ПОСЕВЫ И ВОСХОДЫ. НА ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОСЕВЫ И ВОСХОДЫ. НА ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ.

В последнее время вокруг образования подрастающих поколений скрещивает шпаги и педагоги, и родители, и политики, и представители самых разных слоев общества. Пожалуй, ни одна тема сегодня не вызывает столь острых дебатов. Какой должна быть современная школа и какой будет школа будущего? Этот вопрос не может не волновать каждого, потому что от воспитания и образования наших детей зависит будущее не только их, но и всей страны. Безусловно, школа должна меняться, потому что жизнь идет вперед, меняются и сами дети, и страна, и даже карта мира. Но что конкретно должно измениться, чтобы не оказались утрачены лучшие завоевания отечественной педагогики?

На этой «волне» сегодня появились авторские программы образования, пропагандирующие глубокие гуманные преобразования школы. В августе 2011 года прозвучал «Манифест гуманной педагогики», в котором выдающийся педагог Шалва Амонашвили собрал лучшие идеи этого движения.

ДУША РЕБЕНКА УСКОЛЬЗАЛА ОТ НАС

Имя Шалвы Александровича Амонашвили - известного ученого, профессора, доктора психологических наук, знают далеко за пределами бывшего СССР. В 60 - 70-е годы он возглавлял в школах Грузии массовый эксперимент, который получил отклик во всем мире как новое научное направление гуманного личностного подхода к детям. В то время были написаны его книги «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», которые позже объединились в трилогию «Педагогическая симфония». Сейчас Шалва Амонашвили - президент Международного центра гуманной педагогики. По-прежнему много ездит, проводит семинары по собственной системе «Школа жизни».

В чем суть его «Педагогической симфонии», которую оспаривают многие педагоги? Какие ошибки «педагогического прошлого», по его мнению, необходимо исправить? Какой он видит школу сегодняшнего и завтрашнего дня? Ведь основное его педагогическое кредо - «школа должна повернуться лицом к ученику».

- В течение длительного времени мы создавали так называемую авторитарную педагогику советской школы, - считает Шалва Александрович. - Партийные догмы находили прямое отражение в воспитании. Советский образ жизни не признавал сферы духовной, душа ребенка ускользала от нас. Теперь пора взглянуть на это иначе. Кто будет лелеять душу ребенка, если не учитель? Кто, как не учитель, может сотворить из ребенка достойного члена общества - творческого, созидательного, мудрого, не способного творить зло? Это очень трудная задача, но вполне выполнимая, если всем учителям дружно взяться за нее.

Каждый учитель создает свое «педагогическое поле», а единомышленники могут усилить его во много раз.

Мне очень хочется верить, что России предписана особая миссия в развитии человечества, как написано во многих мудрых книгах. К примеру, Америка тоже имеет свою миссию - показывает миру власть богатства и грубой силы. Хочу верить, что через Россию придет духовное возрождение человечества, потому что наш народ внутри себя толерантен и духовен. Упустим момент, и миссия наша пропадет, поэтому от учителей зависит сегодня очень многое - можно сказать, будущее нашей страны.

- У каждого поколения есть свои проблемы и драмы. В чем они выражаются сегодня?

- К сожалению, существует много причин трагедии нынешнего подрастающего поколения. Одна из них: взрослый не может или не хочет понять ребенка, живущего совершенно в ином мире и в ином измерении. Он хочет принудить ребенка выдавить из себя это восприятие, и, тем самым, связь поколений, говоря «высоким штилем», обрывается. Благие намерения родителей не воспринимаются как благо, в результате возникает конфликт, которого могло бы не быть и который порой выливается в жестокость по отношению к окружающему миру. А ведь только в гармонии с ним ребенок может развиваться духовно и чувствовать себя счастливым.

Что же касается школы, самое главное для меня - преданность учителям детям.

Многие спрашивают: как же можно в школе без отметок? Я различаю: оценки и отметки. Оценка - процесс, вид деятельности, отметка - материализованная реальность этого процесса. Отметок можно поставить сколько угодно, но надо учиться взращивать в детях оценочные суждения и поступки, то есть, личностные качества. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка - тромб в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем хотя бы начальную ступень школы освободить от града отметок, которые ведут к искажению нравственности личности, мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметок есть чистая устремленность к познаниям от природы.

Школа должна повернуться лицом к ученику. Педагогика до сих пор не нашла «золотую серединку» в обучении детей. Мы все еще остаемся заложниками науки - каждый преподаватель считает свой предмет, свой урок главным. Как выйти без потерь из этого замкнутого круга? При синтезе науки можно было бы без ущерба сократить учебный план, пока же остается только мотивировать ребенка на обучение, чтобы он сам хотел это делать, а учителя должны создавать истоки этих мотивов. Нужно, чтобы учение полюбил учителя, с желанием и с удовольствием шел на его урок. Только с помощью любви образовательной процесс становится экологически чистым. Тогда дети, без ущерба для здоровья, будут выдерживать колоссальные на сегодняшний день учебные нагрузки.

Я не приемлю ЕГЭ, считаю его неличностным подходом к ребенку. На проведение ЕГЭ тратятся огромные средства, в то время как в стране растет количество детей-бомжей. Разве можно определить знания ребенка глупым вопросом типа: «что общего между молоком и ежом», который встречается в тестах? Догадался ученик, что и то и другое сворачивается, - сдал экзамен, не догадался - нет.

Также я всегда был против платного образования. Есть развитые государства, которые дают своему молодому поколению бесплатное обучение. С первого класса и до окончания вуза. Но наша страна шагнула в мир капитализма, и мы взяли из него самое худшее: как быстро разбогатеть, схватить, присвоить. Надеюсь, со временем произойдут перемены к лучшему, но … сколько судеб успеем поломать!

Мы с воодушевлением взялись за частное образование. Я сам работал в одной частной московской школе, к тому же, очень известной, где обучаются дети самых высоких персон. Стоимость обучения - 5-8 тысяч долларов в год. Платят учителям прилично, и за эти деньги они делают все, что им прикажут. Я, конечно, не выдержал и из этой школы ушел. Им нужно было мое имя, а не гуманные идеи. Мое мнение - коммерциализация образования уродует детей, и это страшно. Только гуманистическая школа имеет право на жизнь, но таких школ, к сожалению, совсем мало. Все-таки было бы лучше, если бы государство взяло на себя все заботы о школе, о чем мечтал еще Сократ.


И ЛИРИКИ И ФИЗИКИ

Во все времена воспитание считалось едва ли не важнее образования. Школа должна не только давать знания, но и учить отличать добро от зла, понимать, что такое любовь, долг, трудолюбие. В этом и заключается краткая суть «Манифеста» Амонашвили, и на этой шкале нравственных ценностей строят свою воспитательно-образовательную образовательную стратегию лучшие школы страны, как например, экспериментальная школа Михаила Щетинина.

Она была создана в 1994 году в поселке Текос Краснодарского края. Суть эксперимента: сочетание учебы в первой половине дня с трудом во второй, сокращение времени уроков, отмена домашних заданий. Ученики живут и учатся здесь в красивых деревянных домиках, напоминающих древнерусское поселение, по возможности, выезжают домой навестить родных. Такая система интернатского типа давно принята в европейских колледжах.

Строительство, ремонт, обслуживание помещений осуществляется самими учащимися - явно взята на вооружение педагогическая система знаменитого Макаренко. Здесь отказались от стандартных форм обучения, и занятия проводятся круглый год. Преподаются как классические науки, так и йога, этнические танцы, различные системы рукопашного боя. В школе постоянно обучаются и живут 350 человек. Основной критерий отбора - личностные характеристики, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Конкурс большой, отбор - жесткий, а само обучение остается бесплатным несмотря на финансовые трудности. За год учащиеся осваивают программу десятилетнего курса обычной школы. После проверки деятельности школы Михаила Щетинина, вокруг которой кипели не шуточные споры и страсти, специалисты ООН признали ее лучшей в мире, не имеющей аналогов.

Свою авторскую школу в Донецке создал Виктор Федорович Шаталов, народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны. Четверть века назад его имя гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивают десятилетний курс обучения за семь лет, и все, без исключения, поступают в вузы. Педагогическое кредо Виктора Шаталова: не бывает необучаемых детей, бывают непрофессиональные учителя.

Идти от целого к частному, опираться не на зубрежку, а понимание, - основа методики Шаталова. Если ученикам представить сначала всю картину в целом, то потом им легче собирать ее по кусочкам, которые быстро находят свое место, и мозаика складывается.

По мнению Шаталова, «рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учитель должен все очень четко объяснять. Не один раз и не два, а столько, сколько нужно».

Многие ученики Шаталова стали мастерами спорта, кандидатами и докторами наук в области математики, физики, философии.

Одна из самых молодых авторских школ - знаменитая московская школа №686 под названием «Центр-класс», которую создал и которой руководит заслуженный учитель России Сергей Казарновский. Чтобы вырастить из детей «звезд» и просто порядочных людей, нужно научить их любоваться звездами - таково кредо педагогов этой школы, о которой ходят легенды. Например, говорят, что дети здесь днюют и ночуют, не хотят после занятий домой уходить. Где это видано? Или рассказывают, что здесь «выращивают» настоящих «звезд» театра, кино и эстрады, и многие дети уже снимаются в кино. Еще одна легенда: первого сентября ребят встречают арбузами, в которых горят свечи, и везет их на телеге сказочный ослик. А первое июня, День защиты детей, начинается «кучей-малой» во дворе школы, где дети и взрослые резвятся от души, потом переходят в здание на настоящие театральные подмостки, и начинается волшебное действо, все дети становятся актерами… Есть в школе и танцевальный зал, студия звукозаписи, издательский дом с типографией, музей камней, греческий амфитеатр…

- Это все правда, - смеется директор школы Сергей Зиновьевич Казарновский. - Только телегу с арбузами ослик везет не первого, а седьмого сентября, в день рождения школы.

Накануне моего визита здесь произошло ЧП. Внизу, у входа, об этом сообщалось на черной доске белым мелом: «В нашей школе произошло ЧП. Кто-то написал на стене нецензурное слово. Мы будем с этим беспощадно бороться!»

Вот такое заурядное для любой школы событие здесь возведено в ранг чрезвычайного. Мимо доски никто равнодушно не проходит, останавливаются, делятся впечатлениями. Грязные словечки и атмосфера школы - несовместимы, «старички» это знают, а новенькие скоро почувствуют…

Что же такого особенного все-таки в этой школе? Чем она отличается от сотен других?

Хотя бы тем, что здесь, прежде всего, учат чувствовать, а потом - понимать.

- Позапрошлым летом, - начинает несколько издалека Сергей Зиновьевич, - сами понимаете, какая была жара. Мы просыпались утром, выходили на улицу, и противно было смотреть на бледное небо и расплавленный асфальт. Возникало ощущение беды - невозможно москвичу жить в такой жаре, и ему абсолютно наплевать, какие циклоны и антициклоны сошлись в воздухе., вот и выходит, что наши знания по метеорологии в данном случае вторичны. Это лишь маленький пример того, что мы на девяносто процентов живем чувствами…

Конечно, необходимо изучать физику, математику, химию, но гораздо важнее развивать мир чувств.

Трудно не согласиться с Сергеем Казарновским. Помню, как мучилась, зубрила химические формулы, чтобы благополучно и намертво забыть их, едва ступив за порог школы. Разве это так важно, из каких молекул состоит вода? Но вкус ее и цвет волнуют всех. А это уже из области ощущений.

В отечественной школе всегда был перекос в сторону знаний, разума. Механическая зубрежка, запоминание массы формул, которые могут пригодиться в жизни лишь узким специалистам. А что касается воспитания чувств, развития души, восприятия прекрасного, пожалуйста, - на внеклассных занятий, по собственному желанию.

В школе № 686 все наоборот.

Здесь с первого класса, наравне с другими, привычными для нас предметами, преподают музыку, хореографию, изобразительное искусство. Здесь Бог и Царь - творчество.

- К сожалению, сегодня стало стандартным требование многих родителей - компьютер и английский язык, - сетует Сергей Зиновьевич. - Все это нужно, никто не спорит, но, между тем, в Америке, на которую мы так часто оглядываемся, взрослые уже опомнились и стали первостепенное внимание уделять эстетическому воспитанию детей. А знаете - почему? Потому что поняли - в мире воцарились насилие и жестокость, количество преступлений катастрофически растет, но ведь их этого не следует, что преступники глупы, необразованны и не знают, что дважды два - четыре. Убийства и теракты совершают далеко не идиоты, многие из этих убийц прекрасно владеют и иностранными языками, и компьютером. Просто они в другом смысле «недоразвитые» - души у них черствые и тупые…

В каждом классе на стене висит «Орфографическое правило №1 - самая главная приставка в русскому языке СО»:

Со-чувствие, СО-страдание, СО-действие, СО-участие, СО-переживание. Девиз школы: «Не только знать, но и чувствовать».

- Сергей Зиновьевич, а вам не попадаются «трудные дети», души которых уже безнадежно искалечены?

- Я не знаю, что подразумевают под словом «трудные». Меня, например, настораживают вялые, спокойные, покорные ребята. А экстраверты, подвижные, темпераментные, задающие тысячу вопросов, иногда очень неожиданных, - это нормально. И с такими детьми работать интереснее…

Иду я как-то по коридору и вижу, что мальчик выходит их женского туалета. Спрашиваю, в чем дело. В мне интересно, отвечает он. Не стал изворачиваться, что-то придумывать. Или приехали в загородный лагерь, пообещали ребятам дискотеку, но по времени не получилось. Уже дали «отбой», а тот же мальчик все не спит. Так и не смог уснуть, пока не пришел и не выяснил почему все-таки обещанная дискотека не состоялась. Учитель только входит в класс и уже видит, как Никита тянет руку… «Трудный» мальчик? Я считаю, что совершенно нормальный. К сожалению, попытка убить все живое в традиционной школе остается до сих пор, и искоренить ее не так просто.

Научить чувствовать, ощущать этот мир, его красоту, пластику - через краски, движения, звуки, - это главная задача педагогов школы. Научить любить, сочувствовать и сопереживать - вторая цель, высшая ступень. Ведь лучше, выше, прекраснее такого чувства, как любовь, до сих пор ничего не придумано.

Сергей Зиновьевич - сторонник контекстного образования. Главное, по его мнению, показать ребенку, что в человеческой культуре, как и в мире, все взаимосвязано. Разговор о химических формулах может плавно перейти в рассказ об искусстве керамики, или о литературных персонажах, или о театральном спектакле.

Сам Сергей Казарновский закончил один из лучших театральных вузов страны - Щукинское училище при столичном театре имени Вахтангова. Так что ему, как говорится, и карты в руки… И он разыграл эти «карты» с блеском.

- Главное, объединить детей общим делом - это прекрасно умел Макаренко, - и в процессе конкретного дела можно заниматься воспитанием, - считает Сергей Зиновьевич. - В нашем случае - это спектакли, концерты, выставки. Театр - это же способ научить мир воспринимать многоцветным, каким он и является. Чтобы сыграть определенный персонаж - надо его понять, посмотреть на ситуацию его глазами. Театр и музыка - вот инструменты, с помощью которых мы учим детей.

В школе создан и свой джазовый ансамбль, который знают сейчас не только в Москве, но и за ее пределами. Ребята уже не раз выступали вместе с самим Олегом Лундстремом.

Но любимое детище Казарновского, естественно, театр. В конце года вместо экзаменов устраивается большой спектакль, где есть роль для каждого школьника и каждый может продемонстрировать то, чему научился. Этот спектакль обычно превращается в праздник.

Здесь давно прижилась еще одна традиция - ребята приглашают в гости детей-инвалидов, своих сверстников из специнтерната.

- Мне часто приходилось бывать за рубежом, - рассказывает Сергей Зиновьевич, - и повсюду я видел инвалидов, спокойно разъезжающих по улицам в инвалидных колясках. Такое ощущение, что только у нас нет инвалидов, все здоровы. На самом деле, эти люди просто не выходят из дома, они выброшены из жизни. Так возникла идея оборудовать школу всем необходимым для приема гостей - детей-инвалидов. Сделали специальные рельсы, лифты. Событием стал для нас приезд детского театра инвалидов из Мюнхена. Мы волновались, как это все будет выглядеть, как пройдет, и напрасно. Дети с костылями и в колясках играли так раскованно, как будто коляски и костыли были лишь театральными атрибутами.

Самое главное, наши школьники учатся сопереживать, помогать своим сверстникам так, чтобы последние не чувствовали унизительной жалости, ощущали себя полноценными людьми. У этой программы - большое будущее…

- Сегодня особое внимание уделяется обучению в начальных классах. В Европе это давно принято. Чем принципиально отличается наша отечественная начальная система образования от зарубежных?

- Наверное, прежде всего, подходом и к учителю, и к ребенку как к личности.

На ежегодной выставке Европейского образования в Париже есть специальный раздел, где работают специалисты-консультанты по следующим шагам в образовании. Это родители с маленькими детьми, подростки, выпускники лицеев.

- Я как-то попросил разрешения послушать, о чем они говорят, - вспоминает Сергей Зиновьевич. - Мама с мальчиком лет пятнадцати говорила с консультантом о выборе колледжа. Белокурый, богемного вида, мальчик бойко отвечал на вопросы об отметках, пристрастиях к разным предметам, и на вопрос, кем бы он хотел стать, ответил, практически не задумываясь: психологом или учителем начальных классов. То, что я услышал в ответ, оказалось для меня совершенно неожиданным. Каким учителем начальных классов? С такими отметками и кругозором как у тебя, о начальной школе и речи быть не может. Психологом - другое дело. Для учителя же начальной школы нужно много разного знать, нужна серьезная подготовка. В частности, необходимо разбираться в музыке, спорте, театре. Как говорится, без комментариев. Видимо, давно во Франции работают по нашим школьным стандартам. Мы их придумали, но сами не всегда соблюдаем.

В сущности, образование - это просто. Это столкновение с Личностями. Чем с большим количеством Личностей сталкивается ребенок, тем весомее его образование. А учитель начальных классов - это первый учитель, который должен быть первой Личностью.

У японцев есть алгоритм организации любого дела. Схема такая: человек - технология - капиталовложение. Но - не наоборот. Ой, как на нас непохоже! Как часто мы начинаем думать про Человека в последнюю очередь. А если заглянуть в историю, там есть чему поучиться. Вот, например, «Инструкция по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года (выдержки):

«Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность…

… Питая в детях веселость нрава, нужно отдалять от их глаз и ушей все плохое и противное, как-то: печальные выражения, наводящие уныние рассказы…

Не оставлять никогда детей в праздности. Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, а когда учиться будут непринужденно и добровольно, то заниматься будут охотно, так же как играть.

К учению не принуждать, а за отличие хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы настолько возможно облегчить детям учение.

Обходиться с детьми вообще как со взрослыми людьми, и для того говоря с ними, употреблять здравый рассудок и выражения с летами воспитанников сходные. Выговор чинить детям наедине и всегда со спокойным голосом, а хвалить всегда при свидетелях…

И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям…»

Чем не «Манифест гуманной педагогики»?! А ведь инструкция составлена три столетия назад.

А что говорят о школе № 686 сами ребята?

Сережа, третьеклассник:

- Школа похожа на театр, здесь весело, интересно. На день рождения школы у нас даже был потрясный фейерверк!

Аня, восьмиклассница:

А вы видели громадный торт из папье-маше у входа? Каждый может положить туда свое поздравление имениннику. Вчера меня здесь ждала целая гора открыток… Я даже чуть не расплакалась - так приятно.

Ксюша, десятый класс:

- Это дом, где тебя ждут, где каждый может почувствовать себя центром Вселенной и, в то же время, частичкой всеобщего Братства…

А самым ценным подарком для Сергея Казарновского в день рождения был звонок, который раздался в час ночи. Его бывший ученик сказал, что очень торопился первым объясниться в любви к Учителю.


КОММЕНТАРИИ, ИЛИ ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Недавно стали сенсацией результаты Международной естественной научной Олимпиады юниоров, которая проходила в ЮАР. Школьники из России доказали, что в знании физики, биологии, химии им нет равных. Героев Олимпиады - 15-летнего Айнура Максутова и 13-летнего Максима Дидина - роднит то, что оба они из небольших городов, учатся в обычных школах, растут в многодетных семьях со скромным достатком.

Мальчики щелкали «олимпиадные задачки», как орешки. Как это объяснить?

По мнению народного учителя России Ефима Рачевского, в самых обычных провинциальных школах произошло то, что на языке педагогов называется «встречей». Талантливый ученик встретился с талантливыми педагогами. Встреча Личностей. Закономерно и то, что ребята учатся не в частных, а в государственных школах. В наших частных школах занимаются далеко не самые способные дети. К тому же, важна еще и мотивация. У детей, за которыми «не стоят мешки денег», она выше, потому что успешная учеба в школе для них - это возможность попасть на бюджетные места в лучшие вузы страны.

Вы, кстати, знаете, что на физматах и мехматах университетов взяток никто не дает и не берет? Какой смысл: ну, принесешь конвертик, поступишь… А дальше-то учиться надо! Даже самые способные студенты, случается, отсеиваются после первого курса. Нагрузки здесь очень серьезные.

… Многие педагоги и эксперты сходятся во мнении, что качество инженерно-технического образования в России намного выше, чем в европейских странах и США. Поэтому и преподаватели этих дисциплин, и выпускники технических вузов легко находят применение своим знаниям и талантам за границей.

А вот в гуманитарном, так называемом «личностном» образовании, похоже, «педагогическое поле» учителям еще пахать и пахать…

© 2010-2022