Статья Здоровьесозидающие технологии в учебном процессе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДаммертЛюдмила Николаевна

Учитель ГБОУ гимназии 446 Санкт-Петербурга

Здоровьесозидающие технологии в учебном процессе

На данный момент термины «здоровьесберегающая» и «здоровьесозидающая» педагогика нуждаются в уточнениях и детализации, поскольку отсутствует «официальная» министерская методическая и применительная практика внедрения данного направления в школах. Однако, все предпосылки для конкретных шагов по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей на новом уровне сложились:
- осознание факта падения уровня базового здоровья детей, приходящих в начальные школьные классы;

- признание здоровьесозидающей функции одной из функций образования;
- появление новых научных работ, исследований и осмысление накопленного ранее опыта, постепенно переводящих тему здоровьесбережения в плоскость технологий, практических методов и приемов, которые можно и нужно внедрять в учебные процессы в школах;
- самостоятельные разработки здоровьесозидающих программ учебными заведениями.

За основу примем утверждение, что «здоровьесозидающая функция образования заключается в формировании у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесозидающей деятельности и мотивации к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего здоровьесозидающего потенциала и организацию собственного здорового образа жизни»(1). Т.е. частью учебного процесса в школе должны стать методы,
а) мотивирующие учеников узнавать больше о своем здоровье и
б) выполнять вместе с учителями и другими учащимися действия, способствующие укреплению своего здоровья. С другой стороны, учителя также должны получить пригодные для внедрения «инструменты», позволяющие им реализовать здоровьесозидающую деятельность в школе.

Одним из обязательных условий следует признать введение в программу «уроков здоровья», которые бы вырабатывали адекватное отношение детей к своему здоровью и, конечно, реализовали бы систему действий, направленных на сохранение и становление здоровья детей и учителей.

В принципе, каждый урок вне зависимости от предмета, должен быть комфортен для всех участников и не создавать факторов, способствующих уменьшению здоровья.

Можно выделить целый ряд условий, способствующих сохранению психологического и физического здоровья. Все они перекликаются с современным системно-деятельностным подходом в образовании.

Психологически комфортное начало и окончание урока.
Изменение системы оценивания знаний учащихся в менее стрессогенерирующую сторону.
Опора на субъектный опыт учащихся при изучении нового материала.
Преимущественно проблемно-поисковый характер формулировки вопросов, задаваемых учащимся на уроках по всем предметам.
Обеспечение условий для круговой рассадки учащихся в классе (уход от «галерки» и т.п. оценок).
Введение в учебный процесс комплекса оздоровительных мер (в т.ч. и не формальных), направленных на поддержание, укрепление и развитие здоровья учащихся и учителей.

Таким образом, здоровьесозидающие технологии - основа всех занятий и практик в школе. Любое занятие, методика, подход к занятию, будучи разрабатываемым для школы, должно базироваться на принципах «не навреди здоровью» и «преумножь здоровье».

Говоря о здоровье, необходимо отметить важную роль психологического и социального климата в школе. На него оказывают влияние множество факторов, среди которых
- экологическая и социальная обстановка вокруг здания школы,
- чистота и порядок на территории, качество ремонта и оборудования помещений в школе (классы, раздевалки, рекреации т.д.),
- устои и традиции данной школы,
- возраст педагогов, их взгляды и жизненная позиция,
- социальный уровень семей школьников, традиции их семей,
- численность детей из семей мигрантов, уровень владения ими русским языком.

Социальные, групповые навыки, точнее, уровень их развития, также сказываются на здоровье ребенка. Поэтому есть целый ряд вопросов, которые необходимо решать буквально с начальных классов:
* развить навык оказания сопротивления влиянию ровесников;

* развить понимание и ценности дружбы;

* развить понимание необходимости оказания помощи другим людям;

* развить понимание необходимости заботы о своем здоровье;

* развить навыки преодоления угнетенного состояния в случаях отказа, расстройства, разочарования и неудачи.

Возраст учеников начальной школы позволяет применять самый широкий круг форм взаимодействия с предметом изучения, начиная от «детских» игровых, заканчивая вполне взрослыми аналитическими. Поэтому, помимо специальных уроков о здоровье, где школьники могут целиком посвятить время знаниям и навыкам здоровьесбережения и здоровьесозидания, на обычных уроках необходимо делать 3-5 минутные паузы, предотвращая утомление детей.
В этих паузах эффективно переключать внимание на другую область, выполнять двигательные упражнения.

В идеальном случае, отдельные уроки могут проходить в форме, отличной от традиционного сидения за партами.

Наиболее подходящие формы занятий, сочетающие двигательную и когнитивную активность:
- викторины;
- квесты;
- живые скульптуры;
- командные соревнования на заданную тему;
- просмотр и обсуждение видеофрагментов.

Применение на уроках оздоровительных пауз, обязательная реализация на каждом уроке сбалансированного подхода к двигательной активности, психологической и физиологической нагрузкам с учетом индивидуальных качеств каждого школьника, забота о здоровье всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.

Литература

1. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования. Автор Маджуга Анатолий Геннадьевич. 2010-11 г.г.
2. Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
3. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. - Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.

© 2010-2022