«ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.
Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся
Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.
Главные идеи:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:
· дискотеки к праздничным и памятным датам;
· концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
· чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
· конкурсы состязания талантов;
· дни творчества школы;
· театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [14 с.210-211]
Разнообразие форм воспитательной работы.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации - главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире - различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п.
Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.
Трудовое воспитание школьников - это:
· воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;

· воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
· развитие навыков самообслуживания;
· формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. Применяются такие формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения.

Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия.

Информация - это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле.

Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.

Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В нашей школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отметим такое явление, как классный час. Классный час имеет, на мой взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых - просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, обычно учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия «классный час» - собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно раза два в месяц.
Замечу, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступить с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитательные» темы.

Прежде всего, скажу, что такие беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания. Индивидуальную работу надо проводить индивидуально. Думается, что обсуждения возможны, но именно совместные. Они не должны превращаться в разносы одного ученика в молчаливом присутствии всех. При соблюдении названного условия, это действительно оптимальный метод. В данных конкретных условиях ваши ученики и вы готовы обсуждать острые вопросы, никому не причиняя зла, не унижая и пр.
Я думаю, что многие учителя сегодня считают ненужными коллективные, групповые беседы, которые были обязательны для классного руководителя в недалеком прошлом и которые теперь относят, очевидно, к пережиткам социализма. Вероятно, это не совсем правильно прежде всего потому, что ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Опрос учеников VI-X классов двух обычных школ показал, что они хотели бы обсудить в классе среди прочих вопросов такие: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Согласитесь, что школьники разумно мыслят, они хотят знать о самом для них важном. Теперь спросите себя, где и кто им об этом скажет. Родители, книги, старшие товарищи, средства массовой информации, психологические и профориентационные центры, Интернет? Есть еще школа. Тогда на каких уроках можно обсудить актуальные для детей вопросы? Таких уроков почти нет, кроме граждановедения, этики и психологии семейной жизни, которые ведутся далеко не во всех школах. Значит, на эти темы должны говорить школьный психолог, классный руководитель, которые не всегда к этому подготовлены.
Тем не менее, беседы на указанные и многие другие темы классный руководитель проводить может. Для этого, во-первых, самому учителю надо освоить эти вопросы, достать книги, изучить, достичь хоть минимальной компетенции. Во-вторых, следует знать методику проведения таких бесед. Уроки на актуальные, жизненные (не по «основам наук») темы - это своеобразные уроки воспитания, и проводить их надо, с одной стороны, по правилам урока, но, с другой стороны, пусть это будет неформальная беседа, обмен мнениями без таких последствий, как оценка, наказание, «оргвыводы», приведение всех к единому мнению.
Такие уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной работе, а также проблемным урокам по литературе, истории опыт описывает американский психолог Уильям Глассер в книге «Школы без неудачников». Он предлагает регулярно проводить классные собрания по социальной проблематике во всех классах: в младших - несколько раз в неделю в течение 15-30 минут, в старших - один раз в неделю до 45 минут. Главные цели таких собраний-дискуссий: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не по академическим дисциплинам, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; научить школьников видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем; научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
Немного о методике занятия. Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, только по одной теме) и дает возможность высказаться всем. Трудность состоит именно в постановке вопросов, их надо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать.
Мне кажется, что к основным методическим условиям проведения занятий надо отнести также следующее. Учитель должен проявлять искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивать, не перебивая, каждого, обеспечивать право ребенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назиданиями, с «правильными» ответами, что характерно для наших отечественных педагогов. Для успеха таких занятий завоевать если не авторитет, то поначалу хотя бы симпатию детей, чтобы они хотели с вами общаться, обсуждать эти темы. Затем научиться вызывать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами. Далее - обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую преследование за не одобряемые вами ответы. Наконец, важно обеспечить элементарный порядок, чтобы можно было всем услышать каждого, установив правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не заниматься посторонними разговорами и делами; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т. п.

Предлагаю разработку классного часа, который был проведен в 5 классе на тему «О вреде спиртных напитков».(см. приложение). Целью классного часа было информировать детей о вреде алкоголя, формировать потребность в здоровом образе жизни. Дети очень внимательно слушали учителя и активно участвовали в обсуждении этой проблемы. Материал излагался доступным для детей языком, вопросы были понятны.

Практическое применение форм внеурочного воспитания .
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
-предметная неделя русского языка;
-библиотечные часы;
-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2) культурно-просветительное:
-посещение городской картинной галереи;
-театральные представления;
-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3) общественно-патриотическое:
-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
-работа школьного музея;
-работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;
-экскурсионная работа;
-организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работа спортивных секций по футболу;
-общеоздоровительная работа;
-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;
-проведение внутришкольных спортивных соревнований;
-проведение бесед по охране здоровья;
-заполнение «карточки здоровья».
5) нравственно-правовое:
-беседа о правилах безопасности дорожного движения;
-экологическая работа;
-беседы о правилах поведения в общественном месте;
-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;
7) лекционно-образовательное:
-проведение родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная работа с родителями.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Классный час: « О вреде спиртных напитков».

Цели и задачи: Предоставить школьникам информацию о вреде алкоголизма; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Реквизит: игровые картинки.

План:

Краткая информация.

Игра № 1.

Демонстрация рисунков.

Рассказ.

Обсуждение рассказа с детьми.

Рисунки детей, их обсуждение.

Игра № 2, ее обсуждение.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте! Все, наверное, знают стихи С.Я. Маршака «Хорошо», где речь идет о хорошем и плохом. В нашей жизни очень много хорошего, но к сожалению, также очень много и плохого. Вы, наверное, слышали, о вредных привычках и можете их перечислить?

Дети: Да!

Алкоголь; сигареты; наркотики.

Учитель: Правильно. Сегодня мы как раз поговорим об одной из этих вредных привычек. Об алкоголизме и его вреде. А чтобы урок прошел интересней, давайте проведем следующую игру-путешествие. Итак, начинаем.

Игра № 1

Учитель: Ребята, представьте, что вы космонавты, получившие задание облететь несколько планет и описать жизнь инопланетян.

Итак, первая планета, вас радостно встречают инопланетяне, подзывают, как они живут, чем занимаются и что умеют делать.

Рисунок № 1: Дети купаются в реке, играют в волейбол, светит солнце, зеленая полянка, прекрасный летний день.

Учитель: Главный девиз этой планеты - «Хотим быть здоровыми!»

Рассмотрите рисунок. Какие привычки у инопланетян на этой планете? Перечислите их. (Идет перечисление только хороших привычек.)

Учитель: Но, к сожалению, пришло время прощаться с хозяевами первой планеты, и космонавты летят на следующую.

Рисунок № 2: Страшный город с умирающей природой, трубами заводов, везде разбросаны бутылки, окурки папирос, город населяют в основном больные люди.

Учитель: Рассмотрите внимательно следующий рисунок-планету. Что вы видите, нравится ли вам эта планета? Какие привычки у жителей этой планеты? Опишите их. (Описание внешнего вида планеты, привычек жителей.)

Рисунок № 3: Планета, на поверхности который разбросаны бутылки, стаканы, из бутылок вылезает зеленый змий, он опутал всех жителей планеты.

Учитель: А про третью планету я вам немного расскажу.

На этой планете жил пьяница. И маленький космонавт, который высадился на этой планете, пробыл у пьяницы в гостях совсем недолго. Но было ему совсем невесело. Когда космонавт явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок пустых и полных.

- Что ты делаешь? - спросил маленький космонавт.

- Пью, - мрачно ответил пьяница.

- Зачем?

- Чтобы забыть.

- О чем забыть? - спросил маленький космонавт. Ему было очень жалко пьяницу.

- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и склонил голову.

- Отчего же тебе совестно? - спросил маленький космонавт, ему очень хотелось помочь бедняге.

- Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И маленький космонавт полетел на Землю, растерянный и недоумевающий.

Учитель: Понравилась ли вам эта планета?

Дети: Нет!

Учитель: А что бы вы могли посоветовать жителям этой планеты?

Дети: Бросить пить!

- Заниматься спортом!

- Завести себе верных друзей!

Учитель: Правильно! Ведь когда человек начинает пить, он теряет не только здоровье, но и своих близких, друзей и родственников.

А сейчас давайте поговорим о нашей планете, о нашем доме.

Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от вредных привычек и будут продолжать разрушать не только свое здоровье, но и здоровье окружающих?

А теперь нарисуйте нашу планету. Расскажите о ней, о её жителях и их привычках. (Дети рисуют.)

Учитель: Глядя на свои рисунки, вы можете рассказать о них.

Дети: Совсем не хочется не только болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своем здоровье, то наша планета не будет здоровой.

- Здоровье - это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить дружно и интересно.

Учитель: Из четырех планет вы можете выбрать одну, на которой вы бы хотели жить?

Дети: Нам очень понравилась первая планета. Но жить мы все-таки очень хотели бы на родной Земле и делать так, чтобы она ста-I и шилась красивее, чище и здоровей.

Учитель: Мы выяснили и убедились, что алкоголь действительно вреден для человека. Но вредные привычки - это не только употребление спиртных напитков. Существует множество других вредных пещей, которые могут помешать вам вырасти здоровыми, красивыми, умными, окруженными верными друзьями, близкими. Но не нужно забывать и о наших помощниках - хороших привычках. А вот чего больше - хорошего или плохого - мы можем выяснить с Помощью игры в воздушные шарики.

Игра № 2

На доске вывешен рисунок с изображением двух воздушных шаров, внутри которых дети могут нарисовать то, что, по их мнению, приносит вред или пользу человеку.

Учитель: Вы молодцы! Из ваших рисунков видно, что хороших привычек гораздо больше, чем плохих. Я уверена, что никто из вас не хотел бы оказаться на месте пьяницы с планеты № 3 или жителей второй планеты. Никто из нас не хочет оставаться одиноким, без друзей, или больным и жалким. В нашей жизни нет места алкоголю и вредным привычкам, потому что у нас в мире столько всего хорошего, доброго, чистого и светлого.

ЛИТЕРАТУРА
1. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.

2 . Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.

3. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
5. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

6. Журнал «Директор школы», № 8, 2001

7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999
8. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.
9 . Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. - М., 2006.



© 2010-2022