- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья на тему Почему я работаю классным руководителем
Статья на тему Почему я работаю классным руководителем
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хисаметдинова Л.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«ПОЧЕМУ Я РАБОТАЮ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ?»
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
А.С.Макаренко
Так уж сложилось, что большая часть моей жизни, а именно как себя помню связана со школой. Да и проблемы выбора профессии передо мной не стояло, поскольку мне посчастливилось родиться в семье учителя. Моя мама более двадцати лет проработала учителем начальных классов. И я видела сколько душевных и сердечных сил она отдает детям. Затем моя старшая сестра выбрала профессию педагога, а за ней и младшая. Тут и я решительно зашагала «по проторенной» дорожке. И ни чуть не жалею! . Школа - удивительный мир, который помогает нам не стариться душой и никогда не расставаться с замечательной страной ДЕТСТВО.
Если бы меня захотели наказать за что-то, то худшего наказания, чем лишение классного руководства не придумаешь. Для меня это не дополнительная обременительная нагрузка, а естественная потребность, как капелька воздуха, глоток воды. Ведь работа классного руководителя настолько многогранна и необъятна, что позволяет не только воспитывать и делиться багажом знаний с другими, но и дает силы для собственного обогащения, творческого роста и самореализации. Конечно, это огромный труд, который забирает много душевных и физических сил, но детские горящие глаза и благодарная улыбка дорогого стоят.
И хочется жить дальше, дерзать и творить!
Я часто повторяю фразу: «Мои дети». И порой сама не замечаю, о ком думаю в этот момент. Мои собственные дети давно смирились с мыслью, что у мамы много детей, таких разных: добрых и не очень, старательных и не очень, честных и хитроватых, веселых и грустных, но таких замечательных - моих милых мальчишек и девчонок. Ко всем стараюсь относиться, как к родным. А иначе, зачем быть классным руководителем? Ведь, как актер «проживает» жизни других людей, играя роли, я «проживаю» жизни своих детей с их радостями и горестями, удачами и промахами. Но только это совсем не игра, а жизнь. И хочется, чтобы мои дети были готовы к её трудностям, выросли хорошими людьми, смогли самореализоваться, как личности и были счастливы.
Более 25 лет я работаю с детьми. Это годы поисков, раздумий, колебаний и открытий. В разнообразии точек зрения, подходов к воспитанию я выбрала важное для себя, определила собственную позицию, своё жизненное кредо. Это мое педагогическое кредо, на котором основывается моя работа как классного руководителя Кредо означает «верю». Во что я верю?
Я верю, что действительно как сказал Антон Семенович Макаренко
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
На этом и основывается моя воспитательная программа «Дороги,которые мы выбираем»
Воспитывать… В самом корне этого слова заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее существо, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую дитя взрастет гармоничным и полезным для общества.
Сегодня многие дети большую часть времени проводят в школе. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Все это особенно важно в 10 классе, когда подростки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию. Планирование воспитательной работы в 10 - 11 классах осуществляется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций, интересов. Так как мой класс объединенный 2х 9х классов. И поэтому большое внимание уделяла инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. Роль как классного руководителя проявляется в оказании практической помощи в организации коллективных дел, анализе результативности работы актива, состояния классного коллектива и личности ребенка. В связи с тем, что подростки данного возраста испытывают много психологических проблем, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Мое отношение к личности ученика основывается на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит его дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Отсюда в планировании воспитательной работы я особое место уделяю организации диспутов, бесед за «круглым столом», работе над различными значимыми проектами. Темы диспутов, бесед, проектов определяются результатами анкетирования.
Воспитательная работа концентрируется по видам деятельности: познавательной, ценностно - ориентированной, спортивной и свободному общению,среди которых я отвожу особую роль развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь и самого себя в процессе межличностных отношений.
На мой взгляд, смысл вопитания в том и состоит, чтобы учить для жизни, уметь выбрать правильную дорогу жизни растить не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.
И целью моей программы является: Создание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Задачи:
-
создавать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности обучающихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
-
развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
-
оказывать помощь в профессиональном самоопределении;
-
формировать у учащихся значимости их физического и психического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
воспитывать чувство гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, стремления к осознанию и присвоению общечеловеческих и семейных ценностей
Используемые мною Принципы воспитательной работы.
-
Принцип природосообразности.
-
Принцип гуманистической ориентации воспитания. Ребенок - главная ценность в системе отношений, безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
-
Принцип толерантности - терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.
-
Принцип индивидуализации воспитания - дифференцированный подход в воспитании и обучении.
-
Принцип диалогичности и открытости в общении с учащимися.
-
Принцип справедливости и сознательности - умение признавать ошибки, неправоту, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
-
Принцип взаимности - взаимного уважения, доверия, взаимной помощи и поддержки, совместной деятельности и беспристрастности в оценке поступков учащихся..
-
Принцип реальности - осознание того, что девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой, поэтому необходима интересная, отвечающая возрастным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности.
-
Принцип воспитания успехом - каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Система методов воспитания:
-
прогностические(коллективное планирование, проектирование, перспектива)
-
информационно - просветительские (дискуссии, лекции, беседы, практикумы, выставки, убеждение, внушение, пример).
-
организационно - деятельностные (КТД, поручение, воспитывающая ситуация).
-
стимулирующие (поощрение, наказание, доверие, авансирование, предупреждение)
-
оценочные (общественное мнение, рефлексия, оценка достижений личности, коллектива)
Формы работы с классным коллективом разнообразны. Они реализуются одним из способов:
-
индивидуально
-
группой
-
коллективно
. У меня 10 класс.
В классе 18 человек
Мальчиков - 7 человек, девочек - 11 человек.
Учатся на хорошо и отлично - 7 человек.
Один из самых лучших классов школы. Благополучный, неповторимый, яркий... Каждый ученик - это личность, индивидуальность, но нет конкуренции, негативного соперничества. Ребята очень доброжелательные, искренние, всегда готовы прийти на помощь. Класс спортивный, принимает активное участие в жизни школы.
В нашем классе две отличницы..
Социальная характеристика класса
12 человек воспитываются в полной семье, трое в неполной и 2девочки в классе опекаемые.
Воспитательная программа реализуется по направлениям:
- «Интеллект»
- «Нравственность»
- «Здоровье»
- «Гражданин»
- «Профессиональное самоопределение»,
- «Общение и досуг»
- «Семья»
Непосредственными участниками реализации программы, в первую очередь, являются сами учащиеся. Становление жизненных позиций школьника осуществляется через систему органов самоуправления, что способствует привлечению каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышению социальной активности, творческого потенциала детей. Высшим органом является Классное Собрание. В период между собраниями действует Совет класса, в состав которого входят 5 - 7 человек: актив класса(по одному представителю от каждого сектора) и ответственные Малых Инициативных Групп (МИГ), на которые учащиеся делятся в начале учебного года по желанию. Общественные поручения распределяются с учетом наклонностей , интересов каждого и представляются в виде секторов: трудовой сектор, учебный сектор, сектор здоровья и спорта, редакционный сектор, культмассовый сектор, информационно - просветительский сектор.
В коллективе существуют традиции, которые поддерживаются ребятами, ежегодно появляются новые. На пути достижения целевых ориентиров устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать сообща и детьми и взрослыми.
Затем вся моя деятельность связана с деятельностью педколлектива, родителей и общественными организациями
Направление «Интеллект» -это создание познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружащем мире.
Классные часы « Образование-путь к успеху», устный журнал «Люди творившие историю», викторины «Читать-это не модно?» Провели эрудит -шоу «На пороге нанореволюции». С интересом участвовали на предметной недели филологического цикла
Класс активно участвует в олимпиадах разного уровня. Результаты олимпиады на этот учебный году нас порадовали
. Из класса участвовало восемь человек. Из них Сулейманова Э по 5 предметам(2призовых) ХакимоваЭ( по 2предметам(1призовое) ИксановаМ 3место по биологии ,Иксанов Ильдус по 2предметам Казыев Денислам по 2 предметам. Также мои ребята участвовали в этом году и в интернет олимпиадах по биологии и физике и награждены сертификатами и дипломами.
Иксанов Ильдус был призером по конкурсу «Легоконструирование» и участником в областном конкурсе.
Также Сулейманова Эльвина ездила в Башкирию на Республиканский конкурс по башкирскому языку
Система работы по развитию нравственного опыта т.е. работа по направление «Нравственность»: цикл классных часов «Школа самоорганизации» - «Ты и твое время», «Искусство везде успевать», аналитическая работа - «Организованный ли вы человек?», «Сова или жаворонок?» « ролевая игра «Супружество без брака». На осенних каникулах ездили в Ильменский заповедник, посетили музей. Подготовили и провели открытый классный час на тему «Все начинается с любви..». Организовываем коллективный просмотр кинофильмов и обсуждение. В результате мои ребята дисциплинированы, ответственны, знают все нравственные нормы и правила жизни. У нас нет ни одного правонарушителя в классе.
Направление «Семья». Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые - имеют прекрасную возможность проявить свои индивидуальные и творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Традиционными для детей и родителей моих классов являются походы выходного дня к удивительным местам нашего края , где ребята учатся не только разводить костер, ставить палатку, готовить пищу на костре, а самое главное, они учатся преодолевать трудности, дружить, быть самостоятельными, толерантными, расширяют свой кругозор У меня есть одно жизненное правило: все проблемы обучения и воспитания детей решать с родителями "с глазу на глаз". Это способствует созданию особой атмосферы взаимопонимания, укреплению веры родителей в возможности собственного ребенка. Я, как врач, должна "выписать рецепт", не ошибиться и помочь при поддержке родителей достичь ребенку более высоких результатов. На такие встречи я не жалею времени, они для меня очень важны и ценны, а платой за мой труд является доверие и уважение родителей.
-
Благодарна родителям за то, что они доверяют мне своих детей в путешествия за пределы области. На осенних каникулах мы побывали с детьми в Ильменском заповеднике, ездили в Челябинск в Медицинскую Академию Каждый раз, встречая нас из поездки, родители спрашивают: "Куда махнете в следующий раз?". Один только этот вопрос служит подтверждением признания родителей меня "второй мамой" для своих детей, проявляющей заботу и внимание.
-
Родительские собрания:
«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия»
«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»
«Поможем детям выбрать профессию»
-
Анкета «Искусство воспитания»
-
Игра для детей и родителей «Школа семьи»
-
Дебаты «Трудные девочки: проблемы воспитания»
-
Психолого - педагогическое просвещение родителей.
-
Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения.
Заседания родительского комитета.
Работу с классным коллективом выстраиваю в системе. Например, система мероприятий, направленных на сохранение здоровья, поддержание здорового образа жизни, Главной ценностью человека было и остается здоровье. Я как биолог, понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, стараюсь вовлекать учащихся в различные спортивные мероприятия.
Направление «Здоровье» включает в себя следующие мероприятия: цикл классных часов «Как победить дракона?» , «Что имеем - не храним, потерявши, плачем» ( о противостоянии вредным привычкам); аналитико - диагностическая работа («Сможешь ли ты противостоять вредной привычке?», «Да, нет, не знаю», беседы со школьным фельдшером о здоровом образе жизни, физиологических особенностях подросткового ( юношеского) возраста. В рамках районного семинара провели с классом классный час «Влияние внешних факторов на развитие зародыша человека».. Ребята подготовили самостоятельно проектные работы и их защищали. Активно участвуем в акциях «Неделя здоровья»
В результате в моем классе никто не курит. Участвуют активно в спортивных соревнованиях как в районе так и в области. Класс мой спортивный, есть и лыжники и футболисты и борцы защищающие честь школы причем успешно о чем свидетельствуют награды
-
По направлению «Профессиональное самоопределение». Особое внимание уделяла на профориентационную работу: провели классный час на тему «Особенности трудоустройства» , заполняли анкеты, организовали встречи с интересными людьми.В девятом классе была организована поездка в средние учебные заведения с Аргаяша и также поездка в Челябинскую Медакадемию. А теперь шестеро ребят учатся в Аргаяшском аграрном техникуме, и один продолжает учебу в медучилище. Также запланировано
-
Викторина «Экономика и бизнес»
-
Анкета «Мотивы выбора профессии»
-
Экскурсии по ВУЗам г.Челябинска
Встречи с интересными людьми
-
Система работы по направлению «Общение и досуг» развитию художественно - эстетических возможностей подростков планирую на основе тесного взаимодействия с различными учреждениями, осуществляющими воспитательные функции: Районной и сельской библиотеками, Центром детского творчества, Районным краеведческим музеем. Обязательно ежегодно планирую посещение Областного театра драмы, Краеведческого музеев, городской картинной галереи, кинотеатров. Классный час «Законы дружбы»
-
Шоу талантов
-
Концертная программа к дню учителя.
-
Дискуссия «Одиночество, хорошо или плохо»
-
Новогодний калейдоскоп
-
Конкурсно - игровая программа «А ну - ка, парни!»
-
Весенние поздравления
-
Поэтическая гостиная «Еще раз про любовь»
-
Круглый стол «Семья в жизни человека»
-
Посещение театров, музеев, выставок.
Ездили на спектакль «Щелкунчик», смотрели фильмы 3D и в дальнейшем планируем
Ребята очень талантливы участвуют во всех школьных мероприятиях, почти всегда занимают призовые места. Также участвуют наши девочки и в мероприятиях сельского клуба.
Направление «Гражданин» формирует у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма толератности, гуманизма. Я исхожу из понимания, что прошлое и будущее - едины. Высокие ценности патриотизма становятся ближе и понятнее детям, когда удаётся разбудить струны их души. ) творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в «Вахте Памяти» ,письма солдатам нашим выпускникам, собирали посылки, уроки мужества и встречи с ветеранами афганцами- это и есть проявление неравнодушия к истории своего края.
Жизнь не стоит на месте. Меняются взгляды на образование и воспитание. Одно лишь остаётся неизменным - это процесс становления личности. Всё новое в воспитания я стараюсь передать своим ученикам. Посещая семинары и открытые занятия, с удовольствием учусь у своих коллег. В свою очередь, делюсь с ними накопленным опытом. Я уверена, что мои воспитанники принесут пользу родному краю, создадут крепкие семьи и вырастят прекрасных детей. Потому что я вместе с ними постигала одну из самых сложных наук - быть гражданином и настоящим человеком!
Говорят: «Нынче время не то» - время всегда то, если ты этого желаешь. Говорят: «Хорошо там, где нас нет», но надо стремиться делать хорошо там, где мы есть
Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, "делать прививку" на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности - это не профессия, это состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.
Поэтому я стараюсь в каждом ребенке найти что-то, чтобы он смог раскрыться, почувствовать «я лучший» хоть в чем-то. Ведь ему так необходимо ощущение успешности! Ведь так важно помочь ему открыть в себе таланты, о которых и не подозревал.
Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои ребята твёрдо усвоили важную истину: Что выбрав правильно свою дорогу в жизни они и будут счастливыми .
Очень рада что складывается хороший коллектив в классе. Очень дружных, самых веселых, умных, всестороннеразвитых, доброжелательных, и что главное экзамен на звание человек они сдадут на «отлично». И всеми своими делами и работой они достойно представят свою школу. Мы еще будем гордиться, я уже горжусь ими. Пользуясь случаем хочу выразить свою благодарность спасибо родные за поддержку. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт).
И мои выпускники работают учителями, врачами, менеджерами, борются с преступностью, служат в горячих точках страны,- одним словом, все они - достойные граждане своей страны.
Классный руководитель я!
Моя задача
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу
Познания раскрыть секрет
Вхожу я в класс. И сердце бьется
Надеюсь, верю и люблю
И эти три святых слова
Душе ребенка отдаю
Классный руководитель я и званье это
Предназначение судьбы
Великий дар, слиянье света
Осуществление мечты