Клубный час для родителей Нравственные основы семейного воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Родительский клуб

«Нравственные основы семейного воспитания»

Семья - главный институт воспитания.

Цель:

  • помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов в воспитании детей;

  • призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;

Оборудование:

  • тихая мелодия;

  • презентация;

  • варианты ситуаций;

  • карточки с вопросами.

СЛАЙД 1.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня мы побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители, и нас, учителей, и наших с вами детей.

Основные наши условия - это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила работы: внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость - сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

Условия работы: все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.

СЛАЙД 2-3

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

СЛАЙД 4

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Когда в семье рождается дитя, то родители безгранично верят в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Каждой матери, каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделённым всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством.

СЛАЙД 5

Так почему же так редко ребёнок бывает таким, как хочется родителям?

Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и что они реально для этого делают. Ведь духовность и нравственность не передаются по наследству как интеллектуальные и внешние данные, их надо воспитывать.

СЛАЙД 6

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Опыт работы в школе, диагностика взаимоотношений в семье дала нам возможность разделить семьи на несколько типов.

СЛАЙД 7

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми досуг. Таких семей около 5%-10%.

СЛАЙД 8

2. Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений. Семьи, в которых родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей - главный критерий в поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. По нашим подсчетам таких семей около 35-40%.

СЛАЙД 9

3. Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок - центр забот. Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы. 5-10%.

СЛАЙД 10

4. Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок. 10%

СЛАЙД 11

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей. 3-5%.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

СЛАЙД 12 -13

Итоги анкетирования «Взаимоотношения с детьми в семье»

В анкетировании приняли участие 181 обучающихся начальной школы. Выявлено, что 181 человек (100%) ответили положительно на вопрос о наказании их родителями. Чаще всего наказывают детей за:

  • за плохое поведение - 79ч. (43,6%);

  • за плохие отметки в школе - 61ч. (33,7%)

  • другое (не уследил за младшим братом (сестрой), что-то не сделал и т.д.) - 44ч. (24,3%)

Самые популярные меры наказания:

  • не пускают на улицу - 40ч. (22%)

  • лишают игры на компьютере - 71 ч. (39,2%)

  • кричат - 82ч. (45,3%)

  • не разговаривают - 25ч. (13,8%)

  • обзывают (выражаются нецензурно) - 16ч. (8,8%)

  • шлёпают по лицу и другим частям тела - 23ч. (12,7%)

  • бьют ремнём - 28ч. (15,4%)

Учащихся 5 - 8 классов приняло участие 149 человек.

  • Чаще всего родители применяют моральные наказания - 57ч. (38,3%),

  • Другое - 32ч. (21,5%);

  • 9ч (6%) подвергались физическому наказанию;

  • Никогда не подвергались физическому насилию - 51ч. (34,2%)

СЛАЙД 14

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

Вопросы:

1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

СЛАЙД 15

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 40%

СМИ, телевидение - 30%

Школа - 20%

Улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье. Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

СЛАЙД 16

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

СЛАЙД 17

Подумайте:

1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

СЛАЙД 18

Поговорка гласит: посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются) ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых вы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? Рассмотрим некоторые законы семейной жизни (работа в группах)

СЛАЙД 19

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СЛАЙД 20

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.

Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СЛАЙД 21

СИТУАЦИЯ №3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату.

Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СЛАЙД 22

СИТУАЦИЯ №4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его.

Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?


СЛАЙД 23

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - свидетели, они учатся жить у жизни.

СЛАЙД 24

Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник,

СЛАЙД 25

именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Школа что-то откорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям «Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

СЛАЙД 26

Активные родители: "Лукошко сказок"

В сказках - кладезь мудрости воспитания.

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка - это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки - преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

Сказка «Колобок» - о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы - символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

СЛАЙД 27

Добрые родители: "В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

СЛАЙД 28

Строгие родители: "Конверт откровений" с признаниями в любви.

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

СЛАЙД 29

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы - родители,

А все остальное - потом!

СЛАЙД 30 Удачи вам, дорогие родители!


© 2010-2022