Доклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Сливко Е.Н. по теме «Индивидуальная работа с родителями-

залог успешного обучения»


Доклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обучения«Нет большей роскоши, чем роскошь
человеческого общения».
А.C. Экзюпери

Доклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияДоклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обученияСемья - это самое важное, что есть у ребёнка!
Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития младшего школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Проблемы, возникающие у классного руководителя при работе с семьёй учащегося:
- Низкий уровень ответственности родителей в обучении и воспитании детей;
- Низкое материальное положение родителей;
- Низкий культурный уровень родителей;
- Незаинтересованность родителей.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, т.е. формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители, создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме-«школа - семья».

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:

*направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;
*оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей,

* развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;
*укреплять авторитет родителей в семье;
*помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;
*тактично руководить педагогическим самообразованием родителей,

*развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Направления работы с родителями:

Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития воспитательной активности семьи.

Свою работу с родителями я строю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения:

  • "Школа молодого родителя"

  • Презентация семейного опыта воспитания

  • Родительский лекторий

  • Вечера вопросов и ответов

  • Родительский ринг

  • Круглый стол или педагогический треугольник

  • Собрания-диспуты

  • Проигрывание педагогических ситуаций

  • Совместные собрания вместе с детьми

  • Тематические и индивидуальные консультации

  • Деловая игра

  • Совместные выезды на природу, экскурсии

  • Посещение мест работы родителей

  • Выставка ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей.

Формы общения: индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные:
Изучение семьи:
Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам я провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи я зна­комлюсь с условиями жизни ученика, беседую с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ре­бенка, даю советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Консультации:
Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.
Памятки («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родители школьника.

Индивидуальные тематические консультации. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Коллективные:
Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний творческие отчёты-концерты. Такие собрания мы проводим обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.

Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он - опора педагога и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений, он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Тематические игры - это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия их творческого потенциала.

Родительские ринги - дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы, «Плохие привычки - наследственность или влияние общества».

Конференции - научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе») проводим традиционно раз в год. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Организация совместных досуговых мероприятий.
В нашей школе родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности.

В нашей школе стало традицией проведение общешкольных праздников. Это «Праздник Осени», «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «День здоровья» и другие. Родители, конечно же, помогают в подготовке и проведении этих мероприятий.
Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.

Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.

Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.

Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.

Анкета для родителей, присутствующих на уроке:

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

  • деятельностью учителя на уроке.

  • оформлением класса

  • отношениями между школьниками в классе

  • взаимоотношениями ребенка с учителем

Получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка?

Укажите характер его затруднений.

В какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?

Что, по Вашему мнению, хорошо?

Что можно было бы улучшить?

Спасибо за ответы.

Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые предлагаются им во время посещения открытых уроков и мероприятий, помогает педагогу проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью ее устранения.



Урок-соревнование детей и родителей:

Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.

Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ. Систематически знакомит учащихся и родителей с новинками в мире обучающих и развивающих программ, добивается осознания необходимости развития компьютерной грамотности в семье и школе, целью которых ставит оптимальное использование новых технологий в развитии личности ребенка, сохранение здоровья ребенка в работе с информационными носителями. Современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе.

С большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты с использованием информационных технологий, знакомят родителей с сайтом класса.

Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.

Недопустимыми для педагога во взаимоотношениях должны быть:

  • Обида на непонимание

  • Непререкаемый тон

  • Стремление уличить, а не убедить раскрытие всех, по мнению учителя, негативных качеств ребенка.

Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.

Формы внешкольного сотрудничества «семья - ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.

Доклад по теме Индивидуальная работа с родителями - залог успешного обучения

Демократ утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе - это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Творческое общение с семьями - то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ поводилось изучение влияния семей на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости детей (уровни)

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный

Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)

Низкий

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Высокий

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

По результатам диагностики «Результат педагогического процесса» класс показывает хороший уровень самостоятельности (85%), воспитанности (89%), сплочённости (85%), творческого потенциала (83%), хороший уровень обученности (85%), низкий уровень заболеваемости учащихся (5%);
Данная система работы позволяет успешно решать задачи сохранения и укрепления семейных ценностей, формировать активную социальную позицию родителей и учащихся.

Работа классного руководителя - интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов и терпения вам, коллеги.

© 2010-2022