Классный час по теме Всегда ли дружба вернее всего?

Тема данного классного часа назрела в результате беседы с родителями обучающихся во время одного из родительских собраний. Перед молодыми людьми часто встает мучительная проблема выбора. Как его сделать правильно, какими понятиями и чувствами при этом руководствоваться, как  не оказаться в неприятной ситуации – вот ряд неоднозначных вопросов на которые можно получить ответ в результате классного часа по теме «Всегда ли дружба важнее всего?»  Цель:  раскрыть явление дружбы как формы межличностных...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.А.Лоскутова, учитель обществознания, истории, права

высшая категория

Рекомендации по условиям проведения классного часа

Тема данного классного часа назрела в результате беседы с родителями обучающихся во время одного из родительских собраний. Перед молодыми людьми часто встает мучительная проблема выбора. Как его сделать правильно, какими понятиями и чувствами при этом руководствоваться, как не оказаться в неприятной ситуации - вот ряд неоднозначных вопросов на которые можно получить ответ в результате классного часа по теме «Всегда ли дружба важнее всего?»

Возраст обучающихся - тема, форма и содержание классного часа рассчитаны на обучающихся 10-11-ых классов, т.е 16-17 летних юношей и девушек.

Количество участников - 18-20 человек

Время - продолжительность классного часа должна быть обоснованной. В 10-11 классах 40-45 минут.

Место проведения - классная аудитория, по плану работы классного руководителя

Особенности организации пространства- т.к. на классном часе предусмотрена групповая форма работы, рекомендуется соответствующая расстановка парт.

Организаторы - организаторами классного часа являются классный руководитель и совет дела.

Требования к организаторам

к классному руководителю:

  1. подбор соответствующей литературы

  2. подбор проблемных ситуаций

  3. распечатка раздаточного материала

  4. консультации

к обучающимся:

  1. подбор и прочтение литературы по теме

  2. посмотреть художественный фильм «Офицеры» режиссера Владимира Рогового

  3. сделать видеосюжет по фильму, который емко показывает смысл понятия «дружба»

Оформление классного часа- тема классного часа может быть написана на доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На доске же в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. Можно выписать определения основных понятий «друг», «дружба».


Цель: раскрыть явление дружбы как формы межличностных отношений

Задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «дружба», «настоящий друг»

  2. обсудить роль дружбы в жизни человека

  3. развивать дискуссионные навыки обучающихся

Этапы подготовки и проведения классного часа


  1. В структурном отношении классный час состоит из трех частей:

    • вступительная

    • основная

    • заключительная

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека и развитии общества

Назначение основной части: обсудить тему «Всегда ли дружба важнее всего?», подвести обучающихся к пониманию темы,

Назначение заключительной части:

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в жизнь своего ближнего окружения, в жизнь класса и социума.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Мне хочется начать наш классный час с притчи.

Жил мудрец. Пришли к нему люди и спросили: «Что самое дорогое на земле?» Мудрец спросил: «А как вы думаете?» Один сказал: «Самое дорогое- материальное успокоение» (деньги, богатство, дом, машина). «Нет, - ответил мудрец, самым дорогим не может быть то, что продается и покупается». Тогда другой сказал: «Самое дорогое на Земле- это жизнь». «Нет, - сказал мудрец, - Жизнь бывает разная. Одна, умирая, живет в веках, другая никчемная. Поэтому она не может быть самым дорогим». «Что же тогда самое дорогое на Земле?», спросили люди. «Дружба, - ответил мудрец, она не продается, не покупается, она не умирает- она вечна…»

Учитель: Как по вашему «О чем эта притча?»

Ученики: О дружбе.

Учитель: И сегодня мы с вами поговорим о том, а всегда ли дружба важнее всего?

Как вы понимаете смысл поставленного вопроса? Т.е. во всех ли жизненных ситуациях нужно ставить дружбу выше всего остального.

Учитель: Давайте сегодня затронем тему дружбы как отношений между людьми…Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг»,- писал Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. Но что такое дружба.

Учитель: Ребята, а как вы считаете, что такое дружба в вашем понимании?

Ученики: (дают свои ответы)

Учитель: А в моем понимании дружба предполагает взаимную помощь, эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, верность, преданность.

Учитель: Давайте посмотрим как данное понятие дружба трактуется в словаре ДАЛЯ (обращается к доске, где записано данное понятие)

Дружба- взаимная привязанность двух или более людей, тесная бескорыстная связь их.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Учитель: Ребята, а кто такой друг?

Ученики: (Ответы ребят могут быть:)

Друг - тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг - это человек в котором ты нуждаешься

Тот кто верен тебе и в счастье и в беде

Тот кто без лишних слов приходит тебе на помощь

Кто поймет тебя в любой ситуации

Тот кто скажет правду в глаза

Тот кто не предаст

Учитель: В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Иногда можно слышать расхожую фразу «У меня полно друзей». И в то же время народная мудрость гласит «Друг познается в беде» значит друзей много а настоящих друзей немного.

Учитель: А вот у вас есть настоящий друг?

Учитель: Я рада, что у тебя есть настоящий друг.

Учитель: А почему вы решили, что ваш друг настоящий?

Подытожить наши мысли позволит стихотворение. Послушайте.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь- он спать не может,

и во всем, без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Учитель: Ребята, в народе говорят «Жизнь прожить, не поле перейти»

Как вы думаете почему?

Да, действительно на пути каждого человека бывает много проблем, сложных жизненных ситуаций.

Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы с ситуациями. Давайте мы их прочитаем и подумаем над предложенными вопросами после ситуации.

СИТУАЦИЯ №1

В десятом классе учится девочка Ира, младшая дочь обеспеченных родителей. В школу ее водит мама, хотя до школы идти пять минут. Учится Ира средне, друзей у нее нет. Она пыталась дружить, но ее хва­тало лишь на три дня, потом начинались претензии: то у нового друга не оказалось компьютера, то от него плохо пахло, то вещи у него с рынка...

И вот Ира попала в реанимацию с медикаментозным отравлением. Таблеток наглоталась. Но когда ее забрали в больницу, папа нашел записку, в которой она просила у родителей прощения за свой поступок и объясняла, почему она решила покончить с собой. Оказывается, у нее в школе проблемы, ее затравили одноклассники.

Далее шел пофамильный список, кто и что сделал ей плохого. Например, у одной одноклассницы такая же юбка, как у Иры. А вторая вино­вата в том, что дружит с Дашей, с которой раньше дружила Ира, а потом они поссорились.

Родители Иры стали настаивать на судебном разбира­тельстве. Ее мать кричала в реанимации, что она всех посадит, а если суд не состоится, то убьет весь класс.

Все дети были в шоке. Что Ира пыталась этим доказать? Все понимают, что она, скорее всего, хотела таким образом обратить на себя внимание, но только ее родители так не считают.

В школе было назначено экстренное собрание, на которое пришел следователь. Родителей посадили в отдельный класс и поставили туда охранников. Вышел следователь и сказал, что их дети плохо воспитаны, а родители даже не знают, чем они занимаются в школе. И вообще, такие жестокие дети могут быть только в неблагополучных семьях. Из этого следовало, что все они - сорняк, а вот семья Иры - люди уважаемые, и проблем с дочерью у них быть не могло.

Потом пригласили детей и разъяснили, что они теперь как «заключенные» и все будут делать так, как им скажут. Они должны будут честно рассказывать обо всех контактах с Ирой. Отец Иры сказал, что все они - пустое место и за свою дочь он всем головы снесет.

Ира к тому времени чувствовала себя нормально, ее пе­ревели в терапевтическое отделение, потому что там, в от­личие от педиатрии, есть элитная палата.

В тот вечер, когда она пыталась отравиться, ее родители были в ресторане, и она звонила и уточняла, когда они будут дома. Таблеток наглоталась незадолго до их прихода, таблетки просто не успели рас­твориться.

Сегодня Ира явилась в класс с опозданием, пришла, когда урок уже начался. Думала, что ее будут жалеть. Дети встали и, как по команде, без объяснений учителю вышли из кабинета. Естественно, учителя стали вызывать родителей, а тем так все это надоело, что пришло только три человека. Реак­ция Иры была такая: «Вот, и зачем только меня спасали?»

После прочтения рассказа вопросы:

  1. Как вы считаете, почему Ира не может найти настоящих друзей?..

  2. Виноваты ли в этой ситуации родители Иры, и в чем их вина?

  3. Что бы вы посоветовали Ире?

СИТУАЦИЯ №2

Мне очень стыдно перед своими родителями. Лет пять назад у меня с ними были хорошие, доверительные отношения. Так случилось, что я перешла в другую школу, и у меня появились новые друзья... Своих старых друзей я совсем забросила... Моим новым дру­зьям нравились посиделки перед подъездом допоздна и бесплатные походы в магазины... Почему бесплатные? Да потому, что вся наша компания заходила в супермаркет и тихонько, прикрывая друг друга, складывали в карманы все, что попадалось под руку: от простых шоколадок до сигарет. Я стала курить, но родители об этом не знали. Я перестала быть отличницей, потому что все свое время тратила на новых друзей. Я бросила музыкальную школу, хотя остался один год учебы. Мои же родители думали, что у меня все хорошо. Мама давала мне денег, чтобы я опла­чивала учебу в музыкальной школе, а я покупала что-ни­будь себе и своим друзьям. Мой отец был очень болен, он не мог ходить на работу. Ему требовалось много денег на операцию. Мама откладывала почти всю свою зарплату. Она прятала деньги в шкаф, между полотенец. Однажды мы с друзьями проиграли крупную сумму денег в игровые автоматы. Мои друзья подстроили всю ситуацию таким образом, будто бы все эти деньги проиграл не каждый из нас, а я одна! Они сказали, что если через день я не рассчитаюсь со всеми долгами, то мне будет очень плохо! Я была в панике, в страшной панике... Когда вернулась домой, там никого не было. Тут меня осенило! Я просто открыла мамин шкаф и забрала все те деньги, которые она отложи­ла отцу на операцию, быстро сунула их в карман, отнесла и отдала все до копейки друзьям. Вернувшись домой, я за­стала свою маму, мамочку... Она сидела на кровати, вокруг нее валялись вещи, которые она вытащила из шкафа...

Едва я зашла в комнату, она кинулась ко мне, упала на колени и зарыдала. Она обнимала меня, говорила, что не знает, что теперь делать. Отец не проживет без операции... До нее осталось три дня. Три!!! Три дня для кого-то три месяца, а для меня три секунды!!! За эти секунды отец может умереть. И в этом виновата только Я. Я не знаю, что мне делать, маме сказать боюсь, она меня возненавидит…

После прочтения рассказа вопросы:

  1. Какую проблему вы увидели в данной ситуации?..

  2. Что бы вы посоветовали главной героине?

Учитель: А теперь на примере данных ситуаций, давайте подумаем, всегда ли дружба важнее всего?

Ученики: (обсуждение ситуаций)

Учитель: (делает обобщение и выводы)

Как показала ситуация с Маской, дружба не всегда выше жизненных обстоятельств. Так называемые друзья ее предали, кинули. В результате Маска поступает отвратительно по отношению к своим родителям. Осознание того, что она натворила приходит к маске, но слишком поздно. Получается, что это дружба мнимая. А такая дружба не должна быть выше всего остального в жизни.

Сиуация с Ирой. Показывает, что есть дружба в понимании ИРЫ. Это обеспеченность, деньги, богатсво, положение. В результате она не может найти настоящих друзей. И решается на показной поступок. Но для настоящих друзей, дружба не покупается и не продаётся. Значит и в этой ситуации, дружба, как ее понимала Ира, не могла оказаться выше, дороже настоящей простой человеческой дружбы.

Так, мы приходим к выводу, что почти в каждой жизненной ситуации, человеку придется делать выбор между настоящей и мнимой дружбой, между жизненными обстоятельствами и дружбой.

Учитель: Ребята, а сейчас я вам хочу показать кадры из фильма «Офицеры», режиссера Владимира Рогового. Посмотрите, и скажите о какой дружбе идет речь.

Ученики: (обсуждение фрагмента фильма)

Учитель: Действительно, Алексей Трофимов и Ванечка Варавва несмотря на жизненные обстоятельства(а они любили одну женщину, для одного из них она стала женой, а другой так и остался холостым) сумели поставить дружбу важнее всего и пронести ее на протяжении многих лет.

В фильме показан пример настоящей, высокой дружбы.

Я очень хочу, чтобы у вас по жизни были настоящие друзья, и чтобы вы тоже стали настоящим другом.

На память о нашей встрече я хочу вам подарить небольшие закладки, с заповедями для настоящих друзей.

Материально-техническое обеспечение классного часа


  1. компьютер

  2. проектор

  3. экран

  4. колонки

  5. распечатка ситуаций

Использованная литература и источники:


  1. Океанские сценарии, Владивосток 2008, под редакцией Марзоевой Э.В.

  2. Методические рекомендации по организации профильной смены «Маленькая страна», Владивосток 2006, под редакцией Горбачева Сергея Александровича

  3. Психология воспитания , Москва 2000 под редакцией Фридмана Льва Моисеевича

  4. Художественный фильм «Офицеры». Режиссера Владимира Рогового

  5. Интернет ресурсы

  6. Собственный опыт


© 2010-2022