Родительское собрание во 2 классе на тему Дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 3 классе на тему



«Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек

младшего школьного возраста»

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.

По мере роста ребенка постепенно усиливаются половые психологические особенности. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам.

Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.

Что думаете вы?

А как на самом деле?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Девочки лучше относятся к природе.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Мальчики более одарены в математике.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики агрессивнее.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.

11. Девочки менее активны.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. Девочки более ласковы.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. Мальчики более предприимчивы.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно

16. Девочки более трусливы.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. Девочки реже соперничают между собой.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения

Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их комментариями можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет. Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.
Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы. Например: мальчики - более способные математики. Вольно или невольно девочкам внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним. И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?

Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы.

Я предлагаю обратиться к сравнительной таблице, которая отражает отличия мальчиков и девочек в учебном труде. Советую детально изучить эти отличая и опираться на их знание в практике семейного воспитания.

Мальчики

Девочки

1. Больше развиты левые полушарии - рациональное мышление.

1. Больше развиты правые полушария - проявление эмоций.

2. Лучше выполняет задания в одиночку.

2. Лучше работает в смешанной по полу группе

3. Требуется длительная разрядка.

3. Более усидчивы, исполнительны.

4. Утомляемость к концу работы выше, чем у девочек.

4. Утомляемость ниже.

5. Успешно выполняют «мужские» задания.

5. Успешно выполняют «женские» задания.

6. Повышается интерес к заданию при материальном поощрении успеха.

6. Все видят в образе.

7. Степень влияния и помощи педагога ниже, чем у девочек.

7. Степень влияния педагога и его помощь высокая.

8. Информацию перерабатывают медленнее, чем девочки, но более последовательно.

8. Информацию перерабатывают быстрее, но менее логично.

9. Мальчики, прежде всего, видят смысл, сразу переходят к действию.

9. Смысл считывают хуже, требуется время.

10. Плохо воспринимают повторы, поэтому мальчика ободряй.

10. Любят много повторений, поэтому девочкам повторяй.

11. Похвала кажется бессмысленной. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности.

11. Похвала - движущая сила. Девочкам очень важно «быть хорошими» в глазах взрослых, им практически неважно, что оценивается в их деятельности.

12. Меньше, чем девочки, отступают от правил.

12. В ходе работы, игры могут вносить изменения.

13. Адаптируются к несвойственным видам деятельности очень трудно, поэтому в нестандартной ситуации стараются выйти из-под контроля взрослых.

13. Легче приспосабливаются в меняющихся условиях, принимают стратегию, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже справляются с заданием.

14. При ответе на вопрос мальчики обычно смотрят в окно или в другую сторону.

14. Почти всегда при ответе смотрят на учителя и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, могут моментально корректировать ответ.

15. Мальчики могут выполнять задания, но и одновременно жить игрой.

15. Для девочек главное - установить контакт со взрослым, то есть правильно выполнить задание.

16. В ситуации деятельности кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность.

16. В ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает активность мозга. В состоянии возбуждения находятся всё структуры мозга.

17. При оценке «плохо слушали» активизируются слуховые отделы головного мозга, поэтому необходимо сказать «плохо выполнили», чтобы мальчики вновь пережили те фрагменты деятельности, которые оценивается.

17. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задания, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, а в чем именно они неправы.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек:

  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И конечно, не так, как мы - взрослые.

  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми - неверно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности тщательности выполнения задания.

  • Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

  • Старайтесь, давая задания мальчикам, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

  • С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  • Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального», полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

  • Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!» Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, учителей) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»

  • Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.

  • Признавайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

В заключение хочется отметить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!



© 2010-2022