Беседа «Культура речи. О «чёрных» словах»

Беседа для классных руководителей и воспитателей коррекционных и других образовательных учреждений «Культура речи. О «чёрных» словах». Беседу можно проводить с детьми 5-9 классов. В настоящее время из уст детей постоянно можно слышать бранные слова. В данной беседе раскрыто историческое происхождение бранных слов, когда их было принято упоминать, а когда нет. Данная беседа должна заставить задуматься современных детей о своей речи, кого они оскорбляют своими выражениями и об административной отв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная ) школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
VIII вида
пгт Арбаж Кировской области






БЕСЕДА

«Культура речи. О «черных» словах»





Воспитатель МКОУ С(К)ШИ VIII вида:
Баскаева Ольга Владимировна



пгт Арбаж 2014 год

ТЕМА:
«Культура речи. О «черных» словах»
ЦЕЛИ:

  1. Обучающая: сформировать первоначальные представления об истории сквернословия, причинах и ответственности за «черные» слова;

  2. Коррекционно-развивающая: способствовать росту самосознания и самооценки подростков, развивать умения анализировать и применять полученные знания в жизни;

  3. Воспитательная: воспитывать культуру речи и поведения, формировать навыки личной гигиены.

УЧЕБНО - НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Отрывок из рассказа Шолохова «Судьба человека»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Сообщение нового материала.

Беседа. «Речь тоже бывает «крутой». О «черных» словах».

Словом можно убить.
Словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.

Культурная речь - признак интеллигентности и воспитания человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом «Академии молчания». Их девиз: «Много думай и мало говори».
А в Древней Руси в 12 веке князь Владимир Мономах учил детей вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться.»
Как же появилась брань в языке и в чем причина ее живучести?
Употребление брани, особенно непристойной, может восприниматься как нарушение запрета нравственного.
В древнерусской литературе и в народной традиции брань связывалась с представлением о том, что матерщина оскорбляет мать - сыру Землю, Богородицу «мать Иисуса Христа» и родную мать человека.
По народным нравственным представлениям славян бранящиеся матом оскорбляют не столько мать собеседника, сколько свою собственную мать.
У русских считалось опасным бранить детей, так как на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали «черным» матерным словом, могли, по поверию, унести злые силы, этот ребенок считался проклятым родителями своими, считалось, что этот ребенок будет всю жизнь несчастным, его постоянно будут преследовать несчастья и беды.
Нельзя было браниться в доме, при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались даже в лесу. Это же относилось к полю, к реке или озеру - ведь у каждого из них есть свой покровитель. Провинившимся он насылал болезни и немощи.
В дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы, нечистая сила, а вот ангелы, добрые духи покидают такое жилище.
Русские матершинные слова назывались «чёрными», и в этом названии сближались понятия черноты и проклятия. Такими словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких - ведь слово имеет свойство воплощаться.
В 1648 году появился царский указ, предписывающий, «чтобы на массовых мероприятиях, во время праздников песен бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили, бесчинства и сквернословия не делали».
В старину практическое предназначение бранных ругательных слов было совсем иным, чем теперь. Не случайно, например, слово брань (ругань) означало так же битву. По древнему славянскому обычаю, перед битвой происходило «задразнивание» врага, его словесное оскорбление.
Причину появления и распространения грязных матерных слов в наше время связывают с периодом Великой Отечественной Войны, когда слов не хватало и черная, но облегчающая душу брань повисла в воздухе. Войны не делают людей нежными, напротив они огрубляют их: «Когда схватывались в рукопашную, выражений не выбирали». Как вы думаете, какие чувства выражали в этот момент брань и мат? (чувства злобы, ненависти, ярости, а так же чувство ответственности за свою страну, народ, матерей, жен, детей.) А какие чувства выражали крепкие выражения, когда наши солдаты вошли в деревню Хатынь, сожженную дотла вместе с жителями? (ужас от нечеловеческих поступков фашистов.)

Недавно изучали рассказ «Судьба человека».
Почему отборный русский мат, обрушивающийся из уст лагерфюрера немца Мюллера помогал нашим военнопленным солдатам выжить в этих ужасных условиях, устоять на ногах от его железного удара. (прочитать отрывок из рассказа, стр. 42-43)
Иногда русскую матершину рассматривают как органическую часть национальной традиции, подобно пьянству, разгулу, наркомании.
Какими словами из рассказа подтверждается утверждение, что матершина сродни такому антисоциальному явлению, как пьянство.
Связь сквернословия со склонностью к пьянству несомненно есть. Ф.М.Достоевский в 1873 году в «Дневнике писателя» рассказал о гуляках из рабочего люда Петербурга, которые «сквернословят» вслух, несмотря на целые толпы людей и женщин, мимо которых проходят…, не от нахальства, а потому что пьяные не могут иметь другого языка, кроме сквернословного. Это самый приспособленный язык к пьяному или даже лишь хмельному состоянию. От алкоголя трудно ворочается язык, но вместе с тем наплывают мысли и ощущения, возникает неудержимое желание поговорить. Общеизвестно, что язык пьяниц и наркоманов - это мат и нецензурщина. Союз названных антисоциальных явлений у таких людей закономерен и ограничен, поскольку обнаруживает пустоту сознания, отсутствие норм нравственности, деградацию ума, в конечном счете - разрушение личности.
Особенно обидно за тех неразумных ребят, которые высшую удаль видят в том, чтобы пересыпать каждую фразу либо грубыми ругательствами, либо нелепыми, бессмысленными словечками.
Когда слушаешь их разговор между собой, делается противно и тошно, словно каждая фраза вываляна в грязи.
К большому сожалению, грубость и матершина стали у нас почти обыденностью. Девочки в смысле матершины не отстают от ребят. Грязные ругательства звучат совершенно немотивированно. Исторически такие слова указывают на то, что скрыто от чужих глаз по естественному чувству стыда, пристойной вежливости. Это части тела, детородные органы, физиологические отравления, интимная жизнь человека. Это область сугубо личных интимных человеческих отношений. Люди, как правило, не допускают в эту сферу жизни никого постороннего, это сугубо личная, закрытая для других сфера жизни человека. Эта тайна принадлежит только любящим друг друга мужчине и женщине. Без этой тайны невозможно и другое «ниспосланное» людям чудо - рождение потомства, продолжение человеческого рода. Эта тайна хранит человеческую любовь, хранит семью - самую главную ячейку общества, без которой оно не могло бы существовать. А матершина грубо вторгается в эту область человеческих отношений. Этим самым она вдвойне отторгается от нормального человеческого общения.
Буквальный смысл матерных ругательств омерзителен, и в первую очередь характеризует самого говорящего, его неряшливую, грубую, захламленную ругательствами речь.
А знаете ли вы об очень интересном обычае, существующем в американских семьях, когда дети приносят с улицы мерзкие слова и спрашивают об их значении. Родители, как правило, разъясняют детям все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.
В одной из мудрых народных сказок говорится о трудолюбивой падчерице и злобной, грубой неряхе и лентяйке дочери, которых в результате обычной для сказок «отработки» фея награждает чудесными свойствами - по их делам. Но вот когда начинает говорить падчерица, из ее уст вылетают благоухающие цветы, драгоценные камни, они как бы воплощают ее прекрасные мысли и добрые слова. Когда же открывает рот дочь, то из него выскакивают в большом количестве змеи, тараканы, ящерицы, бегут мыши и скачут лягушки. Так воплощаются ее гнусные мысли и грязные слова.
И действительно, вульгарная, пересыпанная матершиной речь по - настоящему отравляет среду речевого существования, она одинаково губительно действует и на окружающих, и на самих говорящих.
С помощью этих ругательств человек срывает свое зло, раздраженность на других. Для говорящего это дурная привычка. И, как показывает практика, избавиться от этой привычки сквернословить подчас гораздо труднее, чем от курения или тяги к спиртному.
Поскольку эта болезнь общества, то и бороться против нее должно все общество - государство, церковь, семья, школа, литература.
Например, известный футбольный тренер Зонин вводил в своих командах штраф за выражение нецензурной бранью - довольно небольшой, чисто символический, но зато очень обидный для провинившихся.
Другой футбольный тренер в команде «Ростсельмаш» ярко и опять - таки обидно высмеивал матершинников, и с большим успехом.
А наставник сборной страны по боксу А.А.Лавров создал такую атмосферу, что за несколько дней журналист не услышал ни одного нецензурного слова.
А вот как в священном писании «Новый завет» говорится о брани: «Всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду божьему. Кто же скажет брату своему: «Пустой человек» подлежит синедриону (верховному судилищу), а кто скажет «безумный», подлежит гиене огненной.
Кто произнесет слово, оскверняющее мать любого, все одно, что Мать Божию, Богородицу, будет отвергнут до 7-го поколения.»
А как же наказывает государство за сквернословие? - Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям.

Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.

И закончить беседу хочу словами К.Паустовского: «Русский язык по существу дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить».

© 2010-2022