Цикл бесед Правовой всеобуч-2

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Три ветви власти в РК. Система разделения власти.

Цель: ознакомить со структурой власти в РК, научить распознавать властные ветви, воспитание гражданственности.

Политический лозунг "Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную" является одним из критериев признания государства демократическим и правовым. И этот принцип, от правильного понимания которого зависит очень многое, закреплен в статье 3 нашей Конституции.

В принципе, норма о разделении властей существовала еще в Конституции 1993 года. Однако старое и новое положения существенно разнятся. В статье 3 действующей Конституции особо подчеркивается, во-первых, единство государственной власти, а во-вторых, разделение государственной власти на три ветви, чего не было в Конституции 1993 года.

Можно отметить, что в плане государственного устройства должны существовать не законодательная или исполнительная власти, а законодательная и исполнительная ветви власти, причем власти государственной. Такое незначительное, казалось бы, чисто терминологическое различие, имеет очень важное значение, подчеркивает единство государственной власти, имеющей единый источник, каковым является народ Казахстана.

На мой взгляд, многие проблемы, возникавшие в отдельных странах, где ветви власти не только не взаимодействовали друг с другом, но и переходили к открытому противостоянию, связаны именно с таким гипертрофированным представлением о самостоятельности и независимости властей.

После долгого периода нашей истории, когда власть была сконцентрирована в руках одного органа, воплощение на практике принципа ее разделения вызвало в посттоталитарных государствах определенную эйфорию, выразившуюся в ложно понятом положении о самостоятельности и независимости властей и, главное, о некоем приоритете одной власти над другой.

В результате чего отмечались случаи, когда законодательные органы присваивали себе исполнительно-распорядительные (в том числе контрольные) функции или, по крайней мере, активно в них вмешивались. Исполнительные же органы считают себя вправе осуществлять законодательную функцию.

Совпадение функций неизбежно приводит к конфликтам, которые угрожают слаженной работе государственных органов.

Закрепленное же в Конституции Казахстана положение о единстве государственной власти позволяет не допустить такого и в то же время полностью соответствует принципу разделения власти на три ветви.

В Казахстане принцип разделения государственной власти, а также гарантирующая его соблюдение система сдержек и противовесов не только закреплены в Конституции, но и развиты во многих законодательных и подзаконных актах.

Этому принципу служит четкое разграничение компетенции различных государственных органов. В Конституции и законах прямо определены формы влияния различных ветвей государственной власти друг на друга.

Очевидной такой формой является дача Парламентом согласия на назначение Премьер- Министра, подотчетность членов Правительства перед Парламентом, избрание судей Верховного суда Сенатом и т.д.

Но принцип разделения властей обеспечивается и рядом других конституционных положений, которые, на первый взгляд, не имеют к нему прямого отношения.

Например, принципу разделения властей служит норма Конституции (статья 4), определяющая, что является действующим правом. Причем для рассматриваемого принципа важнее не то, что есть в этой норме, а то, чего в ней нет.

Казахстан, как известно, не пошел по пути некоторых стран и не признает источником права судебное решение по конкретному делу или так называемый "прецедент". Объединение в одних руках функций судьи и законодателя способно привести к существенным негативным последствиям.

Одной из гарантий обеспечения разделения властей является четко очерченный в Конституции (статья 61) круг вопросов, по которым Парламент вправе издавать законы. Все иные отношения должны в соответствии с Конституцией регулироваться подзаконными актами.

Министерству юстиции в процессе своей деятельности по экспертизе проектов нормативных правовых актов приходится сталкиваться с попытками нарушения этой нормы "как с одной, так и с другой стороны".

Встречаются случаи включения в проекты законов положений, носящих весьма мелкий, явно подзаконный, то есть детализирующий нормы законов характер. Но также встречаются попытки включить в подзаконные (правительственные и ведомственные) акты нормы, регулирующие отношения, являющиеся исключительной компетенцией Парламента. Чаще всего это попытки установить в подзаконных актах какие-либо новые, не предусмотренные законами, обязанности граждан и юридических лиц.

Особо следует сказать о роли главы государства в обеспечении принципа разделения властей.

В соответствии со статьей 40 Конституции Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти. Эта роль главы государства конкретизируется во многих положениях Конституции.

Часто приходится сталкиваться с мнением о том, что закрепленный в действующей Конституции статус главы государства не "укладывается" в традиционную схему разделения властей и, следовательно, противоречит ей. Однако никакого противоречия здесь нет. Особый статус главы государства, невозможность отнесения института президентства целиком и полностью к какой-либо одной ветви власти обусловлены упоминавшимся выше единством государственной власти. Государственную власть, как целостное явление, нельзя свести лишь к элементарной сумме трех ее ветвей. Такой упрощенный взгляд на государственное устройство как сложную и целостную систему просто неприемлем.

Говоря о принципе разделения государственной власти и соответствующей ему системе государственных органов, следует помнить, что и сам этот принцип, и выделение именно этих трех, а не каких-либо других ветвей государственной власти, обусловлено объективно существующим различием самих государственных функций. Функций по изданию законов, их исполнению и осуществлению правосудия.

Данное положение имеет большое практическое значение, особенно при выдвижении предложений о перераспределении государственных функций или тогда, когда возникают сомнения в том, "своим" ли делом занимается тот или иной орган.

В любом случае, при определении компетенции того или иного органа необходимо исходить из природы, сущности осуществляемых им функций, а не из каких-либо других факторов, например, подчиненности.

В заключение я хотел бы сказать, что закрепленный в Конституции принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви требует своей дополнительной реализации в законодательстве. Этот принцип должен служить одним из основных критериев, на соответствие которому необходимо проверять любой проект нормативного правового акта, любое решение о создании государственного органа.

Только такая реализация разделения власти даст нам уверенность в том, что Республика Казахстан будет развиваться как действительно демократическое и правовое государство.

© 2010-2022