- Преподавателю
- Классному руководителю
- Психологические особенности младших школьников
Психологические особенности младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметшина И.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гипертимный(гипертимно-неустойчивый)тип. | Подвижные,общительные , склонные к озорству дети. Лишены чувства дистанции в отношениях со взрослыми, любят быть среди сверстников, вносят много шума,стремятся командовать. | Отличительная черта: всегда хорошее настроение, цветущий вид, неудержимый интерес ко всему новому. | Их надо контролировать, но не навязываться. Можно делать вид, что мысль об этом только что пришла в голову: «Чуть не забыла спросить: Вадим как у тебя дела с этим», «Вадим, я забыла спросить, напомни мне..» Но нельзя переспрашивать без конца. Они решать, что учитель ничего не помнить, будут запутывать его. |
Типичные и лабильные циклоиды. | Работоспособность, жизнерадостность чередуются с апатией раздражительностью, упадком сил, потерей работоспособности | Отличительная черта: выглядят сонливыми, теряют аппетит. Неустойчивы к изменению жизненной ситуации. Незначительное изменение в школьной жизни повергает их в глубокое уныние. | Их не надо пересаживать, не надо менять поручений; дали задание поливать цветы- пусть поливает до 11 класса. Если поручение требует коллективных усилий, то циклоиду надо давать в напарники того ученика, которого он давно и хорошо знает. «Надя, помоги Лене», «Давайте все вместе сделаем это..» В «плохой» период циклоиду не надо делать замечаний. Или заплачет, или нагрубит учителю. В виде протеста начнет плохо учиться, грубит старшим. Надо проводить беседы по душам. |
Лабильный тип | Ребенок с маломотивированной сменой настроения .Глубокая и интересная содержательная Личность.
| Часто болеют ангиной, простудами, хронической пневмонией. | С такими работать легко. Если их похвалить, они еще больше стараются: «Красивая ручка, хороший почерк и.т.д. « |
Астеноневротический тип | Ребенок плохо спит, ест, всего боится, часто плачет, может быть и заикание.
| Для них характерны повышенная утомляемость и раздражительность, которая сказывается на окружающих, но быстро сменяется раскаянием. | Не надо обращать внимание на его вспышки. Нужно давать посильные , индивидуальные задания. Ребенок быстро устает от сверстников. Нельзя заставлять его принимать участие в командных играх. Надо посоветовать родителям приобщить его к индивидуальным видам спорта .В самодеятельности пусть выступает один. |
Сенситивный тип | Они с раннего детства пугливы, боятся темноты, животных, бойких одноклассников,стесняются отвечать у доски.
| Главные черты-чрезмерная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности. | Педагогу надо быть очень осторожным, потому что такие дети ищут самоутверждения именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стараются быть веселыми, а на самом деле, робкие и стеснительные. Мальчики пытаются показать себя энергичными, волевыми. Нельзя над ними подшучивать, прилюдно стыдить и обвинять. С ними надо разбираться наедине. Они любят дружить со старшими детьми, которые могут использовать их в корыстных целях. Поэтому учителю вместе с родителями надо ненавязчиво контролировать круг их общения.
|
Психоастеники | Робкие , неловкие дети с ярко выраженными интеллектуальными интересами | Для них первый класс самый критичный. Безмятежное детство сменяется требованиями и обращением к чувству ответственности и это является ударом для них. | Нужно давать им задания с повышенной трудности, им нужна пища для интеллектуальной деятельности. |
Шизоид | Играет один, предпочитает быть среди взрослых, молча слушает их. Увлечения их отличаются необычной силой и устойчивостью | Замкнуты, мало способны к общению. Они умеют постоять за себя и внушают уважение сверстникам, заставляя их держать дистанцию | Шизоиды любят читать, чем должен воспользоваться педагог. Занимаются с тонкой ручной работой ,играют на музыкальных инструментах. Пусть они готовят праздники, выставки. |
Эпилептоиды | У таких детей обнаруживаются садистские наклонности: мучают животных, исподтишка дразнят и бьют младших и слабых | Он претендует на роль властелина. Отличается мелочной скрупулезностью: великолепно ведет тетради, у него все и всегда в порядке. Повышенная аккуратность иногда мешает учебе. | Надо обращать внимание эпилептоида на содержательную сторону учебы: похвалить за грамотно выполненное упражнение, за хороший и полный пересказ текста. Надо учить ценить не только форму, но и содержание. Можно увлечь их коллекционированием по определенной теме. |
Истероиды. | Ребенок ощущает себя если не пупом земли, то уж точно пупочком. В глазах учителей часто выглядит паинькой, но шкодничает тогда, когда не заметят. | Главная черта-беспредельный эгоцентризм плюс ненасытная жажда внимания к своей персоне. Истероиды-ябеды, тайные фискалы. Однако никто лучше истероида не войдет в состояние другого человека, он искренно постарается сделать что-то приятное. Они талантливые артисты.
| Надо постараться заставить их прочувствовать боль, обиду одноклассника, вызванные действиями этого неуловимого проказника, тогда он раскается. |
Неустойчивый тип | С первого класса не желают учиться, стремятся к безделью и удовольствиям. | Непослушны и непоседливы, но при этом трусливы, страшно боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом, к ним липнет все дурное. Они слабовольны. | Им нужен постоянный контроль. Учителю и родителям нужно выработать единую систему требований и выполнять их. Постоянно надо указывать границы дозволенного, то в подростковом возрасте они быстро станут правонарушителями. Каждый день приучать их к порядку, постоянно напоминать им: «Сделай то», «Не отвлекайся», «Не надо делать этого». |
Конформисты. | Их легко обмануть, втянуть в какое-нибудь безобразие. Конформисты-страшные консерваторы, они не любят нового. | Они неинициативны, некритичны: все что идет через привычный канал информации, для них истина. | Учителю и родителям нужно тщательно следить за их окружением, не допускать в круг общения детей, которые дурно влияют на них. Конформисты обладают высоким интеллектом и не лишены литературных способностей. Поэтому их надо занять литературным трудом. Можно помогать написать статьи газетам, издавать школьные газеты. Значит, вырабатывается единое воспитательное пространство, в которым ученики могли проявить свои достоинства и корректировать свои недостатки.
|
Ананкасты | Если им дается какое-нибудь поручение, то они замучают педагога уточнениями, просьбами еще разик посмотреть, проверить. Они сверхпунктуальны. | Солидные, спокойные и очень аккуратные. У них все всегда в порядке, добросовестны, старательны. Они пытаются довести дело до совершенство. | Надо сказать: «Лейсан, я знаю, что ты всегда все хорошо делаешь. Если ты думаешь, что по-другому будет лучше,- делай смело, я на тебя полагаюсь».Иногда надо с ними советоваться, как лучше сделать что-либо. |
Застревающий характер | Очень злопамятные. Они могут очень долго ждать, чтобы рассчитаться с обидчиком | Трудность такого характера заключается в том, что отрицательные эмоции, возникшие в прошлом, усиливаются за счет соответствующей стимуляции воспоминаний. Любая мелочь может переполнять чашу терпения. В один момент он может перечислять все проказы одноклассников. | Нельзя повышать голос или требовать замолчать. Надо на время отвлечь чем-нибудь и поговорить с ним наедине. В индивидуальной беседе не надо действовать прямолинейно ,убеждая ребенка в том, что он не прав, а все остальные правы. Можно сказать: «Знаешь, Алекс, возможно, Вадим не прав, но у него на это были причины. Может быть и твои слова не всем нравятся». Нужно постепенно приучить его считаться с другими |