Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Проект: «Станция Наволок - маленькая часть большого поселка»                                                  Выполнил: ученик 9 б класса                                           МБОУ «Оксовская ОСШ» Шульгин Владислав                                            Научный руководитель: Таркова                                            Галина  Александровна       Тема моего проекта: «Станция Наволок – маленькая часть большого посёлка»  Эту тему я выбрал потому, что я живу на улице, названной Стан...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есть на окраине нашего поселка Оксовский такая железнодорожная станция - Наволок. А поскольку она маленькая, да и занята перевозкой грузов, а не пассажиров, о ней вспоминают редко, а некоторые, приехавшие в наш поселок, даже ничего не знают о ней.

Станция Наволок сегодня.Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Наш край издавна использовался как источник древесины. Но дороги для её вывозки всегда оставляли желать лучшего, поэтому в 30-е годы XX века в нашу сторону была построена небольшая (22 км.) ветка железной дороги. Поскольку железнодорожное движение требует четкой регулировки, в 1936 г. построили здание станции. По словам Сухановой Лидии Николаевны, которая почти 20 лет проработала начальником станции, и при ней (в 2004 г.) было построено новое здание, при ремонте старого были обнаружены, вытесанные топором на бревнах, цифры «1936». В строительстве принимали участие заключенные, сосланные раскулаченные из других областей нашей тогдашней огромной страны. Название дали по деревне Наволок, которая располагалась вблизи берега реки Онега. По реке проходил молевой сплав леса, а бревна вылавливали, и затем их необходимо было вывозить дальше, т. к. предприятий по переработке древесины вблизи не было. Деловая качественная древесина отправлялась дальше по стране, объемы и заказы были огромны.

Станция Наволок на протяжении длительного времени была тупиковой. А эти начальные 22 километра - первый участок будущей Заонежской железной дороги (от станции Пукса на магистральной линии Москва - Архангельск до станции Наволок), были введёны в эксплуатацию в 1940 году. Тогда железная дорога не являлась ведомственной - она находилась в ведении НКПС СССР (Народный комиссариат путей сообщения). Однако участки, позднее расположенные западнее станции Наволок, в состав сети железных дорог общего пользования НКПС-МПС никогда не передавались.

Долгое время дорога была узкоколейной, не очень хорошего качества, что на преодоление короткого участка требовалось около 1,5 часов. Но зато какое-то время были пассажирские перевозки, а билеты продавали в нашей станции. Для вывозки вагонов (до 1974 г.) ходил паровоз. Для его работы требовалось много воды, поэтому напротив здания станции была площадка с запасами привозной воды и угля.

На современном снимке со спутника: желтым цветом выделено новое здание станции, а стрелкой - место старой технической площадки.Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Вода использовалась и жителями маленького поселка железнодорожников, т.к. ходить за водой в строящийся еще только поселок Оксовский, было очень далеко. В 1974 г. была сделана скважина для питьевой воды, которая просуществовала до 2000г. По словам жителей станции, вода была очень вкусной.

Долгое время работники, обслуживающие работу станции, жили прямо в ее здании. Только после войны (в 60-е годы) было построено 3 деревянных дома для движенцев и путевого состава. В 60-70-е гг. в здании станции работал и магазин для железнодорожников, с хорошим снабжением товарами, за которыми приходили со всего нашего поселка.

В 1971 году были выделены средства на капитальный ремонт здания станции. Несколько печек были заменены паровым автономным отоплением.

На воссозданном, с помощью работников станции прошлых лет, примерном чертеже здания, показана кочегарка с огромной печью, такой, что в неё помещались дрова более метра длиной(!). Дрова кидались в печь целиком, а некоторые приходилось колоть дежурным по станции - женщинам. Предварительно дрова укладывали в сарай по цепочке, для этого устраивали субботники.

Примерный чертеж здания станции 1936 года постройкиПроект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Когда в 80-е годы проводился ремонт домов для станционных рабочих, их семьи размещались в общежитии, «Красном уголке» станции (в нем обычно проводили собрания и политинформации).

Длительное время пропускная способность составляла 30-40-50 вагонов (довольно большая для того времени и качества колеи). Но когда в октябре 1974 года, к вновь построенным двум стандартным путям, дали секцию чехословацкого тепловоза (на 1600 тонн), грузоперевозки значительно увеличились. И тогда назначение площадки для воды и угля отпало.

Основным заказчиком перевозок долгое время был Иксинский ЛПХ, перевозивший древесину, которая шла даже на изготовление рудничных стоек в шахтах, а на эти цели пригоден только очень качественный лес.

В 1974 году ОУ-250 стало осваивать лесные делянки. Затем, когда было открыто месторождение бокситовых руд, добавился СОБР. Первая партия глины по железной дороге вывезена в 1977году.

Вскоре проложили еще два пути, добавилось и количество тепловозов. Для помощи в составлении порядка вагонов организации-перевозчики имели небольшие тепловозы и дрезины для путейцев и движенцев.

Окрестности станции Наволок. Тепловоз ТГМ40-0402
на нижнем складе Иксинского комплексного леспромхоза.Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Дрезина на станции Наволок для перевозки ремонтно-путевых бригад. 2005 годПроект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Самую большую значимость станция приобрела в 80-е годы XX века. Значительно возросли грузоперевозки: в день шло не по одному составу по 70-80-90 вагонов. Коллектив работников станции за ударный труд неоднократно был награжден грамотами. Поэтому и зарплаты у них были не маленькими. Как отмечает в своей статье (от 21 января 1993г.) корреспондент районной газеты «Плесецкие новости» В. Подкопаева: «Дело свое знают. Видела я их раньше среди землячек и обращала внимание, что одеты хорошо. Не знала, что это железнодорожницы».

Для регулировки железнодорожного движения (для связи между соседними станциями) в конце XIX века в нашей стране применялись английские аппараты системы Вэбба-Томпсона. В 1921 году Д.С. Трегером была разработана отечественная конструкция. Первый аппарат системы Трегера был выпущен 7 ноября 1924 года. Электрожезловая система (ЭЖС) - система регулирования движения поездов на малодеятельных участках. При использовании ЭЖС своего рода пропуском на перегон служит вручаемый машинисту поезда металлический жезл. По прибытии на следующую станцию машинист поезда обязан сдать жезл дежурному по станции. Система применялась до конца 50-х годов, но на нашей и ближайших станциях Заонежской железной дороги применяется до сих пор. Как сказала Суханова Лидия Николаевна: «Из XIX века - в XXI».

Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Рабочее место дежурного по станции. На отдельном фото - виден год изготовления прибора связи «1985»Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Электрожезловая система Трегера. Действует и сегодня.Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

За все годы станция неоднократно меняла подчинение: до 1995года была на балансе МПС (Министерства путей сообщения), далее - ОУ-250, а с 2003 года ее в свое подчинение взял СОБР, который в 2004 году построил новое здание. По воспоминаниям Л.Н. Сухановой начальниками станции были: Шаров (в60-е годы), Павлюк Валентина Максимовна (в начале 70-х), Павлюк Станислав Степанович (до 1984г.), Кононова Вера Анатольевна (до 1995г.), Суханова Лидия Николаевна (до 2013г.). В настоящее время руководит коллективом Панченко Татьяна Анатольевна.

Перспективы развития станции в будущем не так уж радостны: вывоз бокситовой руды и древесины сократились - кризисная ситуация затронула все области промышленности. Но пока есть люди, «болеющие» за своё дело, относящиеся к труду по совести, эта маленькая часть моего посёлка будет вносить свой вклад в историю района, области, страны!

Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

Станция Наволок - маленькая часть большого поселка

Проект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведениюПроект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведениюПроект обучающегося 9б класса МБОУ Оксовская ОСШШульгина Владислава по краеведению

© 2010-2022