Классный час

Данный урок нацелен на формирование у школьников гражданственной  ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, профессиональных знаний, на изучение склонностей к различным видам человеческой деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок «Путешествие по миру профессий»

Цель:

- оказание действенной помощи учащимся в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:

- формировать у школьников представления о мире профессий и их требованиях;

- ознакомить с факторами, влияющими на выбор профессии;

- активизировать словарь учащихся в плане профессионального самоопределения.

Оборудование:

Ход мероприятия:

1.ОРГМОМЕНТ

Сегодня мы собрались с вами для проведения открытого классного часа нашей дружной и классной группой, которая называется «Бэмс». А девиз у нас сегодня таков: «Больше дела - меньше слов». Занятие у нас не простое, поэтому, а не пуститься ли нам в путешествие по миру.

Наш кораблик отправляется к далёкой и заветной цели, но он не может сразу достичь свою цель, на его пути появляются преграды - волны (попутные цели), а мы постараемся с честью их преодолеть.

Вопросы:

Какие могут быть цели у молодого человека?

Какие цели у вас возникнут после школы?

Какие преграды могут встретиться у вас на вашем жизненном пути?

Читая разные книги, вы встречались с самыми разными героями, которые стали знаменитыми благодаря своей профессии:

- Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда (Мэри Поппинс, воспитатель) (научить правилам хорошего тона)

-Самый известный лекарь, который лечил зверей (доктор Айболит) (вылечить всех зверей на земле, чтобы никто и никогда не болел)

- Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин, почтальон) (доставлять почту во время и по назначению, соблюдая при этом правила и законы)

- Кем хотел быть незнайка, когда хотел нарисовать портреты своих друзей? (художник). (У него не было конкретной цели, он не знал что хочет. Чем бы он не занимался, для него всё было трудно. Он бросал начатое дело, не закончив его.)

-Какие цели ставили герои этих произведений перед собой?(они хотели быть лучшими в своей профессии)

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Следующая цель нашего кораблика очень серьёзная: по волнам профессий.

Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и в детском доме. Некоторым из вас уже в этом году придется сделать этот важный шаг. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? (Ответы детей) (Потому что каждому из нас хотелось бы получать удовольствие от выполняемой работы) Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Путешествие по миру профессий». В этом нам поможет бортовой журнал кораблика «В мире профессий»

А для начала -

Весёлая компания, удвой своё внимание!

Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач, с нашей крыши лезет…(трубочист)

Булки нам и калачи каждый день пекут…(пекари).

Варит кашу и бульон добрый, щедрый …(повар)

Арий, опер сочинитель называется …(композитор)

На заводах по три смены у станков стоят…(рабочие)

Говорят про звуки парные в школе нам с тобой…(учителя)

Посадил уж сотни роз в городском саду…(садовник)

Дрессирует львов, собак храбрый, смелый наш…(укротитель)

Кто пасёт коров, овец? Ну конечно же…(пастух)

Подметает чисто двор, в шесть утра конечно…(дворник).

Ходит по клеточкам конь и ладья

Ход свой победный готовит…(шахматист).

Складки, карманы и ровненький кант

Платье красивое сшил…(портной.)

Под куполом цирка в опасный полёт

Отправился сильный и смелый…(гимнаст).

Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром…(лесник).

Все: Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии - слава и честь!

В 15-16 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «ПРОФЕССИЯ», «Специальность»? Необходимо различать эти понятия.

1 страница. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ?

Профессия - это вид труда, который требует от человека особой подготовки знаний и умений, и является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются два условия:

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются специальными документами.

Какими документами? ( дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами) (наглядность: документы)

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии..

Например, профессия - врач. Специальность - стоматолог, хирург.

Таким образом, профессия - это группа родственных специальностей.

Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним два упражнения

Упражнение 1. Каждому ученику даются карточки с заданием, а один идет выполнять к доске.

Задание: из списка выделить специальности.

Токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение 2 (работа у доски.)

Задание: из списка выделить профессии.

Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила. (Сценка об этикете внешнего вида)

Вставить картинки исторического разделения труда.

(Звучит музыка из модного приговора и входит девочка переодетая в неформала - гота ) Может ли быть принят на работу в детский сад человек такого внешнего вида?

(Звучит музыка и выходит другая девочка нарядная, с длинными наклеенными ногтями) Может ли такой человек работать в столовой поваром?

2 страница.КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ.

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.

Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом "Хочу"; во-вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это "Могу". В-третьих, узнать какие профессии пользуются спросом. Это "Надо". В том случае, если вы сумеете совместить "хочу", "могу", "надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». О труде сложено немало пословиц, давайте в них разберёмся

3 страница. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И вы скорее подрастайте -

Профессией овладевайте.

Старайтесь в деле первым быть!

И людям пользу приносить!

Все профессии на свете важны. Но самое главное нужно быть добрым, отзывчивым, приносить своим трудом людям радость. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Творческая игра

(ребёнок по желанию выходит к доске, берёт карточку и рассказывает о том, какой должен быть человек, имеющий эту профессию )

Я - парикмахер

Я - учитель

Я - водитель

Какими человеческими качествами должны обладать люди этих профессий? Почему?

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого проведем игру «Самая-самая»

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, более всего соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Игра «Самая, самая»

Ответы: самая зеленая - садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая - кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

Самая денежная - банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая - парикмахер;

Самая детская - воспитатель, педиатр, учитель;

Самая смешная - клоун, пародист;

Самая общительная - журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная - хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная - сапер, каскадер;

Самая бумажная - бухгалтер, экономист, библиотекарь

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век -

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек.

Повторить классификацию профессий по типу труда

По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом их назвали профессиями типа "человек - человек". Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.

Тип "человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.

Тип "человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.

К типу " человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

К типу " человек - природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

У нас с вами много гостей и давайте определим каждого из них в свою группу. Будьте внимательны и рассудительны (на столе модели разных профессий, которые надо поставить на свой «островок»)

Физминутка. Игра-разминка: типы профессий.

Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.

  • Ч-Т: два раза нагнуться

  • Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас.

  • Ч-П: встать.

  • Ч-З: два раза сделать приседание.

  • Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)

4 страница. КАК ОВЛАДЕТЬ ПРОФЕССИЕЙ.

В соответствии с Законом об образовании Р.Ф., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.

Не важно, где вы будете обучаться профессии в институте или в училище - вы должны уметь запоминать, думать выполнять задания по образцу и придумывать что-то своё. Для овладения профессией нужно научиться её знаниям.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ребята! В заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: " Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы".

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Хором:

Прекрасных профессий на свете не счесть -

И каждой профессии слава и честь.

Итог занятия

Наш кораблик плывет по океану жизни , к нашей мечте. И нашу встречу я хотела бы закончить словами выдающегося американского художника, режиссера, которого вы все прекрасно знаете и любите его мультфильмы - Уолта Диснея: «Всё, о чем вы мечтаете, обязательно сбудется». Уолт Дисней вырос в очень бедной семье, его семья бедствовала, и восьмилетний Уолт стал заниматься доставкой корреспонденции. Позже он работал подручным рабочим, сторожем и одновременно учился рисовать. Он достиг больших вершин, он шел к своей цели.

Каждому участнику раздается картинка, на котором изображен кораблик плывущий к своей цели с девизом - «Цель - дело моей жизни»

Рефлексивный анализ занятия.

Сегодня на занятии :

  • Я научился……………………………………………………………

  • Было интересно…………………………………………………….

  • Было трудно………………………………………………………..

  • Заставило задуматься………………………………………………

Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

На этом наш классный час подошел к концу. Спасибо за работу на занятии.

Задание 1.

(из списка выделить специальности)

Токарь, хирург, директор школы, преподаватель, столяр, художник, монтажник, музыкант, пианист.

Задание 2.

(из списка выделить профессии)

Учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, парикмахер, швея, инженер, водитель, учитель истории, повар.



Проверка

Профессия:

Преподаватель

Художник

Музыкант

Учитель

Инженер

Парикмахер

Водитель

Швея

Повар

Штукатур

Бухгалтер

Врач

Проверка

Специальности:

Хирург

Директор школы

Пианист

Продавец книг

Учитель истории

Главный бухгалтер







Сегодня на занятии:

  • Я научился...

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Заставило задуматься…

© 2010-2022