Час мастера: Учимся быть терпимыми (толерантными)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кураторский час


Тема: «Учимся быть терпимыми (толерантность)»

Цель: сформировать у студентов толерантное и уважительное отношение к одногрупникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход беседы:

1. Вступительное слово:

Сегодня мы с вами будем учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. Как вы думаете, почему нужно быть терпимыми друг к другу?

Что вы понимаете под словом «терпимость»?

Терпимость - это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Как должен поступать терпимый человек?

Терпимость - это форма поведения. Студент, который хочет жить в мире со своими одногруппниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

Давайте посмотрим, что понимают под словом «толерантность» разные культуры.

(на доске развешаны плакаты с изображением разных стран мира)


  • tolerancia (испанский) - Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

  • tolerance (французский) - Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

  • tolerance (английский) - Готовность быть терпимым, снисходительность.

  • kuan rong (китайский) - Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

  • tasamul' ( арабский) - Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

2. Работа в группе.

Придумайте и нарисуйте символ толерантности.

(каждому раздаются листочки для выполнения задания)

Можно ли жить мирно и не ссориться? Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение друг к другу, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

Какие примеры толерантного поведения в нашей группе вы можете привести? Какие нормы поведения на ваш взгляд в группе считают толерантными?

А теперь давайте озвучим, что у вас получилось:

  • Может выразить свое отношение к одногруппникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

  • Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

  • Не делай другому того, от чего больно тебе.

  • В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

  • Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

  • Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

  • Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

  • Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

4. Ток шоу «Точка зрения».

Группа делится на 7 подгрупп. На доске написана тема дискуссии:

«Мобильный телефон в колледже».

Каждой подгруппе предлагаются карточка с описанием их роли:

  1. Я полностью против наличия мобильного телефона у студентов.

  2. Я полностью одобряю использование телефона в колледже и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.

  3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.

  4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы студентов.

  5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.

  6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.

  7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.

Задача педагога состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на кого-то, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит по всем группам, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы - поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники в конце игры делают выводы о том, что они увидели.

Из-за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам группы.

Приведите примеры из жизни своей группы, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины?

К каким результатам приводят конфликты?


Три результата конфликта

1. Победа - поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение - поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа - победа - обе стороны приходят к согласию.

Правила управления конфликтом:

Студенты разрабатывают самостоятельно, затем совместное обсуждение.

1.Не перебивайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

6. Проведение инсценировок. Работа в группе.

Инсценируйте споры в различных колледжских помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 - в библиотеке:

Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 - в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 3 - в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 - на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 - в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Маши, она случайно сломала одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 - в столовой:

Ваш одногруппник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

Кто бы хотел зачитать свои примеры?

Что должно включать в себя письменное соглашение?

7. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».

- Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

- Пусть каждый на обратной стороне карточки нарисует добрую улыбку

- Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

8. Работа в парах.

- Придумайте и разыграйте небольшие сценки-диалоги о том, как одногруппники помирились.

9. Итог. Творческая работа.

Инсценировка сказки Ольги Дунец
«Молчание и молчание»

Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.

Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.

Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»

Рефлексия.


Группа делится на 2 подгруппы и рисует на ватмане газету под девизом

« НЕТ КОНФЛИКТАМ!»



© 2010-2022