Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в школе

Перед педагогическим коллективом школы поставлена задача объединения усилий педагогов и специалистов социально-психологической службы  для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В  состав службы  входят педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед.  Основное назначение СПС – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилит...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Принятая правительством РФ Концепция модернизации образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие, образование и воспитание является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения.

Перед педагогическим коллективом школы поставлена задача объединения усилий педагогов и специалистов социально-психологической службы для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В состав службы входят педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед. Основное назначение СПС - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Решение поставленных задач проходит через различные направления деятельности, такие как: психодиагностика; коррекционная и развивающая работа; просвещение и консультирование; социально-психологическая профилактика.

Основными видами деятельности специалистов службы являются: психолого-педаго­гическое сопрово­ждение (ППС) процесса адапта­ции обучающихся в переходные пери­оды (1-е, 5-е, 10-е классы), ППС обучающихся 4-х классов, будущих первоклассников, одаренных детей; ППС обучающихся, находящихся на особом контроле в школе: обучающиеся, состоящие на различных видах учета, дети с ограниченными возможностями здоровья; работа с классными руководителями, родителями, педагогами-предметниками. Каждый педагог, в соответствии с поставленными целями и задачами, разрабатывает свой план и проводит соответствующие мероприятия. Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Главной сферой деятельности социального педагога является социум, при этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении. Дети, имеющие нарушения речи, занимаются с учителем - логопедом. Основными задачами учителя-логопеда являются: организация работы по диагностике уровня развития речевой деятельности и реализация индивидуально-ориентированных программ развития с учетом структуры речевого дефекта. В конце учебного года каждый специалист службы подводит итог своей работы, анализирует удачи и неудачи, отмечает положительную или отрицательную динамику отдельных показателей, выделяет проблемы, над которыми надо поработать в следующем учебном году.

Как известно, в последние годы остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического. В России около 30% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, несоответствия нормам развития уже в дошкольном возрасте. В случае, когда ребенок вовремя не получает необходимую коррекционную помощь, первичные нарушения вызывают вторичные отклонения в эмоционально-личностной сфере, познавательной деятельности, физическом развитии, приводя к трудностям обучения и воспитания. В одних случаях причиной трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей является несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, когда не учитывается уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическое состояние ребенка; в других такой причиной является неготовность к школьному обучению, все это является основанием для поиска новых путей помощи детям. В связи с этим повышается значимость психолого-педагогических и медико-социальных служб, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами в обучении, поведении, сопровождающих их в учреждении. Наиболее успешно данную деятельность осуществляют школьные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк).

В нашей школе, где имеются педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед создан и успешно работает школьный ПМПк. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. На основе целостного видения проблемы он определяет меры по оказанию всесторонней помощи ребенку с трудностями в обучении, воспитании и развитии, разрабатывает программу индивидуального развития ученика, класса, параллели, группы. Таким образом, ПМПк считается средством профилактики, выявления и коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. После выявления проблем у детей специалисты ПМПк разрабатывают план работы с ними и в течение учебного года или более проводят коррекционную работу. При необходимости направляют детей на районный ПМПк, на консультации к специалистам районной поликлиники или областной детской больницы.

Отдельные специалисты социально-психологической службы школы входят в состав районной ПМПк, члены которой определяют уровень подготовленности дошкольников к занятиям в 1 классе, оказывают методическую помощь администрациям школ и педработникам по организации интегрированного обучения детей с ОВЗ, организации работы в специальных (коррекционных) классах. При необходимости направляют детей на консультацию на областную ПМПК.

Целенаправленная работа привела к положительным результатам в различных аспектах педагогической деятельности, например, результатом профилактической работы явилось уменьшение количества правонарушений среди обучающихся. В результате диагностической работы выявляется круг детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяются проблемы в обучении и воспитании отдельных обучающихся, разрабатывается комплекс мероприятий работы с ними. Ни один ребенок или семья не остается без внимания, им своевременно оказывается необходимая помощь. Детям с дефектами речи оказывается профессиональная помощь учителя-логопеда, в результате чего к концу учебного года речь детей заметно улучшается. В результате консультативной и просветительской работы повысился общий уровень знаний родителей и учителей-предметников, а также классных руководителей о возрастных особенностях детей, о трудностях подросткового возраста, что привело к более успешному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

В плане работы социально-психологической службы школы на учебный год одним из направлений деятельности является психолого-педа­гогическое сопровождение обучающихся, находящихся на особом контроле в школе, это дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды.

В настоящее время в школе обучается 25 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 9 детей обучается по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью в специальных коррекционных классах (VIII вид), инклюзивно обучается 11 обучающихся по адаптивной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью (VII вид) и 5 детей получают индивидуальное обучение на дому, из них 4 обучаются по адаптивной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В начале учебного года была подготовлена на них вся необходимая документация. Социальным педагогом и классными руководителями были собраны сведения об обучающихся, их родителях, определены типы их семей, составлен социальный паспорт классов. Этот материал послужил толчком к разработке и внедрению наиболее приемлемых форм и методов работы со всеми категориями обучающихся. Был составлен план работы, в котором большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, их родителями, учителями-предметниками, классными руководителями. В течение учебного года проводится мониторинг успеваемости и посещаемости в классах.

Дети в специальных коррекционных классах обучаются по программе, разработанной специально для такой категории детей. Основная задача учителя - помочь ребенку в социальной адаптации. Существенную помощь в этой работе оказывает социально-психологическая служба, которая направлена на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития. Общими принципами и правилами коррекционной работы являются:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

- проявление педагогического такта, постоянные поощрения за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

Свои занятия с детьми проводят педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Педагогом-психологом проводились занятия по решению коммуникативных проблем, снижению уровня тревожности и агрессивности, проводились беседы и консультации с детьми и их родителями. Социальным педагогом проводятся развивающие занятия по темам: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Способы решения конфликтов», профилактические занятия по темам, касающихся профилактике правонарушений, вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни; проведение консультаций с педагогами, работающими в специальных коррекционных классах, классными руководителями, родителями детей. В рамках акции «Филиппок» оказывается материальная помощь, дарятся новогодние подарки по линии Горсовета. Проводится работа по вовлечению обучающихся в работу кружков и спортивных секций. Дети с удовольствием посещают уроки труда. Их работы можно увидеть не только в кабинете, в котором они занимаются, но некоторые представлены и на районных выставках. Дети приняли самое активное участие в Празднике Урожая, Неделе Театра, Неделе начальных классов, выпустили праздничные газеты ко Дню Учителя и Новому году, вовлекаются в подготовку и проведение классных часов по воспитанию доброты и толерантности, провели праздник с мамами, посвященный Дню Матери. Посещаемость в классе хорошая, пропусков уроков без уважительных причин нет.

У классного руководителя имеется связь с родителями по телефону, в случае необходимости все родители быстро откликаются на ее просьбы. Классный руководитель находится в постоянной тесной связи со специалистами социально-психологической службы, осуществляя совместную работу по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями.

Осуществляется работа педагогов и с обучающимися на дому. Обучение проводят учителя-предметники. С детьми проводится не только обучение, но дети еще привлекаются к участию в различных выставках и конкурсах, на которые они представляют свои рисунки, поделки, получая за них награды и призы. С детьми и их родителями проводятся индивидуальные беседы, даются рекомендации по воспитанию детей-инвалидов в семье.

Педагоги школы тесно взаимодействуют со специалистами различных служб района по оказанию детям с ОВЗ своевременной помощи. Только от четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, логопедом, учителями, классными руководителями, администрацией, а также внешкольными учреждениями (органами опеки и попечительства, отделом социальной защиты, ПДН, КДН и др.), будет зависеть успешность решения многих жизненно важных проблем для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Проблемы, возникающие в работе с такой категорией детей, рассматриваются на расширенном заседании РМО социальных педагогов, педагогов-психологов и учителей-логопедов, на которые приглашаются учителя, работающие в специальных (коррекционных) классах, методисты районного методкабинета. В рамках сетевого взаимодействия специалисты объединения осуществляют деятельность по оказанию образовательным учреждениям района информационной, методической, организационно-координационной и консультативной помощи по различным вопросам работы с различной категорией детей, в том числе и в работе с детьми с ОВЗ.

Специалисты СПС школы прошли специальные курсы повышения квалификации в области организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, организованные Курским областным центром психолого-медико-социального сопровождения.


© 2010-2022