Воспитательная система класса Подросток

Воспитательная система класса разработана на основе нормативно-правовой базы, психолого-педагогической характеристики класса и на основе диагностики уровня развития коллектива по методике "Какой у нас коллектив"А. Н. Лутошкина. Определены субъекты воспитательной ситемы, целевая установка и задачи воспитательной системы, дидактические принципы. Приводится механизм функционирования воспитательной системы и направления воспитательной деятельности (патриотическое, здоровьсбережение, профориентационн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

директор МАОУ СОШ №118

Н. Н. Жукова

__________________________



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №118 Адрес школы: 603074 г. Нижний Новгород, улица Народная, дом 35



Воспитательная система класса

«Подросток»

(формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы)


Автор - разработчик ВСК: Бурцева Е. П., классный руководитель 7"А" класса МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №118 Московского района г. Нижнего Новгорода





2012 год

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Обоснование выбора названия воспитательной системы:

П - патриотичный,

О - одаренный, образованный, ответственный

Д - дружелюбный,

Р - развивающийся постоянно,

О - осведомленный по всем направлениям,

С - свободный от вредных привычек,

Т - трудолюбивый, творческий, терпимый

О - открытый, отзывчивый

К- культурно развитый

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.

Классный коллектив я приняла в 2012 году, когда дети перешли в 7 класс. Сохраняя преемственность, я решила продолжить начатую воспитательную работу бывшего классного руководителя основного состава класса Рузановой Е. В. по воспитательной системе «ПОДРОСТОК».

СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:

  1. учащимися;

  2. родителями;

  3. учителями-предметниками.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитание - целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы - создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

Основная цель деятельности классного руководителя - личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе подросток. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям

Задачи программы:

  • Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста каждого ребенка.

  • Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

  • Расширять возможности для участия школьников в российских, международных , творческих конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях.

  • Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития личности.

  • Способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности.

  • Создать условия для воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

  • Способствовать формированию культуры здоровья.

Основные задачи моей деятельности:

  • осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;

  • создание оптимальных условий для развития личности;

  • изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;

  • организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;

  • формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

  • организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;

  • вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;

  • содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод

ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 3 года.

Сроки и этапы реализации воспитательной системы:

1 этап -7 класс (2012-2013 уч. г.) - этап становления системы;

2 этап -8 класс (2013-2014 уч. г.) - этап стабильного функционирования системы;

3 этап -9 класс (2014-2015 уч. г.) - этап завершения функционирования системы.

Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:

  • обустройство жизни ребенка в школе;

  • организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

  • организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.

Дидактические принципы:

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

  • принцип самоактуализации;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки.

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и социума как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.

ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМ

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя - использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:

  1. информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;

  2. координация деятельности учителей-предметников и родителей;

  3. прогнозирование и мониторинг успеваемости;

  4. содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;

  5. планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;

  • основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;

  • Устав МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 118 города Нижнего Новгорода

Психолого-педагогическая характеристика класса 7 «А» класса


В 9 «А» классе обучается 18 человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Класс общеобразовательный. В этом году в класс прибыла новая ученица Дж. Д.

11 детей в классе из полных семей, 2- из многодетных, 5- из неполных.

Неблагополучных и социально-опасных семей нет.

В классе обучается трое учеников по индивидуальной программе (А. С., Б. А., и Ч. О.), также есть сабоуспевающие ученики (Б. Д, и Б.М.), двое учеников имеют ослабленное здоровье (Ш. П. и Дж. Д.)

Эмоциональный настрой класса в целом положительный. Бывают иногда небольшие ссоры. У А. С. очень вспыльчивый характер, Д. А. держится обособленно от всех одноклассников и отличается неуступчивым характером.

Отношения с учителями положительные. Уровень воспитанности класса средний. Уровень сплоченности средний.

С учетом интересов, склонностей ребят к той или иной деятельности, общественная работа в классе во внеурочное время разделена по секторам.

Учебный- К Настя,

Культмассовый - Е. Эллина

Художественно - оформительский - М Алина, Б Катя, Ф Виктория

Информационный - Д Анна, Л Лиза

Спортивный - Б. Дима

Трудовой - М Максим, Б Максим, А Сеймур, Б Дима

Экологический - Г Настя, Ша Катя, Д. Джамиля

Гражданско - патриотический - Б. Алексей, Ч Олег, Ш. Павел

Кроме занятий по базисному учебному плану ученики класса занимаются в кружках по физкультуре, технологии, военно патриотическом клубе. Во внеурочное время некоторые ребята посещают музыкальную школу , студию танцев, театральную и фото студию.

Занятость в кружках и секциях учащихся 7»А» 1полугодие 2012-2013 уч. года

ФИ ученика

название кружка

Место расположения

1

А. Сеймур

«Техническое моделирование»

шк № 118

2

Б. Алексей

Музыка,

баскетбол

музык школа №3

спорт школа №7

3

Б. Дмитрий

ИКТ и бизнес

шк № 118

4

Б. Дмитрий

Гитара

шк № 118

5

Б. Екатерина

Совет библиотеки

шк № 118

6

Б. Максим

«Техническое моделирование»

шк № 118

7

Г. Анастасия

Восточные танцы, Художественный кружок

школа - студия танцев, шк № 68

8

Д. Анна

Школьная газета «Точка» Студия современных танцев

шк № 118

ДК «Красное Сормово»

9

Д. Джамиля

Кулинария «Смак»

шк № 118

10

Е. Эллина

скрипка

Студия современных танцев

музыкальная школа №3 ДК «Красное Сормово»

11

К.Анастасия

легкая атлетика, кулинария

Ст «Локомотив» шк № 118

12

Л.Елизавета

ИКТ и бизнес

шк № 118

13

М. Алина

Совет библиотеки

шк № 118

14

М. Максим

Плавание

Бассейн «Нижегородец»

15

Ф. Виктория

Скульптор тела

шк № 118

16

Ч. Олег

Джиу-джитсу

центр «Забота»

17

Ш. Павел

ИКТ и бизнес

шк № 118

18

Ш. Екатерина

ИКТ и бизнес

шк № 118


  1. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Воспитательная система класса предполагает следующие функции :

-развивающую, направленную на развитие творческой ответственной личности, на определение мотивации учебной деятельности ,

-интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей ,

-защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть взаимопонимание, содружество, согласие, сопереживание ,

-компенсирующую, предполагающую создание в классе условий для формирования гражданина-патриота, демонстрации творческих способностей в плане эстетической направленности , развития коммуникабельности необходимой для успешной совместной деятельности учеников , педагогов и родителей ,

-корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности .

Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на развитие потребности в формировании и воспитании качеств всесторонне развитой личности .

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Формы воспитывающей деятельности


Виды и формы воспитывающей деятельности

Диагностика

Направление воспитательной работы

Работа с родителями

  • Классные собрания

  • Классные часы

  • Лекция

  • Беседа

  • Час общения

  • Ролевые игры

  • Диспуты

  • Мозговой штурм

  • Урок творчества

  • Мероприятия

  • КТД

  • Викторины

  • Конкурсы, КВН

  • Экскурсии

  • Походы

  • Вечера

  • Акции, проекты

  • Исследование особенностей личности:

  • Общие сведения

  • Способности

  • Самооценка

  • Темперамент

  • Уровень воспитанности

  • Исследование межличностных отношений

  • Социально психологический климат в классе

  • Социометрия

  • Коллектив

  • Общение

  • Здоровье

  • Творчество

  • Учение

  • Анкетирование

  • Беседы

  • Консультации

  • Родительские собрания

  • Посещение семьи

  • Родительский всеобуч

  • Проведение совместных часов общения детей и родителей



ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основные направления воспитательной системы школы, как школы формирования гражданина-патриота, высоко интеллектуально и эстетически образованного на данном этапе воспитательной работы образовательных учреждений самая актуальная. Стало необходимым обратиться именно, к этой стороне воспитания подрастающего поколения, так как для развития и укрепления нашего государства необходимо воспитать личность, осознающую ответственность за судьбу своего государства, любящую свою Родину, стремящуюся быть ей преданным и горячо любящим сыном. Это стимулирует и познавательную активность , так как для процветания и возрождения былого величия стране нужны знающие, грамотные специалисты во всех областях жизнедеятельности государства. Этим и обусловлено создание воспитательной системы класса как подсистемы школы, где в основу воспитательной деятельности положены аналогичные направления .

Целевая направленность программы - Формирование и раскрытие личности гражданина - патриота, обладающего духовной культурой и его социализация

Задачи:

  • Формирование гражданского самосознания;

  • Приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование у детей адекватного этим ценностям поведения. («Истина», «Красота», «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Культура», «Мир», «Земля»)

  • Формирование интеллектуально - нравственного, физического потенциала ребёнка;

  • Формирование креативных способностей;

  • Обеспечение личностно- ориентированного подхода в воспитании

  • Развитие сотрудничества детей, педагогов, родителей.

Общечеловеческие, вечные нравственные ценности, лежащие в основе программы - это следующие фундаментальные понятия:

  • Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.

  • Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.

  • Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

  • Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

  • Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

  • Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.

  • Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

  • Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект.

Принципы жизнедеятельности класса:

1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.

3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим

5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача классного руководителя создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

  1. Принцип согласования. Все действия классного руководителя и других субъектов воспитательной системы должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый должен помнить, что его долг состоит в том, чтобы создать условия для формирования толерантного отношения к другим людям.


Мероприятия по реализации программы патриотического воспитания

  • Участие в акциях милосердия

  • Работа с ветеранами войны, пожилыми людьми, инвалидами (оказание помощи, поздравления)

  • Часы истории

  • Часы краеведения

  • Экскурсии

  • Участие в конкурсах рисунков, фестивалях

  • Класссные часы, презентации

  • Создание книги памяти, поисковая работа «След войны в моей семье»

  • Вахта памяти, возложение цветов к "Вечному огню"

  • Военно-спортивная подготовка

  • Уроки мужества

ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок - просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

II блок - физкультурно-оздоровительная работа:

Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

III блок - профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

Привлечение медработника к просвещению родителей.

Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:

  • Сотрудничество с медицинским работником для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

  • Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

  • Профилактические прививки.

  • Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

  • Изучение уровня тревожности.

  • Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

  • Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

  • Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

  • Обучение приемам оказания первой мендицинской помощи.

  • Организация питания школьников.

  • Организация рабочего дня подростка.

  • Профилактические классные часы о вредных привычках, маниях.

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Цель работы с одаренными детьми

  1. выявление одаренных детей;

  2. создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  3. развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  4. адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

  5. осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • внедрять в образовательное пространство альтернативный вариант оценивания/ самооценивания обучающихся в форме «портфолио»;

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

  • Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

  • Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.Участие в предметных конкурсах

  • Участие в олимпиадах

  • Участие во внутришкольных и районных конкурсах творческого характера





ПРОГРАММА КУРСА ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Цели и задачи:

  1. Способствовать самоопределению учащихся в отношении выбора будущей профессии;

  2. Формировать у учащихся:

  • умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;

  • осознание собственных индивидуальных особенностей.

3. Актуализация проблемы выбора профессии.

Формы работы по профориентации:

  • Информационные классные часы

  • Ролевые игры

  • Экскурсии на предприятия

  • Диагностика интересов и склонностей

ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цели и задачи:

  1. Обозначить актуальные проблемы воспитания детей и подростков.

  2. Всесторонне раскрыть особенности подросткового возраста.

  3. Профилактика отрицательного воздействия среды на детей и подростков.

Формы реализации программы:

  1. Родительское собрание, всеобуч

  2. Индивидуальная консультация.

  3. Анкетирование.

  4. Лекции, беседы.

  5. Совместная деятельность родителей и их детей.

  6. Родительский клуб

Уровень образования родителей учащихся 7 "А"класса:


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

1.

Воспитанность учащихся

Сформированность нравственной направленности, социально-активной личности.

  • Наблюдение.

  • Методика С.М. Петровой («Педагогическая диагностика в работе классного руководителя» с. 40)

2

Социализированность личности

Автономность, социализация, социальная активность, адаптированность.

Развитость коммуникативной культуры.

  • Педагогические наблюдения.

  • Методика М.И. Рожкова (пед. диагностики в работе кл. руководителя, с.71)

3.

Моя семья

Социологический паспорт

Взаимоотношения в семье

  • Анкетирование родителей

  • Диагностика «Моя семья» (стр. 13)

4.

Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе

Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью школы.

  • Диагностические методики Е.Н. Степанова.

  • Анкеты для учащихся 5-8, 9-11 классов, для родителей

5.

Снижение тревожности и повышение психологической компетентности.

  • Отсутствие.

  • Нормальная.

  • Повышенная.

  • Тревожная.

  • Метод опроса и наблюдение (привлечение психологов).

6

Определение уровня развития коллектива

  • «Мерцающий маяк»

  • "Песчаная россыпь"

  • "Мягкая глина"

  • "Алый парус"

  • "Горящий факел"


  • методика «Какой у нас коллектив?» А. Н. Лутошкина.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитательная система класса Подросток








Цель воспитательной системы класса - личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся.

Реализация этой цели идет через решение следующих задач:

1) формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

2) развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка индивидуальности;

3) формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

4) укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки самоуважения и жизненного оптимизма;

5) формирование самосознания, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

6) Формирование позитивного, толерантного отношения подростков внутри классного коллектива и в социуме;

7) формировать нравственную позицию и гражданско-патриотическое сознание школьников;

8) применять проектную методику и ИКТ, технологию педагогической поддержки семьи для повышения эффективности воспитательного процесса,

С целью изучения индивидуальных особенностей детей и отслеживания результатов деятельности классного руководителя подросткам было предложено вести своё портфолио, в котором каждый ученик давал самооценку своих личностных качеств по нескольким направлениям, оценивал свое отношение к окружающему миру, следил за динамикой учебной успеваемости и достижений во внеурочной деятельности. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет классному руководителю ориентироваться на уровень восприятия учебного материала каждого ребёнка, определить учащихся «группы риска», активизировать их включение в учебный и воспитательный процесс, создать ситуацию успеха в классе, вести работу с педагогами и родителями, регулировать процесс общения в классе. Сотрудничество с психологической службой школы, анализ и учёт психологических особенностей класса позволяет классному руководителю создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, развивать его личностные достоинства, определить круг недостатков, над которыми надо работать. Важным этапом в этой деятельности является ознакомление с данной информацией родителей и педагогов. С этой целью проводятся открытые родительские собрания, индивидуальные консультации.

Для определения уровня развития коллектива класса была использована методика «Какой у нас коллектив?» А. Н. Лутошкина. В 7 класс результате исследования определено, что класс находится на стадии «Мерцающий маяк». В настоящее время в коллективе класса произошли заметные изменения. Ребята стали более сплоченные, ответственные, самостоятельные. В классе изменился состав учащихся, снизился уровень агрессивности по отношению друг к другу, нет ярко выраженного противопоставления между группами учащихся. Совместные общественно полезные дела и внеурочные мероприятия позволили ребятам лучше узнать друг друга. Каждый пытается выбрать свой верный путь. Дружба, товарищеская взаимопомощь, требуют постоянного горения, а не отдельных вспышек. В классе есть группы объединившихся по интересам детей. Однако им бывает трудно найти всегда общий язык, подчинить свои желания требованиям коллектива. Не все члены группы готовы проявлять инициативу.

Механизм реализации воспитательной системы класса

1-й этап: 7- й класс

Содержание деятельности. Основное содержание деятельности - это осмысление школьником необходимых знаний для жизни в современном обществе. В школе ученик не только получает знания, но и учится жить, и основная цель воспитательной системы - формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения учащихся, соответствующих правилам культурной жизни в обществе, всемерное развитие и поддержка проявлений школьниками активной жизненной позиции.

Задачи:

  • сформировать осознанную принадлежность к коллективу, умение сочетать личные и общественные интересы;

  • воспитывать нравственность, сознательную дисциплину, культуру поведения, сознательную готовность выполнять устав школы.

Формы реализации:

  • активное участие класса во всех делах школы: День знаний, День учителя, День матери, конкурсы, игры, дискотеки и т.д.;

  • тематические классные часы совместно с родителями, учителями;

  • тематические конкурсы рисунков и плакатов, экскурсии;

  • оказание консультативной помощи своим сверстникам;

  • проведение совместных классных и родительских собраний.

2-й этап: 8-й класс

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учениками роли знаний в жизни человека;

  • видение личной учебной перспективы;

  • овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик»;

  • умение дорожить временем;

  • умение выполнять распорядок работы школы и возложенные на учащегося обязанности;

  • умение пользоваться правами ученика;

  • уважать, ценить и гордиться своими родителями.

3-й этап: 9класс

Содержание деятельности. Основное содержание деятельности - это осмысление школьником необходимых знаний для жизни в современном обществе. В школе ученик не только получает знания, но и учится жить, и основная цель воспитательной системы - формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения учащихся, соответствующих правилам культурной жизни в обществе, всемерное развитие и поддержка проявлений школьниками активной жизненной позиции. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и жизненного пути, нацеливание на ответственное отношение к учебе как залогу успешной реализации в самоопределении.

Задачи:

  • сформировать осознанную принадлежность к коллективу, умение сочетать личные и общественные интересы;

  • воспитывать нравственность, сознательную дисциплину, культуру поведения, сознательную готовность выполнять устав школы.

  • Подготовить учащихся к осознанному выбору жизненного пути

Формы реализации:

  • активное участие класса во всех делах школы: День знаний, День учителя, День матери, конкурсы, игры, дискотеки и т.д.;

  • тематические классные часы совместно с родителями, учителями;

  • тематические конкурсы рисунков и плакатов, экскурсии;

  • оказание консультативной помощи своим сверстникам;

  • проведение совместных классных и родительских собраний

  • проведение экскурсий в профессиональные учебные учреждения, посещение ярмарки вакансий, мастер - классов, дней открытых дверей.

Правила жизнедеятельности классного коллектива:
- будь настойчив в учёбе, труде, спорте;

- добросовестно относись к своим поручениям;

- живи весело, содержательно, будь активным, творчески подходи к любому делу;

- соблюдай порядок и чистоту в классе и школе;

- узнавай побольше о своем городе и его жителях;

- уважай людей, живущих рядом;

- не отказывай в помощи одноклассникам и помогай нуждающимся в твоей помощи;

- делай приятное своим друзьям и окружающим людям;

- дорожи мнением о себе других людей;

- не теряй веру в свои силы и способности;

- дорожи дружбой, помни - мы коллектив!

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • Познай себя - это интересно!

  • Сотвори себя - это необходимо!

  • Утверди себя - это возможно!

  • Прояви себя - это реально!

Образ выпускника 9 класса:

  1. Выпускник - гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».

  2. Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.

  3. Он активен, обладает организаторскими способностями.

  4. Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремиться продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.

  5. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

  6. Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.

  7. Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.

  8. Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.





План воспитательной работы

1 полугодие 2014 - 2015 учебного года


Дата

Мероприятие

Задачи

Форма проведения

Ответственные

1 четверть.

1/09

Классный час «300 - летие образования Нижегородской губернии»

Избрание актива класса

Патриотическое воспитание. Развитие самоуправления, организационных навыков, коммуникативных умений

Классное собрание

Классный руководитель

3/09

Родительское собрание «Организационное»

Избрание членов попечительского совета, родительского комитета, составление графика дежурства на территории школы

Собрание

Классный руководитель

сентябрь

Конкурс творческих работ «Мой любимый Нижний»

Патриотическое воспитание, раскрытие творческого потенциала

Конкурс творческих работ

Классный руководитель

13/09

Классный час, тема «Мои увлечения»

Приобщение ребят к дополнительному образованию

Классное собрание

Классный руководитель

16/09

Классный час "Поведение человека в большом городе", (беседа по ПДД, ППБ, в общественном транспорте, во дворе, на улице)

Культурно- эстетическое воспитание, формирование нравственных качеств

Классное собрание, беседа, составление карты безопасного маршрута от дома до школы

Актив класса

Классный руководитель

17/09

Беседа на тему «Я выбираю профессию»

Формирование гражданской позиции, адаптация в социуме

Экскурсия на выставку «Я выбираю профессию»

Классный руководитель

Сентябрь - октябрь

Проект «Мой добрый учитель»

Развитие нравственных качеств учащихся

Подготовка презентаций, творческих номеров ко дню учителя

Классный руководитель, актив класса

Сентябрь - октябрь

Экологическая акция «Зеленая аллея» (сбор макулатуры)

Экологическое воспитание, формирование гражданской позиции

сбор макулатуры)

Классный руководитель, актив класса

Сентябрь

Дежурство по шоле

Формирование гражданской позиции

Выполнение обязанностей дежурных по столовой и по школе.

Классный коллектив

22/10

Родительское собрание

Осуществление сотрудничества с родителями учащихся по образовательным и воспитательным вопросам

Собрание, беседы, встреча с представителями администрации

Классный руководитель

20/10

Классный час, тема «Подросток и закон»


Формирование правовой культуры и участия в общественной жизни

Классное собрание, беседа

Классный руководитель, актив класса

Сентябрь - октябрь

Старт акции «Кошкин дом»

Формирование морально - нравственных качеств

Сбор средств, кормов для приютов бездомных животных

актив класса

октябрь

Конкурс «Минута славы»

Раскрытие творческого потенциала учащихся

Подготовка творческих номеров

актив класса

октябрь

Благотворительная акция «Цветной день» (Желтый день)

Формирование морально - нравственных качеств

Сбор желтых фруктов для воспитанников детского дома

Родительский актив, актив класса

31.10

Подведение итогов четверти. Травматизм! Будь осторожен


Развитие навыков самоконтроля уч-ся, приобщение ребят к здоровому образу жизни

Классное собрание, беседа с плохо успевающими учениками


Классный руководитель,

1.11

Автобусная экскурсия "По Пушкинским местам"

Культурно- эстетическое воспитание

Поездка в Большое Болдино

Родительский актив, классный руководитель

2четверть

10/11

«День народного единства»

Патриотическое воспитание

Классное собрание, беседа

актив класса

17/11

«Подвиг матери-хранительницы нравственного очага семьи»

Развитие нравственных качеств уч-ся

Конкурс творческих работ

Классный руководитель, актив класса


Акция ко дню пожилого человека

Развитие нравственных качеств уч-ся

Сбор помощи для пожилых людей, находящихся в домах престарелых

Родительский актив, актив класса

24/11

Час общения «Профессии бывают разные»

Привитие положительного отношения к труду, знакомство с различным профессиям

Беседа, обсуждение, тестирование

Родительский актив

Ноябрь

Фестиваль экологических агитбригад

Экологическое воспитание учащихся

Подготовка сценария и выступления

Классный руководитель, актив класса

1/12

Беседа «О внешнем виде»

Развитие эстетического вкуса

Беседа, обсуждение

Классный руководитель

7/12

Классный час «День конституции России»

Развитие патриотических чувств уч-ся

Беседа, обсуждение

Классный руководитель, актив класса

декабрь

Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

Раскрытие творческого потенциала учащихся

Конкурс рисунков

Классный руководитель, актив класса

14/12

Беседа по травматизму, ППД, ПДД

Развитие нравственных качеств уч-ся, приобщение ребят к здоровому образу жизни

Патриотическое и эстетическое воспитание

Беседа

Классный руководитель

декабрь

Акция «Чистая книга»

Развитие нравственных качеств уч-ся

Приведение книг в порядок, помощь библиотеке

актив класса

декабрь

Конкурс творческих работ и социальной рекламы «Мы за ЗОЖ»

Формирование здорового образа жизни

Создание плакатов, участие в акциях

актив класса

декабрь

Участие в выставке «История обычных вещей»

Формирование бережного отношения к культурно историческому наследию

Сбор экспонатов для школьной выставки

Классный руководитель, родительский актив

декабрь

Конкурс «СНЕГО - ЛЕГО»

Развитие творческого потенциала учащихся

Лепка скульптуры из снега

Классный руководитель, родительский актив, актив класса

22-27 декабря

Подготовка к празднованию Нового года

Формирование навыков самоуправления, сплочение детского коллектива, развитие творческого потенциала

Беседа, разработка сценария, репетиции



27/12

Итоги 2 четверти

Формирование навыков анализа, самооценки собственной деятельности, повышение успеваемости в классе.

Классный час

Классный руководитель


© 2010-2022