- Преподавателю
- Классному руководителю
- Обобщение опыта классного руководителя Колесник Е. А
Обобщение опыта классного руководителя Колесник Е. А
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесник Е.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Степногорск қаласының білім бөлімі
Степногорский городской отдел образования
Сынып жетекшісі Е. А. Колесник педагогикалық жұмыс тәжірибесін жалпылау
Обобщение педагогического опыта работы классного руководителя Колесник Е.А.
Тақырыбы:
«Әрбір жеке тұлғаның Отанына , өзіне деген махаббат және сыйластық, сезімдерін барынша қолайлы шарттар бойынша ашу»
Тема:
« Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, чувство любви и уважения к себе, к Родине»
Шаңтобе орта мектебі 2015 год
Средняя школа п. Шантобе 2015 год
Визитная карточка
Фамилия ,имя, отчество: Колесник Елена Анатольевна
Дата рождения : 11.09.1974 год
Образование : высшее
Закончила :Кокшетауская академия «Кокше»
Специальность : учитель начальных классов
Педагогический стаж : 12 лет
Категория :2 ( вторая)
Тема воспитательная :
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, чувство любви и уважения к себе, к Родине»
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности).
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества
Основной проблемой воспитательной работы в начальной школе является: привитие интереса к учению, создание дружного классного коллектива, воспитание культуры поведения, культуры речи, формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Воспитание предполагает формирование у учащихся нравственных понятий и убеждений, высоких моральных чувств, волевых черт характера и преодоление отрицательных.
Основным средством воспитательной программы является коллективная, личностно значимая, интересная для каждого ребенка деятельность.
Целью воспитательной деятельности является развитие детского коллектива с совокупностью определенных ценностей, отношений, принципов, способствующих нравственному, духовному и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Задачи воспитания:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
-
Изучать личностные качества обучающихся.
-
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
-
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Основными принципами воспитательного процесса являются:
-
личностный подход;
-
единство обучения, воспитания и развития;
-
сотрудничество школы, семьи, общественности;
-
гуманизм межличностных отношений
-
сформированность учебной деятельности и развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание детьми своей малой Родины.
Невозможна любовь к Родине, если у детей нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю, где они родились и выросли, к людям, которые живут и трудятся в этом краю.. Подобно тому, как реки начинаются с ручейков, любовь к Родине возникает, развивается и крепнет от чувства привязанности к родному краю.
Формы работы:
-
Экскурсии;
-
Утренники;
-
Классные часы;
-
Участие в школьных праздниках;
-
Игры на природе;
-
Беседы.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план - значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год, опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
-
успешная адаптация к школьной жизни;
-
эмоциональная устойчивость обучающихся;
-
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
-
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
-
устойчивые положительные результаты обучения;
-
активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
-
негативное отношение к вредным привычкам;
-
создание органов классного самоуправления.
3 класс
-
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
-
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
-
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
-
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
-
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
-
проявление самостоятельной творческой активности;
-
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
-
готовность к самоопределению в социуме.
-
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
-
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
-
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Предполагаемым результатом является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
-
умение выслушивать его до конца;
-
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
-
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Актуальность процесса воспитания заключается в том, что она позволяет наметить ориентиры по созданию целостной воспитательной системы, помогает сделать педагогический процесс целенаправленным, позволяет проникнуть в сущность и механизмы воспитания.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих, создающих красоту цветка. В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников между собой и в семье.
заповеди в работе с детьми:
1) почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутье;
2) учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся; прежде всего - личный пример во всем;
3) любое дело надо делать так, словно это твоя лебединая песня. Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, искать свой заветный ключ к сердцу каждого ребенка;
4) барометр любого дела - глаза ребенка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальную личность, неповторимую, уникальную;
5) помни о принципах трех «не»: НЕ спешить, НЕ вредить, НЕ винить детей в собственных просчетах и ошибках.
Школа - это дом, где формируется и как бы проектируется будущая личность. И в этом «проектировании» важно все. Именно поэтому образовательной, чистой учебной деятельности недостаточно. Какими бы хорошими, полноценными, развивающими ни были уроки, нужны еще какие-то дополнительные инструменты. Поэтому каждый учитель, каждый классный руководитель, помимо дидактической системы, создает систему воспитательную, связанную с внеклассной работой. Кто-то выбирает в качестве ее стержня гражданско-патриотическую работу, кто-то использует основные принципы нравственного воспитания, для кого-то важную роль играет туризм.
В «Концептуальных основах содержания деятельности классного руководителя» сказано, что гуманистическая школа осуществляет реальный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы.
Классный час 2 класс по теме «Без друга в жизни туго»
Цели: ознакомить с понятием «друг»; формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; развивать умение рассуждать.
Оборудование: песня В. Шаинского «Дружба», словарь Ожегова, напечатанные слова - характеристика друга.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мне классный час хочется начать с отрывка из песни В. Шаинского. Послушав его, вы узнаете, о ком мы будем говорить.
(Звучит песня «Дружба».)
- О ком же мы сегодня будем говорить?
- А кто, такой друг? (Дети высказывают свои предположения.)
Давайте за более точным определением обратимся к словарю
Ожегова.
Работа со словарем
(Читают определение: друг - который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
- А есть ли у вас друг? (Дети отвечают.)
- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья?
Ученики. Добрые, веселые, умные и т. д.
(По ходу вывешиваются таблички с данными словами.)
Учитель. Давайте вместе прочитаем, какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать настоящий друг. (Читают слова на доске.)
Учитель. А кто сам себя считает другом? Посмотрите на доску. Есть ли в вас данные качества? Приятно ли дружить с вами? Можно ли вас считать другом?
Чтение стихотворения
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
(Дети высказывают свое мнение, отвечая на поставленный вопрос.)
Учитель. Поднимите руки те ребята, кто еще не имеет друга.
А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
- А для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут.)
Вывод
Если есть друзья на свете -
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших славных дел.
Работа по группам
Учитель. А может дружба распасться? А по каким причинам? (Выслушиваются все желающие высказаться.)
Анализ ситуации «Кто кого?» (можно проинсценировать)
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель. Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Подведение итогов
Учитель. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
Моя семья- моя радость.
Тему нашего урока вы мне скажете сами, прочтите её .
--Как вы её понимаете?
--Что такое семья?
--И почему она радость?
На доске ваши рисунки, вашей семьи. Кто расскажет нам о своей семье по рисункам.
(дети подходят к рисункам и рассказывают о своей семье)
В семье тебя любят без особых причин.
За то- что, ты-дочка, за то- что ты- сын.
За то, что малыш за то, что растешь.
За то, что на маму и папу похож.
-А кто есть у нас в семье?
-Кто о нас заботится, любит нас ,хвалит ,помогает, а иногда и ругает?(мама)
-Да мама для нас как солнышко, которое светит нам своим теплом, своей добротой, своей лаской и нежностью. А сейчас узнаем что говорят мальчишки маме.
Стих от мальчишек : Говорят мальчишки маме
-Мы полы помоем сами
Краской выкрасим забор
Мусор вынесем во двор
Если вдруг заметит кто-то
Это женская работа
Скажут парни от души
Все работы хороши.
У нас на доске солнышко но у него нет лучиков давайте добавим лучики и будем говорить добрые слова маме.(дети на доске лепят лучики и говорят какая мама).
Какое у нас получилось красивое солнышко.
Но у нас есть не только мама, а кто ещё?(брат,сестра,папа,бабушка и дед).
-А как мы должны к ним относится?
--Нужно ли им помогать, уважать их?
--А как мы покажем им своё уважение?!
-А что же мы любим?
Что мы любим больше всех?
Мамин поцелуй и смех!
С папой лыжную прогулку
И с клубничным джемом булку.
Солнышко и дом родной
Очень любим мы с тобой.
Это все мы скажем дружно ,
Каждому ребёнку нужно.
-Значит что нужно каждому ребёнку?
-А что же такое дом родной?
-Хорошо ли когда он есть?
Сейчас мы прослушаем стихотворение про дом .
ДОМ
Здесь дом, в котором я живу и для меня он лучший самый.
Здесь и во сне и наяву ,я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне, когда смолкают птицы в гнездах
Рассказывает о луне, ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат, хоть иногда я ссорюсь с ними
Но чаще поделиться рад, игрой и книжками своими
Здесь в мире мы за годом год, живем, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт история родного края.
А теперь давайте представим дом своей мечты, как он будет выглядеть. И что будет в этом доме. Давайте попробуем нарисовать дом мечты.
19