Викторина по окружающему миру Знатоки природы

В ходе этой викторины учащиеся покажут свои знания по окружающему миру, а также узнают что-то новое для себя.В начале занятия учащиеся читают стихи о природе, затем на сцену выходят три команды и представляются.В ходе викторины ребята отгадывали загадки о различных растениях, собирали пазлы, угадывали животных по описанию, собирали пословицы, решали экологические задачи, вспомнили правила поведения на природе и многое другое. В ходе всей викторины также проводились конкурсы и со зрителями.Виктор...
Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 имени С.В. Добрина г. Липецка


Сценарий мероприятия для младших школьников



Викторина по окружающему миру Знатоки природы






Подготовили:

Голубкова Н.Е.


Липецк, 2014

- Ребята! Сегодня у нас третий день продолжается праздник!

- В понедельник мы провели необычное занятие под названием «Занимательная математика» и показали свои знания, участвуя в общешкольном конкурсе «Король счёта». Вчера мы были «Умницами и умниками» и определили «Королеву и короля письма».

- А сегодня мы должны показать свои знания по окружающему миру о природе и, конечно, узнать что-то новое.

- Вы любите предмет - урок «Окружающий мир»? Значит, вы любите природу. А это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. Тогда наш час должен пройти интересно!

Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!

Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.

Дети читают стихи:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Кромсая лёд, меняем рек теченье.

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где тёплый ветер так порою тих!

Где сотней радуг лёд зимой искрится,

Где по весне бушует ледоход,

Где летом пьёт доверчивая птица,

Где сосны зеленеют круглый год.

- Итак, продолжаем!

- На сцену поднимаются команды.

Сейчас узнаем, как будут называться команды!

1 конкурс «Загадки»:

1. Все растенье это знают

Иногда на нём гадают…

Может, любит, может, нет-

Скажет нам она в ответ…. /ромашка/

2. В поле есть такой цветок:

Ярко - синий лепесток.

На ветру качается,

Нежно называется ….. /василёк/

3. Ты в лесу его найдёшь.

Пожалеешь, не сорвёшь.

Очень нежный он на вид.

Тронь чуть - чуть и позвонит… /колокольчик/

* * *

На доске много картинок цветов. Капитаны выбирают картинку своего названия. Берут!

2 конкурс «Угадай цветок»:

1. Какой цветок носит имя звезды? /астра/

2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что - то? /незабудка/

3. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/

4. Какой цветок символизирует болтливость? /колокольчик/

5. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? /василёк/

6. Какой цветок считается самым благородным? /роза/

Учитель: Но как бы не были красивы цветы, лучше их не рвать.

1 ученик:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

2 ученик:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

3 конкурс «Лесные Айболиты»

- Какое растение богато витамином С? /шиповник/

- Какое растение лечит ссадины и раны? /подорожник/

- Какое лекарственное растение определяют даже слепые? /крапива/

Вопросы:

1. Для чего используют василёк? /Василёк в медицине используют для лечения болезней почек, кожи, глаз/

2. Сколько раз в году звенит колокольчик? /Колокольчики звенят 1 раз в году на праздник Ивана Купалы/

3. Как используют ромашку? /Чай из цветков ромашки восстанавливает силы/

4 конкурс: Игра со зрителями тестового характера

1. Что делает ёж зимой? /спит/

2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/

3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/

4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/

5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/

6. Какая птица выводит птенцов зимой, в самый лютый мороз? /клёст/

7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листвы? /лиственница/

8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/

9. Из какого дерева делают спички? /из осины/

10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/

11.Какое дерево цветёт первым, а какое - последним? /ольха и липа/

12. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/

13. Из какого дерева делают пианино? /из ели/

14. Какие дрова самые жаркие? /дубовые и берёзовые/

15. какой город парит в небе? /Орёл/

5 конкурс: «Составь картинку животного»

Командам: Что можете рассказать о нём?

В это время игра со зрителями.

«Узнай животное по описанию»:

1. Это животное - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/

2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? /бобр/

3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это? /ёж/

4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени - отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/

5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/

6. Этого животного величают по имени - отчеству. Главная его черта - хитрость, изворотливость. Кто это? /лиса/

6 конкурс «Составить пословицу!»

Командам: В конверте пословицы, разрезанные на слова.

1. Много снега, много хлеба.

2. Береги нос в большой мороз.

3. Весна красна цветами, а осень пирогами.

В это время игра со зрителями.

Загадки:


  1. Рыбам жить зимой тепло:

Крыша - толстое стекло. /Лёд/


  1. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. /Снег/


  1. Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. /Мороз/


  1. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? /Норка/


  1. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт - белого найдёт. /Заяц и лиса/


  1. Водяные мастера

Строят дом из топора. /Бобры/


  1. По земле ходит, неба не видит.

Ничего не болит, а всё стонет. /Свинья/


  1. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. /Кузнечик/


  1. В зоопарке верь, не верь

Проживает чудо - зверь.

У него рука во лбу

Так похожа на трубу. /Слон/

Ученица:

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых -

Просто диву даёшься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково -

И, гляди, удивится!

Учитель:

Птицы - это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

7 конкурс: «Узнай по описанию»:

1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. /Стриж/

2. Эти птицы выводят птенцов зимой. /Клёст/

3. Эти птицы считаются символом мира. /Голубь/

4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /Дятел/

5. Эта птица кричит громче всех. /Павлин/

6. Эта птица живёт на болоте. /Цапля/

8 конкурс: «Почему птицы так называются?»

1. Снегирь /появляется вместе со снегом/

2. Синица /основной цвет в оперении сине - голубой/

3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/

4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/

5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки - мухи/

6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/

Справочное бюро:

Справка об экологической роли птиц:

Дятел - лесной доктор, за день съедает до 750 - 900 насекомых - короедов.

Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.

Мухоловка - пеструшка - совсем небольшая.

Деревья:

1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет. /5 - дуб/

2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. /1 - берёза/

3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд. /2 - липа/

4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. /6 - сосна/

5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева - лучшие полозья для саней. /ива/

6. Этим деревом в старину убивали ведьм. /осина/

Справочное бюро.

Справка об экологической роли леса:

Лес - зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м - 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды - вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30 - 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 - 70 тонн.

Дети читают стихи о природе.

Учитель:

Любите родную природу:

Озёра, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Звучит песня «Не дразните собак».

Конкурс для болельщиков.

1. Не зверь, не птица - нос как спица /комар/

2. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам /кузнечик/

3. Живёт дед, - во 100 одёжек одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает /лук/

4. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной /ёж/

5. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки /яблоко/

6. Шёл долговяз - в землю увяз /дождь/

7. Днём спит, а ночью летает /сова/

8. По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле траву преклоняет /ветер/

Вопросы - загадки:

1. Голубой шатёр всю землю покрыл / небо/

2. Красная девушка по небу ходит/солнце/

3. Много рук, а нога одна /дерево/

4. Неизвестно, где живёт, налетит - деревья гнёт /ветер/

5. Кто в лесу без топора строит избу без угла? /муравьи/

6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала /туча/

7. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками /орехи/

8. Похож я с виду на горох, где пройду - переполох /град/

9. Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел /одуванчик/

10. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? /вода/

11. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает /лес/

12. Из - под снега расцветает, раньше всех весну встречает /подснежник/

9 конкурс: «Кто я?»

Описание первое:

У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко - жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/

Описание второе:

Она немного больше галки. В народе её называют - белобока. Яркая чёрно - белая окраска и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же она стрекочет. /сорока/

Описание третье:

Наша родина - Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/

Описание четвёртое:

В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской - хвост вилочкой с длинными перьями - косицами. На горле и лбу - красное пятно. У городской на горле - белое пятно, а у береговушки - коричневое. /ласточка/

Описание пятое:

У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? /Колорадский жук/

Описание шестое:

Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда - сюда, вверх - вниз по дереву, мне и крылья - то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? /поползень/

Описание седьмое:

Я - зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу, использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я? /кошка/

10 конкурс «Экологические задачи»:

Задание для 1 команды:

- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала.

* Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.

Задание для 2 команды:

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего - либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.

- Чего ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось её в воду и дело с концом.

* Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.

Задание для 3 команды:

Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.

- Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно?

Учитель:

- Ребята! Какие правила поведения в природе вы знаете? Давайте их повторим:

· Никогда не убивай зверей и птиц.

· Не трогай домики животных и их детёнышей.

· Не разоряй птичьи гнёзда.

· Не ломай деревья, не делай на них надписи.

· Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

· Подкармливай зверей и птиц зимой.

· Не шуми на прогулках, не пугай животных.

· Учись наблюдать за природой.

· Учись слушать голоса природы.

Игра с командами «Крестики - нолики».


  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? /белка/


  1. Какая коняшка

Ходит в тельняшке? /зебра/


  1. Он огромен, полосат,

А вообще - то кошке брат /тигр/


  1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги /черепаха/


  1. Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Пока сорвёшь -

Всю руку обдерёшь /крыжовник/


  1. Землянике я родня.

На грядках ты найдёшь меня. /клубника/


  1. Горят красные кисти

Хоть давно нет листьев /рябина, калина/


  1. На болоте там и тут

Капли красные растут.


  1. Он зелен, полосат, и всё же

Большая ягода он тоже /арбуз/


  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? /белка/


  1. Какая коняшка

Ходит в тельняшке? /зебра/


  1. Он огромен, полосат,

А вообще - то кошке брат /тигр/


  1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги /черепаха/


  1. Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Пока сорвёшь -

Всю руку обдерёшь /крыжовник/


  1. Землянике я родня.

На грядках ты найдёшь меня /клубника/

  1. Горят красные кисти

Хоть давно нет листьев /рябина, калина/


  1. На болоте там и тут

Капли красные растут.


  1. Он зелен, полосат, и всё же

Большая ягода он тоже /арбуз/

Игра со зрителями «Викторина по окружающему миру»:

1. Что находится в мыльном пузыре?

- мыло

- воздух

- вода

2. К какому виду транспорта относится такси?

- личный

- общественный

- специального назначения

3. Укажи ягоды, растущие на болоте:

- клюква

- черника

- малина

4. Где весной раньше начинает таять снег?

- в городе

- в лесу

- в поле

5. Сколько ног у паука?

- 4

- 6

- 8

6. Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?

- стадо

- компания

- стая

7. Какое растение в народе называют порезник, ранник?

- ландыш

- одуванчик

- подорожник

8. Какую горную породу составляют эти минералы: полевой шпат, слюда, кварц?

- глина

- гранит

- кремень

9. Что находится в футбольном мяче?

- ничего

- воздух

- водород

10. Как называется твёрдое состояние воды?

- пар

- снег

- лёд

11. Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?

- кустарники

- деревья

- травы

12. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

- птицы

- рыбы

- млекопитающие

13. Что относится к живой природе?

- дерево

- камень

- вода

14. К какому виду транспорта относится поезд?

- наземный

- воздушный

- водный

15. Что даёт город селу?

- обувь

- зерно

- мясо

16. Какую птицу называют лесным доктором?

- синица

- поползень

- дятел

17. Для жизни растений и животных необходимы:

- мясо, фрукты, сок

- рыба, овощи, кисель

- солнце, воздух, вода

Подведение итога праздника.

© 2010-2022