Программа воспитательной работы класса

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31

ГОРОДА ЛИПЕЦКА




ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ








Программа воспитательной работы класса










Автор программы:

Михалева И.Н.

учитель начальных классов


Содержание:


  1. Паспорт программы.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цель воспитательной работы.

    1. Ожидаемый результат. Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника.

    2. Задачи воспитательной работы.

    3. Принципы и подходы к содержанию деятельности.

    4. Схема достижения целей и задач. Научно-методическая обоснованность программы.

  4. Методы и подходы реализации содержания воспитательной программы.

  5. Содержание воспитательной программы и её компоненты.

5.1.Ученическое самоуправление

  1. Роль семьи в учебно-воспитательном процессе.

  2. Ресурсы для реализации программы.

  3. Пути и механизмы реализации программы

8.1 План - сетка мероприятий 3 «А» класса.

9.Инструментарий мониторинга воспитательной работы.

10.Список литературы.





1.Паспорт программы.


Наименование программы

«Ладошки»

Основные разработчики программы

Михалева И.Н., учитель начальных классов

Сроки реализации программы

2013-2017гг (1-4-й годы обучения)

Исполнители основных мероприятий программы

Обучающиеся и их родители, классный руководитель, руководители кружков и секций







2.Пояснительная записка.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания сделались

хорошими - это в нашей власти.

Плутарх

.

Программа воспитательной работы «Ладошки» (далее Программа) составлена на основе школьной Программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся начальной школы.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и человеческих ценностей с помощью учителя ( получение результатов первого уровня воспитания).

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие» (получение результатов первого и второго уровней воспитания)

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам (получение результатов первого и второго уровней воспитания)

Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, приобретение первого опыта социальной активности в школе и вне ее (получение результатов первого, второго и третьего уровней воспитания)

Самосовершенствование и развитие каждого ученика и классного коллектива в целом идёт год за годом. Для достижения обозначенных выше результатов в Программе разработаны направления:

«Мое здоровье в моих руках»


«Мы - защитники природы»


«Моя Россия»


«Дорогою добра»


«Труд как творчество»


«Прекрасное вокруг меня»


Программа соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

3.Основная цель воспитательной работы: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

3.1. Ожидаемый результат. (в соответствии с тремя уровнями результатов по ФГОС второго поколения)

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

  • Добрый, не причиняющий зла живому

  • Честный и справедливый

  • Любящий и заботливый

  • Трудолюбивый и настойчивый

  • Творящий и оберегающий красоту мира

  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

  • Смелый и решительный

  • Свободолюбивый и ответственный

  • Самостоятельный и законопослушный

  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)

  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Ожидаемые результаты по годам:

1,2 классы - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения этих результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта

3 класс - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4 класс - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

• умение выслушивать его до конца;

• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

• открытость и доступность учащихся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

3.2.Ориентируясь на предложенный планируемый результат, можно сформулировать основные задачи, которые необходимо решать при реализации данной программы:

  • сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродете­ли: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

  • развивать физические, умственные, творческие способности человека;

  • сформировать человеческие устои, понимание добра и зла;

  • научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения;

  • воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом разви­тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

3.3.Принципы и подходы к содержанию деятельности.

Воспитательная программа разработана с учетом принципов и ценностей, провозглашенных в Конвенции ООН «О правах ребенка», в Законе РФ «Об образовании»:

  • гуманистический характер развивающей деятельности, основанной на формировании гражданско-патриотического сознания, культурологического мышления, ориентации подрастающего поколения на возрождение лучших традиций воспитания;

  • гуманный характер взаимоотношений и благоприятный психологический климат в образовательной учреждении;

  • личностно-ориентированный на развитие интересов, самореализацию ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил образовательного учреждения, принципов коллективной жизни;

  • непрерывности воспитательного процесса, его единство и целостность, с сохранением безопасности жизни и укреплением здоровья, защита прав и личного достоинства;

  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением, выработка активной жизненной позиции;

  • природосообразности;

  • культуросообразности;

  • открытости;

  • соответствия воспитательной программы возрастным индивидуальным особенностям обучающихся.

3.4.Схема достижения целей и задач. Научно - методическая обоснованность программы.

Программа воспитательной работы класса

Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Эти качества личности формируются в обучающемся через принятие им базовых ценностей (базовыми они определены в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников РФ). В школе во многом от учителя зависит будут ли приниматься или отторгаться базовые ценности учеником, какие возможности окружающей среды, внешкольной, урочной и внеурочной деятельности будут использованы педагогом для достижения цели воспитания. А воспитательная цель это - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника, о котором речь шла выше.

Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).

Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога - это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность - правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.

Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.

Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике такое дело называется официальным словом «мероприятие».

Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.

Осмысление и ощущение духовной ценности - это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Например, ребёнок видит фильм о природе, поражающий его своей красотой, обсуждает со взрослым, «что такое «красота», пытается оценить, что красиво, а что нет на предложенных картинках. Либо ученик оценивает речевую ситуацию и отмечает вежливое/невежливое поведение ее участников. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах.

Действие, направляемое ценностью, - это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Примеры: ребенок, листая фотоальбом, отбирает «красивые» и «некрасивые» фотографии; долго переделывает свой рисунок, «чтобы было красиво»; начинает убирать и украшать свою комнату. В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле.

Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное - это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации.

2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации - обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод - как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.

Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

1) Урочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

3) Внешкольная деятельность - начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего города и т.п.).

Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо как минимум сделать два усилия.

1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения - формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа - это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями - становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников - объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию - обучению и воспитанию.

2) Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

4.Методы и подходы к осуществлению процесса воспитания:

1.личностно - ориентированный - личность ребенка - высшая социальная ценность; принятие его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие;

2.системно -деятельностный - ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, проектная, трудовая, творческая, досуговая, благотворительная и т.п.

3.средовый - включение каждого ребенка в деятельность и

проблемы социума, ближайшего окружения.

4.комплексный - воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитание и обучения.

5.гуманизация межличностных отношений - уважение к ребенку, к его мнению, доброта и понимание.

5.Содержание воспитательной программы и ее компоненты.

Программа реализуется через систему кружков, спортивных секций, классных часов, внеклассных мероприятий, общешкольных проектов и т,д.

Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации направления «Мое здоровье в моих руках» и обеспечивающие решение задачи: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Общешкольные мероприятия:

  • День здоровья. Традиционная осенняя ярмарка.

  • Месячник «Здоровь

  • «Всемирный день здоровья»

сентябрь

ноябрь -декабрь

7 апреля

Мероприятия в параллели:

  • «Папы и дочки, мамы и сыночки» (веселые старты)

  • День здоровья. Масленица.

ноябрь

февраль

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мое здоровье

Здоровье. Что это такое?

(игровая викторина).



«Как уберечься от простуды»

(беседа)

«От простой воды и мыла у микробов тают силы!»

(дневник здоровья)


«Как одолеть болезнь?»

(викторина)

«В здоровом теле здоровый дух»

(классный час)



«Что нужно знать о лекарствах»

(беседа о народных средствах лечения)

«Здоровье на все времена»

(беседа)



«Здоровье - главное богатство»

(конкурс полезных советов)

Движение и здоровье

«Моя утренняя зарядка»

(игра-практикум)

«Держи осанку»

(практическое занятие)

«Вспомним забытые игры»

(«Веселые старты»)

«Мышцы, кости и суставы»

(КВН)

Разговор о правильном питании

«Как следует питаться»

(беседа)

«Витамины вокруг нас»

(классный час)

«Здоровая пища для всей семьи»

(диспут)

«Меню моего дня»

(защита проекта)

Помоги себе сам

«Умей организовать свой отдых»

(беседа)

«Как составить режим дня второклассника»

(практикум)

«Лучший отдых - любимое занятие»

(презентация)

«Телевизор и компьютер: друзья или враги?»

(диспут)



Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации направления «Мы - защитники природы» и обеспечивающие решение задачи: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Общешкольные мероприятия:

  • «Старты надежд» школьные олимпиады для 2 и 3 классов

  • Субботники в рамках двухмесячника по благоустройству города

  • Всероссийские дни защиты от экологической опасности

декабрь

апрель - май

март-апрель

Мероприятия в параллели:

  • Международный день птиц

  • Акция «школьный дворик»

апрель

апрель - май

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Роль человека в природе.

«Лес - наше богатство»

(конкурс рисунков)

«Друзья и враги леса»

(беседа)

«Природа вокруг нас»

(викторина)

«Охранять природу - значит охранять родину»

(защита проектов)

«Пусть всегда будет солнце»

(конкурс плакатов с участием родителей)

«Мы шагаем по планете»

(игра путешествие)

«Времена года»

(экологический календарь)

«Человек и природа - едины»

(диспут)

Опыт природоохранительной деятельности.

«Посади дерево»

(с родителями)

(экологическая акция)

«Мой цветник»

(экологический проект)

«Мы охраняем природу»

(устный журнал)

«Путешествие по Красной книге»

(защита рефератов)

Лесными тропами

«Экологическая тропа»

(Экскурсия в лес)

«Русские березки»

(классный час)

«Роль леса в природе и жизни людей»

(беседа - рассуждение)

«Редкие и исчезающие виды растений липецкой области»

(презентация)

Братья наши меньшие

«Домашние животные в жизни человека»

(беседа)

«Мои домашние питомцы»

(презентация)

«Липецкий зоопарк»

(экскурсия - обсуждение)

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации

направления «Моя Россия» и обеспечивающие решение задачи:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека

Общешкольные мероприятия:

  • Праздник «День знаний»

  • Декада правовых знаний

  • Праздник «Этот день Победы»

1 сентября

апрель

май

Мероприятия по параллелям:

  • Урок мира

  • День защитника Отечества (КТД)

  • Конференция младших школьников

1 сентября

февраль

март

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Мы - граждане России

«Россия - Родина моя»

(игра - путешествие)

«Я - гражданин

России»

(беседа)

«Права человека и гражданина»

(классный час)

«Всеобщая декларация прав человека»

(викторина)

Символы моей родины.

«Что такое

символика!»

(урок - презентация)

«Флаг. Герб. Гимн»

(устный журнал)

«Символика

государства»

(защита проектов)

«Символика

государства»

(интеллектуальный

турнир)

Национальный язык и культура.

«Моё Отечество»

(конкурс чтецов)

«Музыка в истории нашей страны»

(литературно-музыкальная композиция)

«Необъятные

просторы Родины»

(кино-фото час)

«Русские костюмы

19-20 веков»

(проектная

деятельность)

Единство народов нашей страны.

«С чего начинается родина?»

по методическому пособию

«Я - липчанин»

(беседа)

«Москва - столица нашей родины»


(устный журнал)

«Санкт-Петербург - культурная столица России»


(урок - презентация)

«Путешествие по

городам России»


(заочная экскурсия)

Мой город - моя гордость

«Липецк - мой

родной город. Герб. Флаг Липецка»

(беседа)

«Путешествие по улочкам Липецка»

(заочное путешествие)

«Липецк - город металлургов»

(классный час)

«Город - это люди»

по методическому пособию

«Я - липчанин»

(диспут)

Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации

направления «Дорогою добра» и обеспечивающие решение задачи:

воспитание нравственных чувств и этического сознания


Общешкольные мероприятия:

  • Акция милосердия «День пожилого человека»

1 октября

Мероприятия по параллелям:

  • Акция «Подари улыбку ребенку» (передача книг и игрушек детям

Кризисно-реабилитационного центра «Мать и дитя»

  • Неделя православия

декабрь

апрель

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правила поведения в социуме

«Правила жизни школьника»

(беседа)

«Доброе слово что ясный день»

(классный час)

«Знаю ли я

правила этики?»

(викторина)

«Ежели вы вежливы»

(КВН)

Я среди людей

«Мой класс - мои друзья»

(беседа)

«Колесо жизни»

(час вопросов и ответов)

«Я среди

сверстников»

(дискуссия)

«Моя родословная»

(презентация)

Что такое хорошо и что такое плохо

«Я и мои

поступки»

(тренинг)

«Один за всех и все за одного»

(классный час)

«Мои сильные и

слабые стороны»

(час выбора)

«Мастерская общения»

(решение проблемных

ситуаций)

Бережное, гуманное отношение ко всему живому

«Что такое

красота?»

(беседа)

«Мы такие разные»

викторина

«Мы маленькие граждане

планеты»

(беседа -

рассуждение)

«Люби все живое»

брейн - ринг


Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации

направления «Труд как творчество» и обеспечивающие решение задачи: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Общешкольные мероприятия:

  • школьный конкурс «Вместо елки - букет»

3 неделя декабря

Мероприятия по параллелям:

  • трудовой десант «Чистый класс»; «Чистый школьный двор»

  • акция «Подари радость другу» (пополнение школьной библиотеки)

  • «Суббота полезных дел» (папы 1-4 классов)

в течение года

декабрь, май

1 классы - сентябрь,

январь

2 классы - октябрь,

февраль

3 классы - ноябрь, март

4 классы - декабрь,

апрель

1-4 классы - май

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Я в труде и учении.

«Я - ученик»


(беседа)

«Дома маме

помогу»

(беседа -

рассуждение)

«Мое рабочее

место»


(ролевая игра)

«Культура труда»


(диспут)

Труд и творчество старших.

«Сладкая профессия»

(экскурсия на кондитерскую фабрику «Рошен»)

«Мастер своего

дела»

(встреча с интересными людьми)

«Цени и уважай труд других»


(ролевая игра)

«Зачем надо ценить труд других людей»

(решение проблемных ситуаций)

Все профессии нужны, все профессии важны.

«Такие разные

профессии»

(беседа)

«Народные

промыслы»

(урок - презентация)

«Всё о профессиях»

(викторина)

«Все работы хороши»


(защита проекта)

Липецк - трудовой.

«Профессии моих родных»

(классный час)


«Профессия -

металлург»

(беседа - рассуждение)

«Люди творческих профессий»

(классный час)

«Кем я хочу быть?»

(откровенный разговор»


Основные внеурочные мероприятия, осуществляемые в рамках реализации направления «Прекрасное вокруг меня» и обеспечивающие решение задачи: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Общешкольные мероприятия:

  • конкурс «Поздравь любимого учителя»

  • праздник «Новогодний карнавал»

октябрь

декабрь

Мероприятия по параллелям:

  • праздник «Мама, милая мама!»

  • концерт к 8 марта

ноябрь

март

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

«Будь опрятным»

(беседа)

«Опрятность - залог здоровья»

(классный час)

«Не все модное -

красиво»

(диспут)

«Модный приговор»

(ток-шоу)

Художественное творчество

Экскурсия в дом творчества

«Октябрьский»

«Фантазия и

творчество»

(конкурс

рисунков)

«Сделай своими руками»

(мастер - класс в музее народного и декоративно -прикладного творчества)

«Очень умелые

ручки»

(конкурс - аукцион)


Красота природы, труда и творчества

«В гостях у

природы»

(выставка поделок из природного

материала)

«Удивительное рядом»

(выставка

поделок)

«Творения природы и рук человеческих»

(беседа - презентация)

«Народные промыслы нашего края»

(защита проектов)

Художественное творчество

«Книжкин дом»

(экскурсия в

библиотеку)

«Путешествие в сказку»

(просмотр

спектакля в

кукольном театре)

«В мире искусства»

(просмотр спектакля с

последующим

обсуждением)

«Прощай, начальная школа!»

(театрализованное представление)

5.1.Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление нацелено на формирование культуры самостоятельного творчества, которая приобщает всех членов школьного коллектива к миру

общечеловеческих ценностей, что предполагает развитие творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ребёнку самореализовываться в различных видах и формах деятельности.

Работа по этому направлению организовывается следующим образом:

Программа воспитательной работы класса



6.Роль семьи в учебно-воспитательном процессе.


Семейный кодекс, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон « Об образовании»,

подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Родители в лице Управляющего совета класса совместно с учениками и учителями призваны участвовать в планировании, в проведении не только школьных праздников, но и в организации благотворительных акций, просветительской работе, проведение экскурсий, творческих конкурсов, совместных игр и спортивных праздников и т.д.

Совместные задачи деятельности педагогов и родителей:

- забота о здоровье детей;

- обеспечение общекультурного и интеллектуального развития детей;

- подготовка детей к самовоспитанию и саморазвитию;

- трудовое воспитание детей.

В рамках данной программы предполагается проведение работы с родителями по следующим направлениям:


Направление деятельности

Формы работы

Вовлечение родителей в учебную и

воспитательную деятельность класса.

- отчёт и перевыборное собрание по итогам года, планирование деятельности согласно учебно- воспитательного плана;

- изучение семейных ценностей и учёт их при планировании совместной воспитательной деятельности;

Позитивная представленность

личности учителя.

Предоставление информации, демонстрирующей личностный опыт и достижения педагога;

( открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, классные часы)

Позитивная представленность

деятельности администрации

школы, психолога, социального

педагога

- утверждение прав и обязанностей

УС класса;

- ознакомление с нормативными документами ОУ;

-ознакомление со сферой деятельности и объёмом возможной помощи со стороны всех субъектов учебно - воспитательного процесса.

Организация клубной работы по

интересам, культурной массовой

работы.

- проведение мероприятий и выбор форм работы (« День пожилого человека», « День матери», « Мама, папа, я - спортивная семья», посещение театров, выставок, проведение экскурсий и т.д.)

Целевая программа по

благоустройству

школы.

- косметический ремонт классной комнаты;

- частичное пополнение библиотечных фондов;

- материальная помощь в организации учебно-воспитательного процесса.

Разработка перспективных форм взаимодействия семьи и дополнительного образования

изучение спроса на направления кружковой и секционной деятельности и его удовлетворение

7.Ресурсы для реализации программы


  • Программа духовно-нравственного воспитания и развития МБОУ СОШ№31;

  • Программы кружков, творческих объединений, спортивных секций;

  • Программа внеурочной деятельности

  • Квалифицированные педагогические кадры, участвующих в реализации этих программ;

  • Учреждения дополнительного образования;

  • Финансовое обеспечение:

- бюджетное финансирование школы,

- МТБ школы,

- спонсорская помощь родителей.

8.Пути и механизмы реализации программы

План-сетка мероприятий в 3-А классе


Месяц

Направление

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Сентябрь




Учение

«Я среди

сверстников»

(дискуссия)

Здоровье

«В здоровом теле здоровый дух»

(классный час)



Досуг и общение





Семья и школа

Праздник «День знаний»




День здоровья. Традиционная осенняя ярмарка.


Профилактическая работа





Диагностика и классное самоуправление




Классный коллектив (беседа-диалог, распределение поручений).

Октябрь




Учение

«Липецк - город металлургов»

(классный час)

Здоровье

«Что нужно знать о лекарствах»

(беседа о народных средствах лечения)

Досуг и общение



«Цени и уважай труд других»



(ролевая игра)


Семья и школа





Профилактическая работа





Диагностика и классное самоуправление

Конкурс «Поздравь любимого учителя»





Ноябрь






Учение

«Символика

государства»

(защита проектов)

Здоровье

Месячник «Здоровье»

«Вспомним забытые игры»

(«Веселые старты»)

Досуг и общение

Праздник «Мама, милая мама!»





Семья и школа


«Всё о профессиях»

(викторина)


«Суббота полезных дел» (папы 1-4 классов)

Профилактическая работа



«Здоровая пища для всей семьи»

(диспут)


Диагностика и классное самоуправление

Беседа с психологом




Декабрь




Учение

«Люди творческих профессий»

(классный час)

«Старты надежд» школьные олимпиады для 2 и 3 классов

Здоровье


Досуг и общение




Праздник «Новогодний карнавал»

Семья и школа


Акция «Подари улыбку ребенку» (передача книг и игрушек детям

Кризисно-реабилитационного центра «Мать и дитя»




Профилактическая работа



«Лучший отдых - любимое занятие»

(презентация)


Диагностика и классное самоуправление




«Мое рабочее

место»



(ролевая игра)

Январь






Учение

Посещение планетария

Здоровье

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье

Досуг и общение


«Мои сильные и

слабые стороны»

(час выбора)



Семья и школа





Профилактическая работа





Диагностика и классное самоуправление





Февраль




Учение

«Необъятные

просторы Родины»

(кино-фото час)

Здоровье

«Роль леса в природе и жизни людей»

(беседа - рассуждение)

Досуг и общение





Семья и школа





Профилактическая работа

«Мы маленькие граждане

планеты»

(беседа -

рассуждение)




Диагностика и классное самоуправление


Жадность и жадины(Кл. час)



Март




Учение

«Санкт-Петербург - культурная столица России»



(урок - презентация)

Здоровье

«Мы охраняем природу»

(устный журнал)

Досуг и общение


Сделай своими руками»

(мастер - класс в музее народного и декоративно -прикладного творчества)



Семья и школа

Концерт к 8 марта




Профилактическая работа





Диагностика и классное самоуправление





Апрель




Учение

Международ

ный день птиц

Неделя православия

«Времена года»

(экологический календарь)

Здоровье

«Всемирный день здоровья»


Досуг и общение

«В мире искусства»

(просмотр спектакля с

последующим

обсуждением)


«Не все модное -

красиво»

(диспут)


Семья и школа


«Права человека и гражданина»

(классный час)


«Липецкий зоопарк»

(экскурсия - обсуждение)

Профилактическая работа





Диагностика и классное самоуправление





Май




Учение

«Природа вокруг нас»

(викторина)

Здоровье


Досуг и общение



«Знаю ли я

правила этики?»

(викторина)


Семья и школа


Акция «Подари радость другу» (пополнение школьной библиотеки)



Последний звонок

Профилактическая работа




« Вот и стали мы на год взрослей». « Инструктаж по технике безопасности поведения во время летних каникул»

Диагностика и классное самоуправление



Культура речи.





9.Мониторинг учебно-воспитательной работы

Цель мониторинга: повышение эффективности и качества учебно - воспитательного процесса в классе.

В систему социального мониторинга входят следующие блоки, напрямую отражающие результативность воспитательного процесса. Это

• степень взаимодействия семьи и школы

• социальную адаптацию учащихся

Изучение степени взаимодействия семьи и школы ведется по следующим показателям:

1. Удовлетворенность условиями обучения детей в школе;

2. Включенность родителей в жизнедеятельность школы;

Изучение уровня социальной адаптации учащихся изучается по показателям уровня воспитанности учащихся.

С целью выявления уровня удовлетворенности и комфортности школьной жизнью было проведено анкетирование среди учащихся и родителей.

Мониторинг хода и результатов реализации программы осуществляется в постоянном режиме по схеме:

Начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации программы)

Методика «Кто я?» 1-4 класс

Методика «Беседа о школе»

3 класс (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера)

Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи 3 класс

Промежуточно-блочная диагностика (отслеживание хода реализации программы на разных ее этапах)

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности» 4 класс

«Незавершенная сказка»

3 класс

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман) 1-2 класс

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» 3-4 класс

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж..Пиаже) 3 класс

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) 3-4 кл

Определение удовлетворённости школьной жизнью. 3-4 кл.

Анализ результатов мониторинга на тему: «Определение социально-значимого опыта учащихся» 1-4 класс

Анализ результатов мониторинга на тему: «Определение уровня воспитанности учащихся» 1-4 класс

«Опросник мотивации» 3 класс

Определение (у родителей ) предпочитаемых направлений воспитательной работы в школе

Изучение уровня социальной адаптации учащихся 2-3 класс

Итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым)

Сравнительный анализ результатов мониторинга на тему: «Определение социально-значимого опыта учащихся» 1-4 класс

Сравнительный анализ результатов мониторинга на тему: «Определение уровня воспитанности учащихся

1-4 класс

Анкета «Оцени поступок» ( по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой )3-4 класс



10.Инструментарий мониторинга воспитательной работы.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9-10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность - количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность - степень обобщенности сужденийхарактеристик «Я».

3. Самоотношение - соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1-2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3-5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле­нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 - 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

  1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Предстань, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учить­ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу.Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай. о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь - шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учепия, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически

школьного содержания.

  1. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

  2. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5-11 лет.

Метод оценивания: фронтальный: письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной

форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про

себя: «Я - хороший ученик»?

Критерии оценивания:

- адекватность выделения качеств хорошего ученика

(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 - нет ответа, 2 - называет достижения, 3 - указывает

на необходимость самоизменения и саморазвития.

Незаконченная сказка

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

  • интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

  • адекватность высказывания ребенка.

Показатели уровня выполнения задания:

  • 1 низкий - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

  • 2 средний- ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

  • 3 высокий - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Методика «Незавершенная сказка». Данная методика измеряет выраженность познавательных интересов, способность к смыслообразованию, инициативность в познавательной деятельности, способности к установлению контакта в процессе познания, умение задавать вопросы.

№ п/п

Ф.И.

низкий

средний

высокий

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.




11.




12.




13.




14.




15.




16.




17.




18.




19.




20.




21.





Итого:





%





  1. Я учусь, чтобы быть отличником.

  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

  3. Я учусь, потому что учиться интересно.

  4. Я учусь, чтобы получить знания.

  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

  9. Я не хочу учиться.

  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

  12. Я учусь. потому что на уроках я узнаю много нового.

  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

  14. Я учусь, потому что хорошо учиться - долг каждого ученика перед обществом.

  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.

18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

  1. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

  1. Я учусь, потому что учение - самое важное и нужное дело в моей жизни.

  1. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

  2. Я учусь, чтобы меня хвалили.

  3. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

  4. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

  • учебно-познавательная - суммируются баллы по шкалам (3 - познавательная + 4 - учебная);

  • социальная - суммируются баллы по шкалам (5 - широкие социальные мотивы + 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте);

  • внешняя мотивация - суммируются баллы по шкалам: (1 - отметка + 7 - прагматическая);

  • социальная - стремление к одобрению - суммируются баллы по шкалам (2 - требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация - позиционный мотив);

  • негативное отношение к школе - 9.

Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).

  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания - выделение моральнго содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос­нования построения межличностных отношений.

Возраст: 7-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж - мальчик, для девочек - девочка.

Текст рассказа:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

Вопросы:

  1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

  2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

  3. Почему?

  4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).

  2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

  3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже при ответе на вопрос 1.

  4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
    Выделение установки ребенка на просоциальное поведе­ние (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К в о п р о с у 1:

  1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа,
    у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.

  2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еше не выделяет морального содержания рассказа - грустно, потому что мама вздохнула.

  3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери - ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.

  4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя - невыполнения нормы взаимопомощи - грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К вопросу 2:

  1. Установка на просоциальное поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения.

  2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение - и верно, и неверно.

  3. Принятие установки на просоциальное поведение - указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К вопросу 3:

  1. Указание на власть и авторитет - мама (папа) накажет.

  2. Инструментальный обмен - не дадут мультики смотреть.

  3. Межличностная конформность - не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.

  4. Называет норму как правило - надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К вопросу 4:

  1. Нет выделения морального содержания ситуации - нет ответа.

  2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы - поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий - поиграл, попрыгал.

3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка - помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются; 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений - конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности.

Задание на выявление уровня моральной децентрации

(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как спо­рности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на ос­пине принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и за­дает ему вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по бере­гу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по бу­лочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопрос ы:

  1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

  2. Почему?

  3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

  1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

  2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

  3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

  1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок - нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется уче1 только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

  2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками - дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

  3. Предложение дать булочку самому слабому - дать ему еще. потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требуюши оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

Программа воспитательной работы классаОцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Текст рассказа:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, по­тому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.

Вопрос ы:

  1. Что делать Антону?

  2. Почему?

  3. А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потреб­ности других людей; направленность личности - на себя или на потребности других.

К в о п р о с у 1 (3):

1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера - пойти домой играть.

2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.

  1. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, - остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 2:

1. Стадия власти и авторитета - Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.

2. Стадия инструментального обмена - в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.

3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений - Олег - друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.

1. Стадия «закона и порядка» - люди должны помогать друг другу.

Анкета «Оцени поступок»

(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенцио­нальных и моральных норм (см. табл. 4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделе­ние морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каж­дой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой ука­зано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Ниже представлены:

  • семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм

(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

  • семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм

(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки

(5, 15, 8, 18).

Анкета Оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.


  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире

  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на накрошил(а) на столе.

  7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.

  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

  10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) ябло­ком.

  11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от кон­феты.

  12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запре­щенном месте.

  14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе по­жилому человеку.

  15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

  16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

  18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и вклю­чил свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характери­зующих степень недопустимости для ребенка нарушения кон­венциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

  1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нару­шения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, ха­рактеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.

  2. Суммы равны (±4 балла).

  3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1.Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

  1. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  2. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

11.Список литературы

1 « Как создать воспитательную систему школы» - П. Степанов

2.Педагогическое общество России Москва 2006 г.

3.« Управление развитием образовательного учреждения» - Т. Черникова ;

4.Творческий центр, Москва 2005 г.

5.« Классный руководитель» - Н.И. Дереклеева; Вербум - М. Москва 2005 г.

6.«Спутник классного руководителя»; Центр «Педагогический поиск» 2008,г

7. «Самовоспитание и самообразование в начальной школе»- М. Монтессори 2011г.

8. rudocs.exdat.com/docs/index-331140.html

9.hiydenschool.edusite.ru/DswMedia/planvospitrab3klass.doc

10.festival.1september.ru/articles/579119/

11.ozon.ru/context/detail/id/4160564/


38


© 2010-2022