- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный часДобро и зло
Классный часДобро и зло
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова А.Ю. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Кутуликская СОШ
9 класс
Составила: Павлова Анжела Юрьевна.
2015-2016 у.г.
Классный час: «Добро и зло»
Цели и задачи:
-
1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
-
2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
-
3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
-
4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
-
5. Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: беседа, дискуссия.
Оформление и оборудование:
-
1. Эпиграф к классному часу.
-
2.Народные пословицы, поговорки о добре и зле.
-
3.Сочинения, и изложения своих мыслей о добре и зле.
-
4.Изображения добра и зла. ( смайлики, эмблемы и рисунки. ).
-
5.Музыкальное сопровождение, песни о добре.
-
6.Выставка книг о добре и зле.
-
7.Составление кластера «Чтобы творить добро нужно…»
-
8.Черные и белые полоски бумаги (для записи).
План проведения:
-
1. Приветствие. Целеполагание.
-
2. Понятия «добро» и «зло». Разбор психологических жизненных ситуаций.
-
3. Народная мудрость. (Обсуждение поверья).
-
4. Песня «Доброта».
-
5. Блиц-опрос учителей- предметников.
-
6. Домашнее задание: а) Пословицы недаром молвятся...
-
б)Анализ рисунков о добре и зле.
-
7. Выставка книг о добре и зле.
-
8. Заключение. Подведение итогов.
Ход классного часа:
Эпиграф.
«Из всех наук, которые человек должен знать,
главная наука есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла,
как можно больше добра»
(Л. Толстой).
I. Приветствие. Целеполагание.
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни.
О том, как «добро» и «зло» проявляются в личности человека и в окружающей жизни.
Как научиться быть добрым? Можно ли научиться быть добрым и что для этого нужно делать? Нет человека, которого не волновали бы эти два понятия.
II.Психологические ситуации:
Всегда ли мы понимаем, когда в отношении нас совершается добро, а когда- зло? Например:
1)Родители не пускают свою взрослую дочь на день рождения к подруге, которая живет далеко в очень криминальном районе города .Дочь плачет, переживает, просит, но родители непоколебимы. Они говорят «Поздравишь по телефону, сходишь в воскресенье днем». Кто прав в этой ситуации?
-Родители по отношению к дочери совершают, на первый взгляд, зло. Они заставили ее расстроиться и переживать, лишили ее общения со сверстниками в хорошей компании. Она ничего плохого не совершала и не заслужила этого.
-Родители судят с другой позиции. Они любят своего ребенка и не хотят, чтобы с ним случилось что-нибудь не хорошее. Значит, родители по отношению к дочери совершили добро.
Что в этой ситуации выше: зло или добро?
Вывод: Всегда граница между этими двумя понятиями очень тонка, особенно когда люди не понимают друг друга.
Значит, первое, что нужно сделать, чтобы творить добро, -нужно ПОНИМАТЬ друг друга.
Хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Прочитайте их вслух поочередно.
ПРАВИЛА, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
-
"Ставь интересы других людей выше собственных
-
"Будь верен и надежен
-
"Уважай других, уважая себя
-
"Терпимо относись к другим точкам зрения
-
"Воспринимай людей как равным себе
-
"Учись сопереживать другим, ставя себя на их место
-
"Умей прощать и не будь обидчив
-
"Живи в согласии с самим собой и с другими людьми
-
"Проявляй чуткость
-
"Будь уверен в себе
-
"Будь свободен ото лжи и обмана
-
"Умей контролировать свои желания и поступки
-
"Упорно иди к цели, невзирая на препятствия
-
"Стремись делать все как можно лучше
2)Вы торопитесь к другу, он вас ждет, но тут впереди вас мужчина средних лет схватился за грудь и осел на землю. Вокруг, как назло, никого нет. Ваши действия?
Вывод: Доброта-это и умение в любой момент прийти к другому на помощь в ущерб своим интересам. Не за деньги, не за интерес, а просто так, по велению своей совести.
Значит, второе, чтобы творить добро, это проявление МИЛОСЕРДИЯ - еще одного качества человека, без которого его нельзя считать добрым.
3) Вы нашли пачку денег (крупную сумму) и документы, из которых ясно, что они принадлежат некоторому гражданину, который их взял в кредит. Ваши действия?
Вывод: Справедливость также порождает добро. Старайтесь быть справедливыми в любых ситуациях.
4)Обсуждение сказки «Спасти еще одну звезду».
III. Народная мудрость.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье? (Обсуждение).
О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
IV. Песня «Доброта».
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
V. Блиц-опрос учителей предметников.
VI. Домашнее задание:
а) Пословицы недаром молвятся...
Великодушному весь мир родня. (бенг.)
Во зле жить - по миру ходить.(рус.)
Для доброго дела нет нужды гадать по Коран. (тадж.)
Добро не умрет, а зло пропадет. (рус.)
Добро творить - себя веселить. (рус.)
Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит. (англJ
Добрый и честный человек - сила нашего сердца. (тадж.)
Доброта сердца лучше щедрости. (монг.)
Доброе слово доходит до сердца. (рус.)
Злая мысль самому навредит. (тувин.)
Зло - суета сует, и неспроста от знанья происходит доброта! (перс.)
Злоба лишает человека силы. (рус.)
Злой плачет от зависти, а добрый от радости. (рус.)
Хороший шелк виден по кроме, добрый человек - по лицу. (вьет.)
Хочешь мне добра - сделай его в мой черный день. (осет.)
Хочешь сделать доброе дело - отбрось колебания. (перс.)
Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.)
б)Анализ рисунков.
VII.Выставка книг о добре и зле.
VIII. Заключение. Подведение итогов.
1)Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
И если, что не так - сдержись!
Будь, поумней и улыбнись,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло излученное тобой,
К тебе вернётся непременно!
2)Отойди от зла и сотвори благо!
3)На полосках бумаги (соответственно на белой - добро, на черной - зло.) напишите по одному термину и прочитайте поочередно.
4)Наивысшим проявлением зла является - война и убийство.
А наивысшим проявлением добра является - мир и любовь.
В добрый путь!
IX.Список используемой литературы:
-
Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.
-
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
-
Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
-
Периодические издания.
-
Психология: Словарь /под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
-
Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
-
Энциклопедия. К и М, 2007 г.