Классный час Нет, жестокому обращению с детьми!

Цель: ознакомление слушателей с проблемой жестокого обращения с детьми и поиск путей её  решения. Задачи: Изучение различных источников информации по проблеме жестокого обращения с детьми. Изучить виды жестокого обращения с детьми. Рассмотреть способы защиты детей от жестокого обращения. Предложить разные формы беседы, игры для работы с детьми по предотвращению жестокого обращения.   Форма проведения: беседа с элементами игры. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень ли...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Классный час на тему:

Нет, жестокому обращению с детьми!













Учитель: Петухова О.В.





Содержание

Введение

  1. Виды жестокого обращения с детьми.

  2. Защита детей государством.

  3. Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти полноценным человеком.

Приложения

Источники информации







Цель: ознакомление слушателей с проблемой жестокого обращения с детьми и поиск путей её решения.

Задачи:

  1. Изучение различных источников информации по проблеме жестокого обращения с детьми.

  2. Изучить виды жестокого обращения с детьми.

  3. Рассмотреть способы защиты детей от жестокого обращения.

  4. Предложить разные формы беседы, игры для работы с детьми по предотвращению жестокого обращения.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Дети - главный подарок для мира.
С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!
Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.
Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети? Итак, как говорят наши бабушки? "Хорошие детки - дому венец, плохие детки - дому конец". Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.
Почему же ребёнок не слушается? Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Но, "как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть" (ПатрикО'Рури)
Жестокое обращение с детьми - это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка». Вы можете сказать, что подобный вопрос не стоит рассматривать, но… В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.
По данным российской статистики:
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
• 25 тысяч из них находятся в розыске,
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью,
• 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций),
• около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью,
• 80% случаев - дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.
Выделяют несколько видов жестокого обращения:
1. Физическое насилие.
2. Пренебрежение нуждами ребенка.
3. Сексуальное насилие.
4. Психическое (эмоциональное) насилие.
Физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается здесь в школе, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив. Именно в большинстве случаев по этой причине происходят школьные выяснения отношений.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Психологическое насилие- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). К психологическому насилию относятся:
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• открытое неприятие и постоянная критика;
• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям.
Сексуальное насилие над детьми - вовлечение, использование ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
В настоящее время все больше говорится о насилии с экрана. Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет. Что же смотрят наши дети?
• 61% программ содержит насилие;
• 26% насилия показывают с применением оружия;
• 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;
• Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.
• Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.
• Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.
Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:
• копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;
• копируют грубую речь;
• получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;
• или же становятся более робкими и боязливыми.
Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями. Поэтому каждый родитель должен строго контролировать времяпровождение своего ребенка за средствами массовой информации. В связи со всем вышесказанным мы озвучим структурные подразделения, существляющие контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается:
1. Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком. Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
• направить информацию в правоохранительные органыдля привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
• направить информацию в органы опеки и попечительства для решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
• принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Сотрудникам медицинских учреждений. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
• провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости; направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
• руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы;
• руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.
3. Сотрудникам образовательных учреждений, в случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
• немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
• руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
• специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
• по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;
• руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних.
4. Сотрудникам органов опеки и попечительства при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком должны:
• направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности
• направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Защита детей государством.
1) Конвенция о правах ребенка.
-защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
-признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
-защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
2) Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс гласит - Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует:
-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
3) Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
4) Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
6) Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст.116 (побои),
ст.117 (истязание),
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия)
ст.125 (оставление в опасности);
ст.124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Посмотрите вокруг, если Вы видите:
- РЕБЕНКА, который побирается;
- РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;
- РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
- РЕБЕНКА, который не посещает школу;
- СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;
- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:
1. Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.
2. Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.
3. Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.
4. Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.
5. Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,
6. Любовь.
Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители пример ему. Коль видят всё и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе И за слова:
Легко толкнуть Детей на нехороший путь,
Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем! Не будьте равнодушными! Дети не должны быть чужими. В конце очень хочется ещё раз попросить родителей не ломать своих детей. Наверняка вы не хотите видеть своё чадо трусом или лжецом, или психически неуравновешенным человеком. Подумайте сейчас, когда вы заносите руку над своим ребёнком. Остановитесь! Посчитайте до десяти, успокойтесь, взвесьте ситуацию и сядьте с маленьким человечком за стол переговоров. На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений - сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот - плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее - это наши дети.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕКСТ РОЛЕВОЙ ИГРЫ "ВЗРОСЛЫЙ, КОТОРОМУ Я ДОВЕРЯЮ"

(Учительница сидит на одном из двух стульев перед детьми. Она притворяется, что занята работой. Второй участник изображает подходящего к ней ребёнка. Присутствуют: дети, учительница, ведущий - специалист ПНД).

Ребёнок. Здравствуйте. Можно мне поговорить с вами?

Учитель. Здравствуй. Конечно, можно. Садись.

Ребёнок (садится). Вы помните психолога, которая приходила и рассказывала нам, как вести себя, чтобы с нами ничего не случилось?

Учитель. Да, конечно. Правда, это было интересно?

Ребёнок. Ну, у меня нет противного дяди, но некоторые ребята на нашей улице меня беспокоят; они делают такое, что я не знаю, как мне быть.

Учитель (искренне озабочен). Я рад, что ты пришел (пришла) ко мне. Тебе это, должно быть, нелегко. Давай с тобой вместе пообедаем, и там поговорим. Мне хотелось бы тебе помочь. Хочешь?

Ребёнок. Конечно, очень!

Учитель. Отлично. Тогда давай встретимся в обед.

Ролевая игра кончается, и учитель возвращается на последнюю парту. Те, кто играл, присоединяются к кругу детей.

ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Практикуйтесь в стратегиях, освоенных на семинаре. Практикуйтесь, что делать в ситуациях с хулиганом, взрослым, которому доверяют, незнакомцем. Пройдите правила поведения вблизи незнакомых людей. Закрепляйте лучше позитивные, а не негативные аспекты:

Обязательно стойте на расстоянии в две длины руки.

Обязательно кричите, если вам что-то не нравится.

Обязательно деритесь, пинайтесь и кричите "Нет!"

Обязательно убегайте в безопасное место.

Обязательно расскажите кому-нибудь.

2. Закрепляйте технику самозащиты - крики, пинки, отдавливание, удары локтями и т. д.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУЧАСА ВО ВРЕМЯ ШКОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Помогите детям определить места, в которые они могут пойти за помощью или людей, к которым они могут обратиться с рассказом о своей проблеме.

2. Попросите детей нарисовать картинку или написать историю о том, что они только что узнали.

3. Детям нравится писать письма ведущему ПНД.

4. Помогите детям написать письма родителям с приглашением обсудить то, что они только что узнали.

5. Попрактикуйтесь в крике и других видах техники самозащиты. Посоветуйте попрактиковаться дома. Подчеркните важность использования крика только в опасных ситуациях.

ИГРА "ЧТО, ЕСЛИ…" Это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка - подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

  • Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

  • Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

  • Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

  • Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

  • Что, если кто-нибудь попросит тебя потрогать его/ее под трусами?

РАССКАЖИ ИСТОРИЮ.

Можно рассказывать любые истории о том, как ребёнок уберегся. История может быть о том, как мальчик потерялся, о проблемах с незнакомцами и так далее. Напрягите воображение. Всегда заканчивайте удачным способом разрешения ситуации, например:

Жил-был маленький мальчик, у которого был любимый дядя, который всегда покупал ему все, чего мальчик хотел. Но дядя пугал его, прячась за мебелью, и выпрыгивая, когда мальчик входил. Мальчику не нравилось, когда его пугали, но он не знал, что делать. Однажды он спросил папу, всегда ли он пугался. Папа сказал, что он иногда боялся. Мальчик спросил, как он перестал бояться. Тогда отец спросил, что его пугает. Мальчик рассказал, как его пугает дядя. Папа помог ему придумать, как лучше сказать дяде, чтобы тог этого больше не делал. Когда папа спросил его, нужна ли ему еще какая-нибудь помощь, маленький мальчик сказал, что сначала он сам попробует, а потом расскажет папе, как все прошло.

РАЗГОВОРЫ НАСЧЕТ "ИНТИМНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА".

Научите ваших ребят, что говорить об интимных частях тела совсем не так стыдно. Не называть их своими именами и скрытничать - может внушить детям, что эти части тела такие плохие, что о них никогда не надо упоминать. А это может затруднить им рассказ о сексуальных домогательствах. Пока ребенок еще мал, он/она может узнать о груди, пенисе, влагалище и ягодицах. Потом это станет привычными частями тела.

ГРАНИЦЫ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА.

Поговорите с детьми на темы: пределы допустимого при прикасаниях, физическое влечение, интимность и обнаженность. Могут использоваться фразы наподобие: "у тебя под одеждой", или "у тебя под трусиками". Если вам удобно, пользуйтесь специальными терминами. Научите ребёнка мыть свои гениталии, говорите ему, что о них надо заботиться. Вы можете также добавить: "Если кто-нибудь еще захочет потрогать тебя здесь, скажи мне". В шесть-семь лет дети начинают просить об уединении, когда уходят в туалет, одеваются, принимают ванну и так далее. Уважайте их желания!

УЕДИНЕНИЕ В КОМНАТЕ. Дети начинают просить собственную комнату, закрывать двери, мечтают о времени, когда они могут побыть одни. Важно дать детям усвоить, что они имеют право распоряжаться своим телом и личным пространством. Можно провести аналогию между закрытой дверью в спальню и сексуальным домогательством. Если дверь в спальню закрыта, другой человек не может войти в нее без разрешения. Позже ребёнок сможет обобщить это до значения: "Никто ничего не имеет право делать со мной без разрешения".

УЧИТЕ ГОВОРИТЬ "НЕТ" - БЕЗОПАСНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, СВОБОДНЫЙ МИР. Одной из причин, по которой дети нечасто говорят "нет", является то, что им не полагается так отвечать взрослым или отказываться, когда им что-то велят. Например:

"Не оговаривайся! Просто делай, как сказано".

"Веди себя хорошо. Не оскорбляй чувства других".

"Не груби. Если с тобой говорят, отвечай, как следует".

"Люди любят хороших детей, а не плохих".

Такие правила ставят детей в уязвимое положение, потому что они могут во всех ситуациях считать себя фигурами подчиненными. Куда лучше говорить: "В случаях опасности, или когда ты чувствуешь, что это не смешно, не беспокойся, хороший ты или плохой. Беги и выбирайся из положения".

ИГРА В "НЕТ". Такая игра дает возможность детям попрактиковаться в том, как говорить друг другу "нет". Один ребёнок что-то требует. Другой просто отвечает "нет" без всяких объяснений. Пусть привыкает говорить "нет". Позже дайте им объяснить друг другу, почему они говорили "нет". Родители часто спрашивают: "Что, если мой ребёнок говорит "нет", а я этого не хочу?" Эта концепция не означает, что дети должны говорить "нет" на просьбу идти спать, есть овощи, купаться; они должны выработать свой подход. Это означает, что вы, когда можете, должны соглашаться на "нет". Когда не можете, старайтесь договориться с ребёнком. "Я понимаю, что ты бы не хотел остаться сегодня с няней. На этой неделе я часто уходила, но мне же приходится работать. Тебе одиноко, ты хочешь, чтобы я оставалась дома? А с няней у тебя все хорошо?"

Убедитесь, что дети не учатся беспомощности в играх, которые перестают быть игрой, вроде щекотания. Уважайте ребёнка, когда он говорит "нет", и кончайте игру. Вмешивайтесь, когда другой переходит границы.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. Поощряйте игры и организованный спорт не только для мальчиков, по и для девочек. Это поможет им обрести чувство уверенности в себе на случай, если им придется защищать себя. Не допускайте игр, в которых взрослые или старшие дети говорят: "Стукни меня изо всей силы; а мне не больно". Детей это учит, что они бессильны против того, кто больше, а это не всегда правда.

УКАЗАНИЯ К АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ

  • Всегда будьте спокойны. Ваша реакция может многое изменить.

  • Верьте тому, что слышите. Слишком часто детям не хватает того, кто им поверит. Слушайте ребёнка, а не судите.

  • Пользуйтесь описательным языком. Ребенок может пользоваться описательным языком, обсуждая свой опыт. Старайтесь пользоваться тем же словарем.

  • Не избегайте смущающих тем. Дайте ребёнку понять, что он/она могут говорить с вами обо всем, что их заботит.

  • Не навязывайте и не проецируйте ничего. Пусть ребёнок расскажет, а вы сделайте свои выводы.

Цели активного слушания:

  • Понять потребность ребёнка в безопасности.

  • Понять, чего ребёнок хочет от вас.

  • Оценить ощущения ребенка.

  • Убедить ребёнка, что:

- Вы озабочены.

- Вы все равно его друг.

- Ребенок не виноват.

Дать ребёнку понять, что у него есть право на безопасность.

Описание ребёнка и его травм

  • Физическое состояние - волос, кожи, ногтей, ухоженность, упитанность (вес, рост, окружность предплечья), окружность головы.

  • Описать состояние и поведение ребёнка в ходе обследования.

  • Состояние одежды (если уместно).

  • Физическое обследование, включающее глаза, зубы и т. д.

  • Поверхностные повреждения - синяки, ссадины, царапины, укусы, следы веревок - их место, размер, форму, цвет, и при возможности - их происхождение (напр., шлепок рукой).

  • Ожоги - месторасположение, размер, глубину, заживление и по возможности - характер - от жидкости или контактный (от сигареты, пламени, трения).

  • Переломы - кость, тип трещины (спиральная, в области метафизы), надкостничная, следы заживления.

  • Женские гениталии - синяки, ссадины, ранки, ожоги, бородавки, выделения.

  • Анус и перианальная область - ушибы, ссадины, покраснения, отеки, ранки, ожоги, бородавки, пузырьки, выделения, вздутие вен, рефлекторное расширение ануса, слабость ануса, трещины, видимая ректальная слизистая оболочка и кал.

Интерпретация физических признаков

Запущенность

Запущенные дети могут носить несоответствующую условиям одежду - тонкую, рваную, грязную. Они могут быть грязны, неухожены (обратить внимание на бледность, волосы, ногти, ноги, кожную инфекцию, опрелости) и дурно пахнуть, то есть находиться в неприемлемом состоянии ухоженности. Оценка состояния развития может показать глобальную задержку в самых тяжелых случаях, или задержку в приобретении навыков речи и общения, для развития которых требуется внимание взрослых.

Поведение

Многие дети по понятным причинам проявляют тревогу по поводу обследования, но идут навстречу врачу, если их успокоить. Некоторые очень пассивны, причем их поведение может измениться при обследовании их гениталий - например, они могут сильно испугаться; оба этих типа поведения обычны для жертв сексуального насилия.

В процессе игры в кабинете дети могут демонстрировать признаки эмоциональной депривации, например, замыкаться, избегать общения, быть сверхактивными, без разбора дружелюбными, или агрессивными или деструктивными.

Физические повреждения

Синяки.

У 90% подвергнувшихся насилию детей наблюдаются синяки. Они образуются, когда кровеносные сосуды повреждены, и кровь просачивается в кожную поверхность и подкожные ткани. Причиной кровоизлияния является травма, за исключением случаев серьезных заболеваний кровеносной системы.

Могут наблюдаться разные формы синяков:

  • следы рук;

  • следы предметов, например ремня, пряжки, шнура;

  • синяки, полученные при толкании, бросании, задевании

  • раскачиваемым телом ребёнка о твердый предмет;

  • укусы;

  • следы странного происхождения;

  • следы пинков.

Давность нанесения ушибов (приблизительно).

Срок

Цвет

0-48 часов

отечный, мягкий, красный

2-3 дня

фиолетовый\ желтый

4-7 дней

желтый \ коричневый

> 7 дней

коричневый \ бледнеет

Дифференциальная диагностика синяков:

  • несчастный случай;

  • краска, чернила;

  • голубое пятно при синдроме Дауна;

  • болезни крови (идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия);

  • капилярная гемангиома.

Ожоги

Интерпретация терминальных травм может оказаться сложной, особенно если осмотр происходит с запозданием.

Типы повреждений:

  • ожог, нанесенный через кратковременное окунание или

  • насильственное погружение в жидкость;

  • ожог, нанесенный через расплескивание или выливание жидкости;

  • пищевой ожог;

  • контактный ожог;

  • сигаретный ожог;

  • ожог от пламени, едкого вещества или электричества.

Дифференциальная диагностика ожогов:

  • Impetigo;

  • Тяжелая экзема или сыпь \ опрелость

  • Контактный дерматит;

  • Синюшность конечностей (acrocuanosis)

Характеристики различных типов термальных травм.

Ожог жидкостью

Плотность варьирует в зависимости от степени повреждения, с тенденцией к максимальной глубине в центре. Форма свидетельствует об окунании, плескании и обливании. Ровные края. Корка и струп. Пузыри. Влажность.

Контактный ожог

Форма соответствует форме предмета. Точно очерченные поля. Квадратные и прямые края. Глубина варьируется, обычно одинаковая. Сухой и шелушится

Сигаретный

Круглый 0,5-1 см. при насилии - плотный, форма кратер, оставляющий вдавленный, тонкий, округлый шрам. При несчастном случае - поверхностный не округлый, с "хвостиком" от касательного контакта.

От пламени

Обуглившиеся ткани. Опаленные волосы.

Химический

Как при ожоге жидкостью, пятна, может сопровождаться глубинными повреждениями тканей.

Трение

На поверхности выступающих частей тела, на носу, на лбу, на плечах.

Переломы.

Переломы являются результатом травм, они болезненны, ведут к потере двигательных функций; черепные трещины часто ассоциируются с повреждениями головы (сотрясение, контузия, подкожная гематома) и кровоизлияниями в сетчатку. Часто на месте перелома может быть отек, но синяка может не быть.

Трещины могут быть одиночными и множественными, недавние и заживающие; некоторые необычные переломы могут быть следствием несчастных случаев (ребра, лопатки, грудина, широкие, сложные трещины на черепе и множественные переломы).

Также бывают переломы конечностей, которые всегда должны тщательно обследоваться как возможные последствия насилия. К ним относятся:

  • Спиральные \ косые или метафизарные переломы плечевой кости;

  • Переломы кости или метафизарные переломы бедра (особенно < 2 лет).

  • Переломы кости или метафизарные переломы голени.

Рентгенографические изменения при заживлении трещин.

Признаки

Срок

Комментарий

Кровоизлияние в мягкие ткани и эдема

Сразу после

Рассасывание изменений мягких тканей

2-21 день

Раньше при отсутствии повреждения кости, позже при сильных переломах

Периостнос образование новой кости

5-14 дней

Раньше у более младших детей.

Потеря следов линии перелома

10-21 день

Исчезновение линии перелома

10-21 лень

Консолидация и образование костной мозоли

3-12 недель

Раньше у младших, позже у старших

Новое костное образование

при воссоздании медуллярной впадины

3 месяца - 2 года

Зависит от изначальной деформации и размера образовываемой мозоли

Дифференциальная диагностика переломов:

  • несчастный случай;

  • насилие;

  • родовая травма;

  • несовершенный остеогенез;

  • остеомиелит;

  • рахит.

Внутричерепная травма.

Мозговая травма является наиболее частой причиной смерти детей - жертв насилия, большинство которых происходит на первом году жизни. Мозговая травма нетипичная после незначительных падений, и, маловероятно, что даже падение с лестницы приведут к черепной трещине или церебральной контузии. Механизм насильственной внутричерепной травмы - это обычно сотрясение и удары. Это может сопровождаться черепными трещинами, травматическими внутримозговыми гематомами. Внутримозговые гематомы могут возникать при черепно-мозговых травмах различной интенсивности. Клинические проявления их вариабельны и зависят от их локализации, объема, источника кровотечения и темпа развития компрессионного синдрома.

Наиболее характерные клинические признаки:

- это трехфизность изменения сознания: первичная утрата в момент травмы - светлый промежуток - вторичное выключение сознания.

Первичная утрата сознания может быть как кратковременной, так и продолжительной (от нескольких минут до нескольких суток). Светлый промежуток характеризуется включением сознания. Больные при этом жалуются на нарастающие головные боли, наблюдается рвота, порой неоднократная, не приносящая облегчения. Нередко возникают психомоторные возбуждения, появляется неврологическая симптоматика.

Часто светлый промежуток длится до 1-2 недель. В этом периоде состояние больных обычно не вызывает опасений. Их жалобы сводятся к умеренной головной боли, головокружению, общему недомоганию, нарушению сна. Затем постепенно или внезапно состояние ухудшается. Обращает на себя внимание развитие очаговой симптоматики, нарушение двигательной, чувствительной сферы.

Диагностика - основывается на подробно собранном анамнезе клинических, лабораторных, рентгенологических методов исследования, магнитно - резонансной томографии.

Абдоминальные травмы.

Абдоминальные травмы обычно рассматриваются в контексте прочих серьезных признаков насилия. Иногда они могут быть обнаружены только по мере ухудшения состояния ребёнка и потенциально иметь тяжелые последствия. В других случаях ребёнок обращается по поводу "острого живота" и диагностика травматического разрыва делается во время исследования данного состояния или при лапаратомии. Травма вызывается ударом или толканием (сжатием), или давлением, или трясением.

Формы травм:

  • перфорация - желудок, дуоденум, дуоденально-еюнальне соединение;

  • кровотечение;

  • разрыв, контузия, гематома - печень, дуоденум, панкреас.

Клинические проявления зависят от особенностей повреждения. После полученной травмы парахиматозного органа обнаруживаются признаки кровотечения. При массивном кровотечении состояние ребёнка резко ухудшается, он бледнеет, появляется желтушность кожных покровов, резко учащается пульс.

При постепенном кровотечении, симптомы кровопотери нарастают не столь бурно: бледнеют кожные покровы, вздувается живот, отекают половые органы. При пальпации живота ребёнок проявляет беспокойство. Перкуторно определяется свободная жидкость в отлогих местах живота. В крови снижается количество эритроцитов, падает гемоглобин.

Повреждения полых органов (желудок, кишечник) выражается признаками перитонита.

ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ

Наши дети! Обычно мы любим и даже обожаем их. Но иногда! Иногда мы сердимся на них и не понимаем. Нам хочется отругать их, отшлепать, побить. Но эти действия опасны, а мы редко задумываемся над тем, что это насильственные методы, то есть методы, травмирующие психику детей.

Как сделать так, чтобы дети доставляли нам радость и сами были счастливы? Есть короткие пути к большой любви:

  • Как бы вы не были заняты, находите время для своих детей.

  • Как бы вы не устали, уделите каждому ребёнку немного внимания.

  • Выражать свою любовь можно каждый день. Не бойтесь сказать «Я тебя люблю» сегодня, если это вы говорили вчера.

  • Воспитывайте детей в обстановке любви и покоя. Они также будут воспитывать своих детей.

  • Не настаивайте на абсолютном послушании ребёнка. Уважайте его достоинства.

  • Будьте добры с ребёнком даже тогда, когда проявляете строгость. Пусть он растет счастливым и общительным.

  • Проявляйте чуткость, учитывая желание и волю своих детей. Но не позволяйте им превращать вас в рабов.

  • Находите простые пути для решения сложных проблем воспитания. Помните - все гениальное просто.

  • Не ругайте и не наказывайте ребенка, у которого не ладится с учебой, выясните причины отставания.

  • Будьте дружелюбны и гостеприимны с друзьями своего ребёнка. В противном случае он останется один.

  • В своих требованиях делайте скидки на возраст и индивидуальные качества ребёнка.

  • Предоставьте ребёнку достаточно свободы для развития самостоятельности. Это поможет ему завоевать признание сверстников.

  • Своим примером обучайте ребёнка желательным качествам. Хорошее в нем - поощряйте.

  • Не делайте различий между детьми. Никогда не сравнивайте с другими.

  • Читайте вместе. Даже старшие дети с удовольствием слушают хорошие рассказы.

  • Показывайте свои чувства к ребёнку. Не бойтесь обнять и поцеловать его.

  • Извинитесь, когда вы не правы, родители тоже совершают ошибки.

  • Всегда прощайтесь с детьми со словами любви и поцелуйте их. Всегда провожайте их спать со словами «спокойной ночи»; обнимите и поцелуйте.

  • Старайтесь хорошо и правильно кормить детей. Голодный ребёнок - злой ребёнок. Следите за их развитием и вовремя лечите, если нужно.

  • Будьте открытыми и честными с детьми. Дети всегда чувствуют фальшь, и будут платить вам тем же.

  • Включайте детей в обсуждение семейных проблем, делайте совместную работу. Научите тому, что умеете сами.

  • Разговаривайте с ребёнком всегда приветливо, с улыбкой. Ваша одна улыбка может сделать его счастливей.

  • Не позволяйте ребёнку привыкнуть к чувству поражения. Придумайте для него возможность стать победителем.

  • Радуйте своих детей - сюрпризами, домашними праздниками. Пусть дети всегда ждут от вас чего-то особенного.

Рассказы для беседы с детьми

Красная машина

Асель с Маратом играли во дворе дома. Вдруг из-за угла выехала очень красивая красная машина и остановилась около детей. Асель очень хотела потрогать ее и посмотреть, что же там внутри, но она боялась, что хозяин будет ругать ее, если она подойдет поближе. И вдруг из машины вышел мужчина. Он широко улыбнулся ей и спросил, не хочет ли она покататься. У Асель от радости перехватило дыхание. Она бросила игрушки и подбежала к машине, но Марат догнал ее, схватил за руку и потащил домой. Дома мама похвалила Марата, а Асели сказала, что она никогда не должна подходить к чужим машинам, а тем более садиться в них.

Почему мама похвалила Марата? Почему нельзя садиться в чужие машины?

Мороженое

Мама с Колей гуляли по городу. Было очень жарко и хотелось мороженого. Коля ныл всю дорогу, но мама сказала, что у него недавно была ангина, и мороженое ему нельзя. Но Коле очень хотелось мороженого, оно стояло у него перед глазами, ему пахло этим самым мороженым, и вкус его чувствовался во рту. Он даже обиделся на маму: «Подумаешь ангина, - думал Коля, - уже нет никакой ангины».

Наконец они пришли в парк и остановились около детской площадки. Коля побежал играть, а мама отошла в сторонку и поглядывала за ним.

Вдруг к Коле подошла незнакомая женщина, в руке она держала заветное мороженое. Она огляделась по сторонам и подозвала Колю: «Эй, мальчик, хочешь мороженое?» «Хочу», - ответил Коля. «Ну, тогда пойдем со мной», - позвала она. Коля с радостью подбежал и взял ее за руку. Но в это время подошла мама. А женщина стала быстро уходить.

«Никогда не подходи к чужим людям, даже если они предлагают тебе что-нибудь вкусное», - сказала она.

Почему мама так сказала?

Лифт

Света играла во дворе дома. Она давно уже хотела кушать, но ей не хотелось подниматься на 5 этаж, а мама не разрешала ей одной ездить в лифте.

Наконец Света решила пойти домой. Она пошла в подъезд и подошла к лифту. В лифте стоял мужчина, он сказал, что ждет ее, и спросил, на какой ей этаж, Но Света вспомнила слова мамы и сказала, что передумала ехать. Она вернулась на улицу.

Через несколько минут к дому подошла тетя Таня, которая жила на этаж выше, и Света поехала в лифте с ней. Мама похвалила Свету.

Почему мама похвалила Свету?

В лагере

Вечером все отдыхали. Младшие дети смотрели телевизор. Старшие занимались своими делами. Погода была чудесная, и Наташа с Наргизой решили прогуляться. На дворе ярко светила луна и было совсем не страшно. Девочки болтали о чем-то своем, когда к ним подошли двое парней. Они были чужие, не из лагеря. Парни оказались пьяными и стали звать их погулять подальше. Наташа строго сказала, что им не разрешают выходить за ворота. Но один из парней рассмеялся и стал тащить ее к воротам. Наргиза не растерялась. Она стала громко звать детей и воспитателей. На шум бегом прибежали все, кто услышал ее голос. Тащивший Наташу бросил ее руку и через минуту оба исчезли.

Правильно ли сделала Наргиза, что стала кричать? Нужно ли звать на помощь взрослых, если вы сами не можете справиться с ситуацией?

Источники информации

  1. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.

  2. Дети и насилие. Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». Минск, 1998.

  3. Забелина Т. Женщина и насилие. М., 1995.

  4. Кон И.С. Дети России: насилие и защита. М., 1997.

  5. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье // Семейная психология и семейная терапия, №1, 1997.

  6. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы // Насилие и социальные изменения. Ч. 1. М.: Центр АННА, 2000.

  7. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные и отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993.

  1. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2004.

  2. Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов ВУЗов.

  3. Методические рекомендации «Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье». Учреждение-разработчик: Психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию "ОЗОН" Центрального окружного управления Московского комитета образования; НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН; Комитет здравоохранения г. Москвы.


© 2010-2022