- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме Всегда ли дружба вернее всего?
Классный час по теме Всегда ли дружба вернее всего?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лоскутова Л.А. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Л.А.Лоскутова, учитель обществознания, истории, права
высшая категория
Рекомендации по условиям проведения классного часа
Тема данного классного часа назрела в результате беседы с родителями обучающихся во время одного из родительских собраний. Перед молодыми людьми часто встает мучительная проблема выбора. Как его сделать правильно, какими понятиями и чувствами при этом руководствоваться, как не оказаться в неприятной ситуации - вот ряд неоднозначных вопросов на которые можно получить ответ в результате классного часа по теме «Всегда ли дружба важнее всего?»
Возраст обучающихся - тема, форма и содержание классного часа рассчитаны на обучающихся 10-11-ых классов, т.е 16-17 летних юношей и девушек.
Количество участников - 18-20 человек
Время - продолжительность классного часа должна быть обоснованной. В 10-11 классах 40-45 минут.
Место проведения - классная аудитория, по плану работы классного руководителя
Особенности организации пространства- т.к. на классном часе предусмотрена групповая форма работы, рекомендуется соответствующая расстановка парт.
Организаторы - организаторами классного часа являются классный руководитель и совет дела.
Требования к организаторам
к классному руководителю:
-
подбор соответствующей литературы
-
подбор проблемных ситуаций
-
распечатка раздаточного материала
-
консультации
к обучающимся:
-
подбор и прочтение литературы по теме
-
посмотреть художественный фильм «Офицеры» режиссера Владимира Рогового
-
сделать видеосюжет по фильму, который емко показывает смысл понятия «дружба»
Оформление классного часа- тема классного часа может быть написана на доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На доске же в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. Можно выписать определения основных понятий «друг», «дружба».
Цель: раскрыть явление дружбы как формы межличностных отношений
Задачи:
-
раскрыть сущность понятия «дружба», «настоящий друг»
-
обсудить роль дружбы в жизни человека
-
развивать дискуссионные навыки обучающихся
Этапы подготовки и проведения классного часа
-
В структурном отношении классный час состоит из трех частей:
-
вступительная
-
основная
-
заключительная
-
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека и развитии общества
Назначение основной части: обсудить тему «Всегда ли дружба важнее всего?», подвести обучающихся к пониманию темы,
Назначение заключительной части:
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в жизнь своего ближнего окружения, в жизнь класса и социума.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Мне хочется начать наш классный час с притчи.
Жил мудрец. Пришли к нему люди и спросили: «Что самое дорогое на земле?» Мудрец спросил: «А как вы думаете?» Один сказал: «Самое дорогое- материальное успокоение» (деньги, богатство, дом, машина). «Нет, - ответил мудрец, самым дорогим не может быть то, что продается и покупается». Тогда другой сказал: «Самое дорогое на Земле- это жизнь». «Нет, - сказал мудрец, - Жизнь бывает разная. Одна, умирая, живет в веках, другая никчемная. Поэтому она не может быть самым дорогим». «Что же тогда самое дорогое на Земле?», спросили люди. «Дружба, - ответил мудрец, она не продается, не покупается, она не умирает- она вечна…»
Учитель: Как по вашему «О чем эта притча?»
Ученики: О дружбе.
Учитель: И сегодня мы с вами поговорим о том, а всегда ли дружба важнее всего?
Как вы понимаете смысл поставленного вопроса? Т.е. во всех ли жизненных ситуациях нужно ставить дружбу выше всего остального.
Учитель: Давайте сегодня затронем тему дружбы как отношений между людьми…Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг»,- писал Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. Но что такое дружба.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, что такое дружба в вашем понимании?
Ученики: (дают свои ответы)
Учитель: А в моем понимании дружба предполагает взаимную помощь, эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, верность, преданность.
Учитель: Давайте посмотрим как данное понятие дружба трактуется в словаре ДАЛЯ (обращается к доске, где записано данное понятие)
Дружба- взаимная привязанность двух или более людей, тесная бескорыстная связь их.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Учитель: Ребята, а кто такой друг?
Ученики: (Ответы ребят могут быть:)
Друг - тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг - это человек в котором ты нуждаешься
Тот кто верен тебе и в счастье и в беде
Тот кто без лишних слов приходит тебе на помощь
Кто поймет тебя в любой ситуации
Тот кто скажет правду в глаза
Тот кто не предаст
Учитель: В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Иногда можно слышать расхожую фразу «У меня полно друзей». И в то же время народная мудрость гласит «Друг познается в беде» значит друзей много а настоящих друзей немного.
Учитель: А вот у вас есть настоящий друг?
Учитель: Я рада, что у тебя есть настоящий друг.
Учитель: А почему вы решили, что ваш друг настоящий?
Подытожить наши мысли позволит стихотворение. Послушайте.
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь- он спать не может,
и во всем, без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Учитель: Ребята, в народе говорят «Жизнь прожить, не поле перейти»
Как вы думаете почему?
Да, действительно на пути каждого человека бывает много проблем, сложных жизненных ситуаций.
Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы с ситуациями. Давайте мы их прочитаем и подумаем над предложенными вопросами после ситуации.
СИТУАЦИЯ №1
В десятом классе учится девочка Ира, младшая дочь обеспеченных родителей. В школу ее водит мама, хотя до школы идти пять минут. Учится Ира средне, друзей у нее нет. Она пыталась дружить, но ее хватало лишь на три дня, потом начинались претензии: то у нового друга не оказалось компьютера, то от него плохо пахло, то вещи у него с рынка...
И вот Ира попала в реанимацию с медикаментозным отравлением. Таблеток наглоталась. Но когда ее забрали в больницу, папа нашел записку, в которой она просила у родителей прощения за свой поступок и объясняла, почему она решила покончить с собой. Оказывается, у нее в школе проблемы, ее затравили одноклассники.
Далее шел пофамильный список, кто и что сделал ей плохого. Например, у одной одноклассницы такая же юбка, как у Иры. А вторая виновата в том, что дружит с Дашей, с которой раньше дружила Ира, а потом они поссорились.
Родители Иры стали настаивать на судебном разбирательстве. Ее мать кричала в реанимации, что она всех посадит, а если суд не состоится, то убьет весь класс.
Все дети были в шоке. Что Ира пыталась этим доказать? Все понимают, что она, скорее всего, хотела таким образом обратить на себя внимание, но только ее родители так не считают.
В школе было назначено экстренное собрание, на которое пришел следователь. Родителей посадили в отдельный класс и поставили туда охранников. Вышел следователь и сказал, что их дети плохо воспитаны, а родители даже не знают, чем они занимаются в школе. И вообще, такие жестокие дети могут быть только в неблагополучных семьях. Из этого следовало, что все они - сорняк, а вот семья Иры - люди уважаемые, и проблем с дочерью у них быть не могло.
Потом пригласили детей и разъяснили, что они теперь как «заключенные» и все будут делать так, как им скажут. Они должны будут честно рассказывать обо всех контактах с Ирой. Отец Иры сказал, что все они - пустое место и за свою дочь он всем головы снесет.
Ира к тому времени чувствовала себя нормально, ее перевели в терапевтическое отделение, потому что там, в отличие от педиатрии, есть элитная палата.
В тот вечер, когда она пыталась отравиться, ее родители были в ресторане, и она звонила и уточняла, когда они будут дома. Таблеток наглоталась незадолго до их прихода, таблетки просто не успели раствориться.
Сегодня Ира явилась в класс с опозданием, пришла, когда урок уже начался. Думала, что ее будут жалеть. Дети встали и, как по команде, без объяснений учителю вышли из кабинета. Естественно, учителя стали вызывать родителей, а тем так все это надоело, что пришло только три человека. Реакция Иры была такая: «Вот, и зачем только меня спасали?»
После прочтения рассказа вопросы:
-
Как вы считаете, почему Ира не может найти настоящих друзей?..
-
Виноваты ли в этой ситуации родители Иры, и в чем их вина?
-
Что бы вы посоветовали Ире?
СИТУАЦИЯ №2
Мне очень стыдно перед своими родителями. Лет пять назад у меня с ними были хорошие, доверительные отношения. Так случилось, что я перешла в другую школу, и у меня появились новые друзья... Своих старых друзей я совсем забросила... Моим новым друзьям нравились посиделки перед подъездом допоздна и бесплатные походы в магазины... Почему бесплатные? Да потому, что вся наша компания заходила в супермаркет и тихонько, прикрывая друг друга, складывали в карманы все, что попадалось под руку: от простых шоколадок до сигарет. Я стала курить, но родители об этом не знали. Я перестала быть отличницей, потому что все свое время тратила на новых друзей. Я бросила музыкальную школу, хотя остался один год учебы. Мои же родители думали, что у меня все хорошо. Мама давала мне денег, чтобы я оплачивала учебу в музыкальной школе, а я покупала что-нибудь себе и своим друзьям. Мой отец был очень болен, он не мог ходить на работу. Ему требовалось много денег на операцию. Мама откладывала почти всю свою зарплату. Она прятала деньги в шкаф, между полотенец. Однажды мы с друзьями проиграли крупную сумму денег в игровые автоматы. Мои друзья подстроили всю ситуацию таким образом, будто бы все эти деньги проиграл не каждый из нас, а я одна! Они сказали, что если через день я не рассчитаюсь со всеми долгами, то мне будет очень плохо! Я была в панике, в страшной панике... Когда вернулась домой, там никого не было. Тут меня осенило! Я просто открыла мамин шкаф и забрала все те деньги, которые она отложила отцу на операцию, быстро сунула их в карман, отнесла и отдала все до копейки друзьям. Вернувшись домой, я застала свою маму, мамочку... Она сидела на кровати, вокруг нее валялись вещи, которые она вытащила из шкафа...
Едва я зашла в комнату, она кинулась ко мне, упала на колени и зарыдала. Она обнимала меня, говорила, что не знает, что теперь делать. Отец не проживет без операции... До нее осталось три дня. Три!!! Три дня для кого-то три месяца, а для меня три секунды!!! За эти секунды отец может умереть. И в этом виновата только Я. Я не знаю, что мне делать, маме сказать боюсь, она меня возненавидит…
После прочтения рассказа вопросы:
-
Какую проблему вы увидели в данной ситуации?..
-
Что бы вы посоветовали главной героине?
Учитель: А теперь на примере данных ситуаций, давайте подумаем, всегда ли дружба важнее всего?
Ученики: (обсуждение ситуаций)
Учитель: (делает обобщение и выводы)
Как показала ситуация с Маской, дружба не всегда выше жизненных обстоятельств. Так называемые друзья ее предали, кинули. В результате Маска поступает отвратительно по отношению к своим родителям. Осознание того, что она натворила приходит к маске, но слишком поздно. Получается, что это дружба мнимая. А такая дружба не должна быть выше всего остального в жизни.
Сиуация с Ирой. Показывает, что есть дружба в понимании ИРЫ. Это обеспеченность, деньги, богатсво, положение. В результате она не может найти настоящих друзей. И решается на показной поступок. Но для настоящих друзей, дружба не покупается и не продаётся. Значит и в этой ситуации, дружба, как ее понимала Ира, не могла оказаться выше, дороже настоящей простой человеческой дружбы.
Так, мы приходим к выводу, что почти в каждой жизненной ситуации, человеку придется делать выбор между настоящей и мнимой дружбой, между жизненными обстоятельствами и дружбой.
Учитель: Ребята, а сейчас я вам хочу показать кадры из фильма «Офицеры», режиссера Владимира Рогового. Посмотрите, и скажите о какой дружбе идет речь.
Ученики: (обсуждение фрагмента фильма)
Учитель: Действительно, Алексей Трофимов и Ванечка Варавва несмотря на жизненные обстоятельства(а они любили одну женщину, для одного из них она стала женой, а другой так и остался холостым) сумели поставить дружбу важнее всего и пронести ее на протяжении многих лет.
В фильме показан пример настоящей, высокой дружбы.
Я очень хочу, чтобы у вас по жизни были настоящие друзья, и чтобы вы тоже стали настоящим другом.
На память о нашей встрече я хочу вам подарить небольшие закладки, с заповедями для настоящих друзей.
Материально-техническое обеспечение классного часа
-
компьютер
-
проектор
-
экран
-
колонки
-
распечатка ситуаций
Использованная литература и источники:
-
Океанские сценарии, Владивосток 2008, под редакцией Марзоевой Э.В.
-
Методические рекомендации по организации профильной смены «Маленькая страна», Владивосток 2006, под редакцией Горбачева Сергея Александровича
-
Психология воспитания , Москва 2000 под редакцией Фридмана Льва Моисеевича
-
Художественный фильм «Офицеры». Режиссера Владимира Рогового
-
Интернет ресурсы
-
Собственный опыт