- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа внеурочной деятельности Мастерская добрых дел
Программа внеурочной деятельности Мастерская добрых дел
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Портнова Н.В. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
городского округа Тольятти
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано Утверждаю
к утверждению на Ассоциации Зам. директора по ВР Директор МБУ школы № 32
классных руководителей Портнова Н.В.____________ __________О.В. Федорахина
Протокол № 1 от ___ сентября 2013
Руководитель м/о Астапова А.А.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности учащихся
«Мастерская добрых дел»
(социальное направление)
Класс 5
(34 часа в год, 1 час в неделю)
составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Составлена зам. директора по воспитательной работе
Портновой Н.В.
г. о. Тольятти, 2013
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МАСТЕРСКАЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
-
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность» для обучающихся 5 классов, рассчитана на 34 часа. Направление «Проектная деятельность» и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.
Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости.
С одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования ЗУН. С одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами - адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела - проекта.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль «Мастерская добрых дел».
В основу программы положены следующие принципы:
-
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
-
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
-
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
-
системная организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности.
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности.
Задачи:
-
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
-
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
-
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа.
Программа представлена 3 блоками:
I блок: Обучающие занятия (Цель: введение пятиклассника в проектную деятельность).
II блок: Разработка проектов (1 ч - обучение проектированию; 1ч - создание проекта; 1ч - презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).
III блок: общественно-полезная деятельность (общественно полезные практики, социальные пробы, акции)
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника:
-
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
-
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
-
игровая деятельность (высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
-
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
-
исследовательская деятельность;
-
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
-
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.
Содержание программы и организационные формы, предусмотренные программой, расширяют возможности для интеграции данной программы с программой внеурочной деятельности по направлению «Общественно полезная деятельность».
Формы продуктов проектной деятельности: спектакль, праздник, экскурсия, поход, выставки, презентации.
Формы организации общественно-полезной деятельности: общественно полезные практики, социальные пробы.
Виды презентаций проектов: реклама, ролевая игра, спектакль, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Ожидаемые воспитательные результаты:
Приобретение школьником знаний о правилах ведения социально приемлемого образа жизни, о принятых в обществе нормах взаимоотношений, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективно-творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации.
Содержание программы:
Тема 1. Мы строим будущее
Цель: познакомить учащихся с понятием проект, этапами проекта, какие бывают проекты, научить планировать.
Содержание темы. Вместе с учащимися выяснить:
-Что такое проект? Планирование проекта. Этапы проекта. Какие бывают проекты?
Познакомить учащихся с презентациями проектных продуктов учащихся.
Тема 2. Большому кораблю - большое плавание или Как научиться ставить цели.
Цель: научить учащихся ставить цели.
УУД: умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
Содержание темы. Цель проекта. Задачи проекта.
Игра «Спящий дракон». Задание №1 «Как мы научились ставить цели», Задание №2 «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 3. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.
Цель: формирование коммуникативной компетенции.
УУД: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
Содержание темы. Что такое команда?
Практические задания: игра «Комплименты» позволяет учащимся определить признаки команды и осознать группу в качестве команды, упражнение «Горячо - холодно». Задание: подбери правильно пословицу.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 4. Учимся распределять роли.
Цель: научить учащихся распределять роли.
УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли.
Содержание темы. Процедура принятия командного решения. Командные роли. Работа в группах.
Практические задания: игра «Строительство моста».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 5-6 Проект «Символика нашего класса». Наши общие успехи. Представление проекта «Символика нашего класса».
УУД: умение осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя; умение работать коллективно, умение планировать деятельность;
Тема 7. Учимся планировать свою деятельность.
Цель: научить учащихся планировать свою деятельность.
УУД: умение работать коллективно, умение планировать деятельность;
Содержание темы. Упражнение «Выбери правильно план», игра «Построй правильно дом», упражнение «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 8-9. «Учимся составлять загадки». Презентация продукта. «Книжка - малышка».
Цель: научить детей составлять загадки.
УУД: умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста; умение давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Этапы проекта.
1 этап: выявить количество загадок в учебниках и проанализировать приемы работы с загадкой.
2 этап: Изучение языковых особенностей загадки. задача: выявить, какие изобразительно-выразительные средства языка используются в загадке.
3 этап: Изучение построения загадки и ее признаков. задача: выявить механизм построения загадки, сформулировать ее признаки.
4 этап: Составление загадки. задача: разработать урок составления учащимися загадки.
5 этап: Создание "Книги загадок 5 класса" задача: оформить папку с загадками. Визитная карточка проекта
Тема 10. Учимся наблюдать.
УУД: умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Содержание темы. Экскурсия «Птицы в нашем городе». Наблюдение за птицами нашего города.
Тема 11 - 12 Проект «Птицы вокруг нас».
Цели проекта:
Уточнить знания учащихся многообразии птиц и их значении для природы;
уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе;
совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать любовь к природе, заботу о птицах, доброе и бережное отношение ко всему живому.
УУД: умение составлять план работы, умение работать самостоятельно,
формирование адекватной самооценки и оценки выступлений учащихся, умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, умение презентовать работу, умение строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.
Тема 13. Учимся искать информацию
УУД: умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
Содержание темы. Игра «Закончи предложение», упражнение «Сделай правильно выбор», упражнение «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 14 - 15. Проект «Есть встать в строй!»,
УУД: волевая саморегуляция, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Содержание темы. Подбор стихотворений, рассказов, песен. Работа с информацией. Презентация проекта. Рефлексия.
Тема 25.Учимся работать с информацией по группам.
Цель: научить учащихся работать с информацией по группам.
УУД: умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Содержание темы. Распределить ребят по группам с помощью жетонов. Упражнение «Сделай свой выбор», игра «Выбери правильный ответ», упражнение «Помоги соседу справа».
Тема 16. Учимся выдвигать гипотезу.
Цель: научить учащихся выдвигать гипотезу.
УУД: умение выделять гипотезу, умение формулировать проблемы с помощью учителя.
Содержание темы. Игра «Закончи предложение», упражнение «Найди правильный ответ на вопрос».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 17-18. Учимся отвечать на проблемные вопросы. «Сотвори добро».
Цель: научить учащихся отвечать на проблемные вопросы, находить правильно ответы.
УУД: умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Тема 19. Учимся выступать публично.
УУД: умение строит речевое высказывание в устной форме.
Содержание темы. Игра - путешествие по сказкам. Игра «Угадай сказку», упражнение «Продолжи сказку», упражнение «Сочини свою сказку».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 22.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
УУД: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Содержание темы. Презентации для учащихся и ознакомление с родами войск.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Тема 23-24. Проект «Мама в нашей жизни». Учимся защищать проект.
Цель: научить учащихся создавать продукт проектной деятельности, защищать проект.
УУД: умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности,
умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Цели урока:
познакомить учащихся со стихотворениями и рассказами о маме;
способствовать развитию умения высказывать свои мысли; развитию творческих способностей; мышления; обогащению словарного запаса;
способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Тема 26- 27 Проект «Мой дед - герой войны».
Цель: познакомить с историей своей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать её в трудное время;
воспитывать гордость за свою семью;
пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.
УУД: умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника), умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение понимать чувства других людей и сопереживать им.
Форма работы:
встречи с ветеранами, членами их семей;
экскурсия в школьный музей «В одном строю»
создание презентации;
оформление Уголка памяти;
изготовление поздравительных открыток и их вручение ветеранам и труженикам тыла 23 февраля.
Результат проекта: праздничный концерт для ветеранов
Тема 28-30 «Комнатные растения - наши друзья»
УУД: умение планировать деятельность; умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Цель проекта: На основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста.
Тема 31 -33 Учимся прогнозировать результаты деятельности.
Проект «Цветочная клумба».
УУД: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
через участие в совместной деятельности, умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; умение осуществить рефлексию
Цель:
Облагораживание школьного двора.
Создание цветочной клумбы на месте школьного пустыря.
Научить умению видеть и понимать прекрасное.
Развивать стремление к поиску совершенства человека и природы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный (май 2014г.)
Изучение имеющихся ресурсов и определение недостающих.
Разработка проекта.
Распределение исполнителей для реализации задач.
Исследование территории участка.
Подведение итогов
Учебно-тематическое планирование в 5 классе.
№
Содержание разделов и тем
УУД
Кол-во часов
1
Мы строим будущее
умение работать по предложенному учителем плану;
1
2
Большому кораблю - большое плавание или Как научиться ставить цели.
умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
1
3
Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
1
День проектов «Символика нашего класса», 3 часа
4
Учимся распределять роли.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение распределить роли.
1
5.
Проект «Символика нашего класса».
умение работать коллективно;
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
выбор наиболее эффективных способов решения задач
1
6
Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.
учет разных мнений;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
1
Общественно-полезная деятельность
7.
Чистота - залог здоровья
1
8.
Если класс я уберу, чистоту я сберегу.
1
День проектов «Сочини загадку», 3 часа
9.
Учимся планировать свою деятельность.
планирование, прогнозирование;
1
10.
Проект «Учимся составлять загадки».
организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
1
11.
Презентация продукта. «Подарок для маленьких читателей». Рефлексия.
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
1
Общественно-полезная деятельность
12.
Рейд «Береги учебник»
1
13.
Книжкина больница
1
Проект «Птицы вокруг нас», 3 часа
14.
Учимся наблюдать.
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
1
15
Проект «Птицы вокруг нас»
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
умение осуществлять поиск информации.
1
16.
Презентация продукта. Рефлексия.
- умение презентовать работу;
- умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
1
Общественно-полезная деятельность
17
1.Операция « Покормите птиц зимой»
1
18
2. Акция «Берегите птиц»
1
Проект «Есть встать в строй!», 3 часа
19.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»
формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
1
20.
Проект «Есть встать в строй!»,
волевая саморегуляция
1
21.
Презентация проекта. Рефлексия.
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
1
Общественно-полезная деятельность
22.
Социальная акция. Ветеран живёт рядом.
1
Проект «Как поздравить наших мам», 3 часа
23.
Учимся искать информацию
- - умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
1
24.
Проект «Мама - главное слово».
Учимся создавать продукт проектной деятельности.
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
1
25.
Презентация проекта. Рефлексия.
- умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
1
Общественно-полезная деятельность
26
Операция «Чисто в доме - маме приятно»
1
Проект «Слава героям!», 3 часа
27
Учимся работать с информацией по группам.
умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
1
28
Проект «Слава героям».
- планирование учебного сотрудничества (К)
1
29
Результат проекта: праздничная гирлянда к празднику. Рефлексия.
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
1
Общественно-полезная деятельность
30
1. Акция «Поздравь ветерана»
1
Проект «Комнатные растения», 3 часа
31
Учимся планировать свою деятельность.
умение планировать деятельность;
1
32
Проект «Комнатные растения»
Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата
1
33
Презентация проекта. Рефлексия.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
1
Общественно-полезная деятельность
34
Общественно-полезная практика. Озеленим родную школу
1
Литература:
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
-
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Москва «Просвещение», 2011г.
-
Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.
Издательство «Учебная литература», 2006г.
-
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.