Формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Копыловская средняя общеобразовательная школа»

Томского района


Формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды.

Формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды. Формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды.

Автор работы

Волкова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ «Копыловская СОШ»

Томского района













1. Актуальным в настоящее время становится формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды.

В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.

Актуальность

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XX I веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 7 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10 - 12 %). Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 58 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов - медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника школы не меньше , чем врач. Учитель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников на своих уроках. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающейц и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интнгрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Проблема

Обратиться к теме «школьного» здоровья заставляет сама жизнь: ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно - на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность. Почему это происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают : для ребёнка самое важное - это хорошо учиться . а можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен полностью болезнью? Меня , как учителя начальных классов , это ориентирует, прежде всего, на постоянный поиск ответа на вопрос, как вызвать у учеников желание быть здоровым, как стимулировать интерес обучающихся к здоровому образу жизни. Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья учеников? Какие есть способы профилактики утомляемости у младших школьников в условиях современного урока? Ответ на этот вопрос я попыталась найти.

Свою работу я начала с изучения теоретического материала.

На основе изученной литературы можно выделить основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающего образования.

Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нём движений, установлено следующее: движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения; недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы; знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспосмобности, внимания, восприятия.

Объём двигательной активности ребёнка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию. Комплекс мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

2. Организация уроков и внеклассной работы с использование приёмов здоровьесберегающих технологий.

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, повышенная слезливость, агрессивность и др. Для устранения этих реакций, использую на своих уроках игровые методы психокоррекции. Эти игры провожу в конце урока, когда выполнена программа или на переменах.

Работу веду в следующих направлениях.

  1. Развитие внимания (активного, произвольного): «Будь внимателен», «Слушай звуки», «Слушай хлопки», «Зеваки», « Буквы алфавита».

  2. Развитие памяти и восприятия, наблюдательность: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни своё место», «Запомни свою позу», «Испорченный телефон».

  3. Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».

  4. Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты ?»

  5. Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

  6. Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «»Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах, в парах, фронтальный опрос с использованием мяча.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки, сигнальные карточки разного цвета.

В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей обучающихся. Конечно, без помощи родителей мы педагоги в сфере ЗОЖ больших результатов не добьёмся. Мы проводим беседы о вреде курения, а мамы и папа ребёнка постоянно курят в его присутствии. Педагоги говорят о том, что нельзя смотреть долго телевизор, а родители сами включают ребёнку телевизор, чтобы избавиться от его назойливых вопросов и общения…

В школе мы организуем туристические экскурсии, устраиваем спортивные праздники, конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни» и т. д

Проводим классные часы через здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни. Например:

Добрый доктор Айболит.

Почему мы болеем? Кто нас лечит? Первая медицинская помощь и т. д.

Урок Знайки

Чего надо бояться? Как вести себя за столом? «Нехорошие слова» и т.д.

Регулярно проводятся родительские собрания на темы: «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка» , «Цель лечебной гимнастики»

Цель таких встреч - повышение уровня родительской компетентности.

Вывод: эффективность использования данных видов деятельности состоит в том что они повышают работоспособность детей, активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребёнка в процессе обучения. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику ребёнка , на его состояние физического и психического здоровья.

Здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле- здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового .

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

© 2010-2022