неудач.

Стоит соблюдать апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопрос:

1) Все позиции подготовки и проведения воспитательного мероприятия нашли отражение в плане;

2) Соответствовало ли содержание программы поставленной цели;

3) Соответствовали ли цели, задачам и требованиям уровню организации;

4) Все запланированные мероприятия (моменты) в достаточной мере были обеспечены соответствующими ресурсами;

5) Какие фрагменты, части воспитательного мероприятия были более эффективны;

6) Выдержано ли воспитательное мероприятие во времени;

7) Кто и почему нарушал сроки;

8) Воспитательное мероприятие представлял собой определенную систему, или это был набор мало связанных между собой фрагментов и частей;

9) Был эффект новизны;

10) Соответствовала ли эмоциональная окраска воспитательного мероприятия его замыслу;

11) Удовлетворяло ли кадет качество воспитательного дела, их отношение к нему, над какими вопросами заставило задуматься;

12) Какой оценки заслуживает каждый участник воспитательного мероприятия;

13) Как вели себя кадеты;

14) Почему возникли случаи отрицательной реакции части кадет на те или иные педагогические действия;

15) От чего необходимо отказаться при подготовке следующего воспитательного мероприятия.

Анализируя, необходимо устанавливать связи между явлениями, искать зависимости, эффективные формы взаимодействия, находить причины и последствия.

Выбор форм воспитания

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива необходимо выбирать формы, которые наиболее подходят. Основой этого выбора должна быть педагогическая целесообразность.

Выбор форм организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, возраста кадет, уровня их воспитанности и личного общественного опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей и традиций региона, технических и материальных возможностей училища, уровня профессионализма классного руководителя и воспитателя.

Определение целесообразной формы организации воспитательной деятельности - это только первый шаг педагога к достижению воспитательного задачи. Эффективность использования той или иной формы во многом зависит от научно обоснованной реализации этих задач. К ним можно отнести: максимальное привлечение большого количества кадет к подготовке и проведению мероприятия, сочетание эмоциональных и рациональных факторов, способствующих самостоятельной, активной деятельности в подготовке и проведении мероприятия формирование у кадет значимых мотивов деятельности.

В процессе осуществления любой формы воспитания под руководством педагога (непосредственно или по его замыслу) осуществляют определенные действия (операции), которые являются важными факторами формирования личности подростка.

По своей сути все эти этапы подготовки и проведения воспитательного мероприятия имеют важное воспитательное значение. Например, планирование и осмысление позволяет стимулировать творческие поиски, соединить познавательную и практическую деятельность.

Эффективность воспитательной работы в значительной степени зависит от целенаправленного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Практика показывает, что часто повторяющиеся формы организации воспитательной деятельности, как правило, теряют свою новизну, становятся трафаретными и поэтому не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стараются использовать разнообразие форм воспитания. Поэтому важно, чтобы они знали все разнообразие форм воспитания и осознали все особенности технологии воспитательного процесса.



© 2010-2022