Родина в моем сердце

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 7 ИМЕНИ ВОРОНЦОВА В. М.



Проект

«Родина в моем сердце»


Подготовила

Тулинова Инна Николаевна



Предпосылки к созданию проекта:

По окончании 2011 - 2012 учебного года в гимназии были подведены итоги воспитательной работы в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области, рассчитанной на 2006 - 2011 гг. В 5-11-х классах проведен мониторинг уровня воспитанности по разным направлениям. Для оценки качества воспитанности школьников использовались специально разработанные опросники. Изучение личностного роста школьников при помощи опросников позволяет делать общий вывод о результатах воспитания своих детей, видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности, соответственно распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания, качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу.

Вопросы опросника отражают различные аспекты личностного роста учащихся и определяют характер отношения к Отечеству, природе, миру, труду, культуре, знаниям, другим людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры, к своему здоровью, своему внутреннему миру, своему душевному «Я.

Подобный мониторинг рекомендуется проводить 1 раз в два года. Его особенностью является то, что он предполагает не сравнение детей с неким универсальным стандартом воспитанности (например, с заданными уровнями воспитанности), а отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были - какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении тех или иных проблем школьного воспитания.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Характер отношений

Устойчиво-негативное

Ситуативно-негативное

Ситуативно-позитивное

Устойчиво-позитивное

Отношение школьников к другим людям

0%

22,7%

45,4%

31,8%

Отношение школьников к Отечеству

0%

9,1%

36,4%

54,5%

Отношение школьников к культуре

0%

9,1%

18,2%

72,7%

Исходя из таблицы видно, что учащиеся 6 «Б» класса требуют серьезной работы в формировании у них толерантного отношения к другим людям (другой национальности, вероисповедания и т. п.). Также серьезным образом следует выстроить работу в области развития более чуткого отношения к своему Отечеству, поскольку, как видно, в этой области тоже наблюдаются проблемы: 9,1 % учащихся обнаруживают ситуативно-негативное отношение к родной стране. Именно это и составило основу целеполагания при создании проекта, рассчитанного на два года, по истечению которых вновь будет проведена подобная диагностика.


Название: «Родина в моем сердце»

Цель проекта:

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к Отечеству, культуре и истории своей страны, толерантного отношения к другим людям, представления о духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Задачи проекта:

1.Развивать чувство патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

2.Воспитывать нравственные основы личности, бережное отношение к историческому и культурному наследию.

3.Обучать умению вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, прививать навыки практической деятельности общественной направленности.

4. Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации: в течение двух лет.

Поставленные задачи достигаются путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

Культурно - историческое направление предполагает:

  • воспитание у учащихся любви к своей Родине, родному краю, её замечательным людям;

  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания;

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

Военно - патриотическое направление включает в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Основой проекта явилась Программа воспитательной деятельности МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В. М. по формированию духовно-нравственного и социокультурного развития личности. Программа создана на основе Федеральной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и модели реализации Концепции социального воспитания, обеспечивающего современное качество образования учащихся в образовательных учреждениях Воронежской области.

Целью Программы гимназии является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа работает по следующим направлениям:

В области формирования личностной культуры;

В области формирования социальной культуры;

В области формирования семейной культуры;

Физкультурно-спортивное и оздоровительное развитие личности.

Я решила сконцентрироваться на области формирования социальной культуры, основными задачами которой являются: укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; развитие патриотизма и гражданской солидарности; формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Обоснование выбора направления реализации проекта:

Воспитание патриота и гражданина России - основная задача, стоящая перед образовательными учреждениями, согласно Федеральной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Патриотическое воспитание - приоритетное направление воспитательной деятельности в МБОУ гимназия №7. В 1998 году гимназии было присвоено имя выпускника школы №21 (ныне гимназия №7) Виктора Михайловича Воронцова, майора ФСБ, старшего оперуполномоченного подразделения «Альфа», который с честью выполнил свой воинский долг и погиб в ходе операции по уничтожению террористов и освобождения заложников в поселке Первомайский республики Дагестан в 1996 году. С тех пор. уже 15 лет, наш коллектив тесно сотрудничает со спецподразделением «Альфа», «Ворон», Международной Ассоциацией ветеранов группы «А», Российским союзом ветеранов Афганистана, Советом ветеранов погранвойск Воронежской региональной организации, Советом Ветеранов войны и труда Левобережного р-на и др. организациями.

Каждый ученик, администрация гимназии, весь педагогический состав гордится дружбой с этими людьми, которые неустанно демонстрируют пример истинного героизма и патриотизма. Содружество «альфовцев» и гимназистов способствует развитию у учащихся самых лучших качеств: таких как честность, порядочность, любовь к Отечеству, уважение и благодарность к людям, стоящим на страже Родины.

Накопленный опыт и сложившаяся система патриотического воспитания в гимназии позволили организовать на базе нашей гимназии районный военно-патриотический клуб «Булат», который был торжественно открыт 19 января 2013 года.

Ожидаемые результаты:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению

  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;

  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

  • первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

  • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;


Проект «Родина в моем сердце» (2012-2013 уч. г.)

Индивидуальная работа с учащимися

Работа в микрогруппах

Коллективная работа с учащимися и родителями

Подготовка газет, рисунков, боевых листков к различным мероприятиям, индивидуальные консультации с учащимися (сочинения, стихи детей).

Сбор информации для Книги Памяти музея гимназии №7.

Подготовка к конкурсу чтецов.

Предварительная подготовка классных часов отдельными группами учащихся.

Проведение классных часов для учащихся начальной школы.

«Наша родина-Россия»

«Воронеж - город воинской славы»

«Мы разные, но мы вместе»

«Афганистан- моя память, моя боль…»

«В 41-ом, в 45-ом был мой дедушка солдатом»

«Мальчик в полосатой пижаме…»

«Ценности истинные и мнимые»

«Я и природа»

Сотрудничество с ЦВПВ музей-диорама по сбору материала об участниках войны и работниках тыла.

Встречи с ветеранами ВОВ, шефство над ветеранами, оказание помощи.

Участие в акциях «Чистая земля», «Марш парков», «Покормите птиц зимой», «Весенняя неделя добра», «Из рук в руки», «Белый цветок» и др.

Дискуссия «Я - Россиянин!»

Литературная гостиная «Славные сыны нашего Отечества».

Костюмированная программа «Обычаи и традиции нашего народа (народов России)».

Дискуссия «Что значит любить Родину?»

Диспут «Гражданин ли я России?»

Заочная экскурсия по Воронежской области «Мои замечательные земляки».

Родительские собрания:

«Гражданский долг родителей в воспитании детей».

«Патриотическое воспитание в семье и школе».

«Воспитание гражданина».

Привлечение родителей к обсуждению вопросов воспитания гражданственности.

Акция «Письмо ветерану».

Походы по местам боевой славы.

Возложение венков, цветов к памятникам погибшим воинам.

Уход за местами захоронения погибших выпускников Голыщева Г., Лобачевского А., Воронцова В.

Экскурсии:

«Воронеж - город воинской славы»;

«Литературный Воронеж»;

«Православный Воронеж»

Просмотр тематических к/ф и спектаклей, посещение выставок, музеев.



План-конспект классного часа «Наша Родина - Россия»

Цель: формирование гражданского самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры.

Задачи:

- закрепить знания о символах государства и их значении для гражданина

- способствовать развитию духовной личности.

Возрастная категория: 7 класс

Подготовительный этап: учащимся выдаются приглашения на игру;

Оборудование:

классная доска, мультимедиа - проектор, гимна РФ,

плакаты с изображением государственного Герба РФ, государственного флага РФ, текст государственного гимна РФ, бумага для выполнения рисунков, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Основная часть. Ведущий:

Россия - широта, размах, просторы,
Родная и любимая земля -
Леса, озёра, реки, степи, горы,
Луга и плодородные поля…

Страна неповторимого народа,
Что за неё готов всем миром встать.
Дороже жизни - Родины свобода,
Не зря же говорят: Россия-мать!

Эвристическая беседа: - О чем эти строки? (Ответы учащихся). - Как, на ваш взгляд, проявляется чувство любви к Родине? - Как же называют человека, любящего свое Отечество? - Как вы понимаете значение слова патриотизм? - Вы считаете себя патриотами? Почему? -Пожалуйста, попробуйте самостоятельно определить цели и задачи классного часа. Составление кластера (учащиеся по одному подходят к доске и записывают свои варианты).

3. Интеллектуальная игра «Матрешка».

Учащимся выдаются индивидуальные листы для выполнения задания: продолжить фразу: «Я патриот, потому что …». Заполненные индивидуальные листы участников интеллектуальной игры «Русская матрешка» нанизываются друг на друга. Учитель зачитывает ответы 7-классников.

Учитель: Настало время проверить, насколько вы патриоты.

ЗАДАНИЕ №1. Гербы стран мира.

Вниманию учащихся представлена символика разных стран. Нужно написать и проговорить названия стран, гербы которых представлены на слайде:

Германия Россия

Болгария Турция

Греция Польша

Вниманию учащихся представлена символика разных стран. Нужно написать и проговорить названия стран, флаги которых представлены на слайде:

Белоруссия Великобритания

Бразилия Россия

Япония Франция


Тому учащемуся, который правильно выполнил задание, выдается жетон.

- Учитель: Помните ли вы как выглядит герб РФ?

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и, над ними, одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Учитель: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Где изображается герб России в нашей повседневной жизни?

Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

Вопрос классу: Где водружают флаг?

Флаг России водружают на государственных учреждениях, может быть также изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, полиции.

В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Приходилось ли вам видеть случаи осквернения символики государства? Как вы на это реагировали? Что чувствовали? Допустимо ли это? Обсуждение.

Из поколения в поколение люди признаются в любви к своему Отечеству, и выражается это в народной мудрости, в частности в пословицах, которые дошли до нас через века.

ЗАДАНИЕ №2. Пословицы.

Вниманию учащихся представлены пословицы, которые разделены на части. Задача учащихся соединить стрелками части пословиц.

ГЛУПА ТА ПТИЦА,

КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ

СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ



ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА,

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ

СЛАДОК

КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ

КОТОРОЙ ГНЕЗДО НЕ МИЛО СВОЕ


Пословицы:

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

РОДНАЯ СТОРОНА МАТЬ. А ЧУЖАЯ - МАЧЕХА.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО.

КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ СЛАДОК.

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.

- Объясните смысл пословиц.

- Какие еще пословицы о Родине вы знаете?

ЗАДАНИЕ №3. Вставь прилагательное.

Вниманию учащихся представлена часть текста Гимна РФ, в которой пропущены прилагательные. Задача учащихся вспомнить пропущенные слова.

Россия - __________ наша держава,

Россия -_______________наша страна.

_________________ воля,

______________ слава -

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше ________________,

______________ народов союз ________________ ,

Предками данная мудрость ________________ !

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Правильно выполненное задание.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110 .

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. А в нашей гимназии на каких мероприятиях вы слышите гимн?

Звучит отрывок Гимна России.

(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна).

ЗАДАНИЕ №4. Знаменитые поэты о России. (задание готовится заранее группой учащихся, которые анализируют творчество русских поэтов).

ГРУППА 1: Рассматривая творчество А.С.Пушкина, учащиеся отмечают, что подлинный патриотизм для поэта связан с борьбой за свободу. А.С.Пушкин призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворения «К Чаадаеву». Любовь к Родине неразрывно с борьбой за ее счастье:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства.

ГРУППА 2: Подлинным образцом гражданской лирики являются стихотворения М.Ю.Лермонтова. Поэт-гражданин любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

М.Ю.Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину. Лермонтов создает свой образ России. В его произведениях видны и мощные, богатырские характеры, и горькие раздумья о бесправии и духовном рабстве.

Творческое задание. «Нарисовать патриота!»

Учащимся предлагаются листы бумаги и карандаши.

Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов работы.

-Что нужно знать и делать, чтобы быть настоящим патриотом?

Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
О тебе мы поём свои песни,
О тебе мы слагаем стихи.
Красотой твоего поднебесья
Дышат рифмы из каждой строки.
Патриоты российской державы
На века, до скончания дней,
Благоденствия, силы и славы
Мы желаем Отчизне своей.












© 2010-2022