Классный час «Роскошь человеческого общения»

Тема: Роскошь человеческого общения Цель  : ·                         создание условий для формирования у обучающихся толерантного отношения к окружающим; ·                         разрешение межличностного конфликта. Задачи урока: ·                         развитие навыков сотрудничества; ·                         сплочение коллектива; ·                         развитие доброжелательности, этических норм поведения; ·                         развивать словарный запас, словесную речь, корригировать произношение. ·                         учить обучающихся находить компромисс; ·                         помочь детям осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе. Оборудование: презентация, тестирование в программе MayTest, распечатаны листы с незаконченными предложениями, карточки с ситуациями по культуре речи, авторучки. Подготовительная работа: все учащиеся получают домашнее задание - найти пословицы и поговорки по теме «Общение».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Роскошь человеческого общения

Цель урока:

  • создание условий для формирования у обучающихся толерантного отношения к окружающим;

  • разрешение межличностного конфликта.

Задачи урока:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • сплочение коллектива;

  • развитие доброжелательности, этических норм поведения;

  • развивать словарный запас, словесную речь, корригировать произношение.

  • учить обучающихся находить компромисс;

  • помочь детям осознать влияние позитивного общения на их здоровье и успешность в учебе.

Оборудование: презентация, тестирование в программе MayTest, распечатаны листы с незаконченными предложениями, карточки с ситуациями по культуре речи, авторучки.

Подготовительная работа: все учащиеся получают домашнее задание - найти пословицы и поговорки по теме «Общение».

Ход мероприятия

I. Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас. Сегодня собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень важной теме.

-Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

-Кто любит сладкое - дотроньтесь до носа.

-Кто любит читать - кивните головой.

-Кто любит игру в шахматы - хлопните в ладоши.

-Кто любит макароны - поставьте палец к губам.

-Кто любит море - улыбнитесь.

-Кто любит сложные задачки решать - поднимите руки.

Вот мы - какие разные.

- Уже давно, люди поняли, как важно друг с другом общаться и поддерживать хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему.

Наш час общения мы начнем с игры "Я тебя люблю за то, что…"

Мы будем передавать это красивое сердце-символ любви, и, обращаясь к однокласснику по имени, глядя ему в глаза, четко произносить то, за что вы его любите. Например, Жанна, я люблю тебя за то, что ты такая открытая, доверчивая, и когда тебе делают замечание, ты стараешься не обижаться, а стремишься исправиться.

После окончания игры:

Молодцы, ребята. Мы с вами, действительно, прекрасный коллектив, так как вы замечаете в своих одноклассниках так много хороших качеств, а, самое главное, вы умеете об этом открыто сказать. Это говорит о том, что вы откровенные и смелые люди. Это вы подтвердили и тем, как искренне отвечали на вопросы анкеты (Приложение 1).

II. Речевой момент:

III. Сообщение темы и целей.

Ведущий : Что для вас значит слово «общение»? Зачем общаются люди друг с другом? (Ответы детей)

Ведущий : Толковый словарь С.Е. Ожегова дает следующее определение: «Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь».

Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

Мы привыкли общаться, понимать друг друга с помощью слов. Такое общение называется

вербальным (словарная работа на доске)

- А как вы думаете, сможет ли человек прожить без общения?

- Конечно же нет. Еще в глубокой древности самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит человек может обойтись без многого, но не без общения!

- А теперь ребята постарайтесь понять меня без слов (делаю знак подняться и сесть) Вы меня поняли без слов. Общение при помощи жестов называется невербальным (словарная работа на доске)

Но также во время общения по лицу человека мы тоже можем многое определить без слов (слайд 6)

- Посмотрите пожалуйста на рисунки и определите, какие чувства и эмоции переживают изображенные на них люди.

Разное выражение лица, с помощью которого мы можем определить настроение и чувства человека мы называем мимикой (словарная работа) (слайд 7 по словарной работе).

- Все эти способы общения мы знаем и используем. Но часто мы их применяем для того, чтобы обидеть или посмеяться над товарищем.

- А каких людей чаще всего не любят в классе, в любом коллективе? Почему у некоторых дружба не складывается?

Ведущий : Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией переживаниями, но это и главное условие, и способ существования и развития человека.

- Тему: «Роскошь человеческого общения» для сегодняшнего разговора я выбрала неслучайно. Каждый человек должен уметь общаться с другими людьми и владеть культурой общения.

- А с чего начинается общение???

- обучающийся 1: Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны: кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое «Здравствуй» и «Добрый день». О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. А в Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет. У японцев для приветствия существует три вида поклонов: низкий, средний и легкий (с углов 15 градусов).

Обучающийся 2: Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому; лапландцы трутся носами; молодой американец приветствует приятеля, хлопая по спине; французы целуют друг друга в щеку; военные отдают честь; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!»

Ведущий 1: А как приветствуете друг друга вы? (Ответы детей.)

Ведущий: С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались угадать настроение человека, его намерение, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые состояния человека по мимике.
Проверим, все ли умеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека. Чем помочь ему?
Например: печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.
Ведущий : Вот перед вами различные изображения мимики лица с этими видами (выражениями). Узнайте правильно эмоциональное состояние человека.

По два рисунка выдается каждой группе и дается две минуты на обсуждение в группах.
Опрос ребят, и их объяснения.
Вывод: не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека, а это необходимо каждому иметь, это помогает общаться людям, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим родителям.


- Давайте подумаем, что еще помогает нам общаться, понимать друг друга (ответы детей).

Роль глаз в общении

Ведущий: Предлагаю провести небольшой эксперимент.
Эксперимент.
Вызвать двух желающих, лучше мальчика и девочку; им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, самый интересный момент). Но при разговоре, надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной.

Ведущий: Разговор не получается. Причина. Ответы ребят.
- Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно.
-Почему?Что не помогает?
- Глаза не помогают.

- А если повернуться лицом друг к другу…
- Тогда разговаривать легче
- Значит, глаза тоже помогают в общении с людьми.
- Любое слово, обращенное к человеку, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями к собеседнику. Если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление общаться. Важное значение во время разговора имеет не то, что сказано а как это сказано. Я предлагаю прочитать начало фраз, закончив их по своему. Произнесите одну и ту же фразу сначала грубым тоном а затем веселым, жизнерадостным.

Доброе ………….. .

Извини, что я………. .

Спасибо тебе за………….. .

Я не смогу ……………… .

Прошу тебя …………….. .

Поздравляю тебя ………… . (слайд 8)

- И какое произнесение Вам было приятнее услышать?

- Веселым и жизнерадостным

- Верно. Ведь «Доброе слово и кошке приятно», говорит русская пословица.

- А какими качествами должен обладать человек при общении? Сейчас я раздам вам карточки, со словами. Там есть положительные и отрицательные качества. Вы должны расставить данные качества личности в нужную колонку. А через минуту проверим какие же качества вы цените в человеке а какие нет.

Качества личности:

Общительность, чрезмерное любопытство, ложь, вежливость, тактичность, болтливость, доброжелательность, высокомерие, пренебрежение, умение сочувствовать, умение слушать, равнодушие, бездушие, грубость, сердечность.

-Мы сегодня много говорили о том, что же необходимо знать и соблюдать при общении, какими качествами нужно обладать, чтобы быть приятным, интересным собеседником, товарищем. Перед вами на доске солнышко без лучиков и кактус без иголок. Подумайте и напишите на лучике солнца те качества, которыми вы бы хотели обладать в процессе общения. А в иголках ваши отрицательные качества в общении, от которых хотели бы избавиться навсегда.

(Дети пишут на листочках, читают, что написали и вывешивают их на доске)

- Посмотрите, как светло стало вокруг. Это наше солнышко своими лучиками освещает весь наш класс. Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните. И только лучики нашего солнышка вас будут согревать всегда, а не те страшные иголки, которые мешали в общении. Ведь общение для нас является роскошью. Потому что расширение словарного запаса, обогащение своего речевого «репертуара» позволит вам «выразить себя», проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

(Чтение стихов о доброте, любви и счастье)

Свобода, милосердие, терпимость-

Хорошие и добрые слова.

Мы все хотим жить радостно, счастливо,

Чтоб грело солнце и росла трава.

Хотим любить, хотим, чтоб нас любили.

Чтоб было мирно, солнечно, светло,

Чтоб близкие тепло души дарили,

Как в сказке побеждало бы добро.

Смотрите, как вокруг все расцвело!

Струиться свет и аромат цветов,

Как в сказке побеждают пусть добро,

И милосердие и радость и любовь.

- А теперь ребята улыбнемся друг другу искренне и подарим гостям улыбки живые и те, которые вы нарисовали.

(дети дарят «улыбки», звучит песня) (слайд 9)

Подведение итога.
- Давайте обсудим, какие правила общения у вас получились (правила общения записываем на доске).

Правила общения
1. Относитесь к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.

2. Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.

3. Не говори слишком громко и тихо.

4. Думай, что говоришь.
5. Не отвечай на грубость грубостью.
6. Уважай собеседника, будь доброжелательным.
7. Не забывай приветствовать и прощаться.

8. Во время беседы смотри в глаза собеседника.
9. Не унижай и не оскорбляй собеседника

- Этими правилами мы будем пользоваться каждый день. Тогда в нашей школе всем будет комфортно и никогда не будет ссор.

Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш классный час. Я благодарю вас за прекрасное общение. Передавая сердечко, закончите фразу: "Чтоб нам легко было договориться /общаться я буду/не буду…".

Литература

  1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах/ Под ред. Г.Н. Сибирцевой. Изд. 6-е, дополн. И перераб.- Ростов н/д: Феникс, 2006.-320с.

  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой.-М.:ВАКО,2006.-320 с.

  3. Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы.-Волгоград: Учитель, 2002.-159с.

  4. Ожегов С.И. словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АН ССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз.,1987.-797с.













© 2010-2022