Методический материал на темуИнтерактивные формы работы с обучающимися в учебном процессе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе.

Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, в Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся. Вспомним, какие же методы обучения существуют в настоящее время.

Пассивные методики (методы линейного взаимодействия) - Преподаватель является главным и единственным носителем информации, его основная задача - успеть «дать» все, что было приготовлено заранее. Количество учащихся в данном случае не имеет значения (все они рассматриваются как аудитория - группа, объединенная одним источником информации), любая попытка задать вопрос воспринимается, как стремление увести разговор от темы или затяжка времени. Подразумевается наличие истины и ее носителем является учитель. Пассивные методы могут использоваться в следующих случаях: у учащихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т. п.); не хватает времени для нахождения информации; особенность класса подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения; нет необходимых для работы документов. Однако форма лекции не всегда может быть пассивной.

Активные методики (методы кругового воздействия) - Преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы и выяснять непонятные положения. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной, без него невозможно дальнейшее проведение урока.

При использовании интерактивной методики (методы кругового взаимодействия) роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания (готовит их заранее), контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, интернет, жизненный опыт товарищей; они должны контактировать друг с другом. На схеме показано, что воздействие учителя не прямое, а опосредованное, что пока еще мало характерно для российской системы образования в целом.

Таким образом, интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Интерактивные технологии и методики предполагают обучение и воспитание во взаимодействии обучающихся друг с другом и с учителем. Они являются комплексом разнообразных методов и методических приёмов обучения и воспитания - в них входят обсуждение, дискуссии, прогулки, ролевые игры и т.д. В то же время они представляют собой систему деятельности учителя и учеников, построенную на идее взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

Интерактивное обучение предполагает выработку умения ориентироваться в сложном ритме жизни, помогает ориентироваться в применении своих решений, сотрудничать в группе. Идея включения методик интерактивного обучения, основанных на общении в парах, тройках, группах во время образовательного процесса оправдывает себя в плане экономии времени и обучении учащихся соединять свои знания на практике. Умение взаимодействовать в группе, учитывая мнение собеседника, находить компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников, быть полезным обществу, т.е. востребованным в жизни - это те умения, которые необходимы каждому гражданину своей страны и мировому сообществу в целом. Все это делает весьма актуальным внедрение в школьную практику интерактивных методов обучения.

При интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Выделяют следующие характерные черты интерактивного обучения.

Во-первых, интерактивное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.

В-третьих, это обучение реальности, или можно сказать обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

В-четвёртых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов.

Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса. Такое взаимодействие возможно при использовании таких методов активного обучения как деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностная игра, дискуссия, коллективное решение конкретных ситуаций, а также при организации беседы, эвристического и проблемного обучения, групповой и парной работы и т.д.

Многие педагоги считают, что интерактивное взаимодействие требует много времени, и что обучающиеся сами не захотят и не смогут обучаться таким образом. И все же, как показывает опыт, элементы интерактивной деятельности могут быть внесены в занятия длительностью даже в один час и, стать удобными для преподавателей и эффективными для обучающихся.

Какие условия должны способствовать организации интерактивного взаимодействия на уроке? Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения на уроках:

1. Доверительные, по крайней мере позитивные, отношения между учителем и обучающимися.

2. Демократический стиль преподавания.

3. Сотрудничество в процессе урока учителя и обучающихся, обучающихся между собой.

4. Опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.

5. Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.

6. Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Что же в современном обучении можно отнести к интерактивному обучению?

Это - деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение, элементы дистанционного обучения, урок-исследование, урок-поиск, кейс-технологии и др.

Интерактивные методы обучения: аргументы «против»

1. Интерактивные методы не всегда могут преодолеть нежелание ученика включаться в процесс обучения;

2. Для некоторых учащихся групповая работа становится способом ничего не делать;

3. Новые методики разрушают у некоторых детей привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту;

4. Исключить доминирование мнения какого-то одного ученика, который лидирует в группе, не всегда удаётся;

5. Если преподаватель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то урок может превратиться в простую анархию;

6. Чрезмерное увлечение интерактивом может увести от главной цели урока - получения знаний по определённой теме.

Интерактивные методы обучения: аргументы «за»

1. Знания становятся более доступными. Ребёнок понимает свою успешность и, как следствие - повышение результативности самого процесса обучения;

2. Ребёнок учится выражать собственное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

3. В интерактиве доминирование какого-либо одного мнения над другим практически исключено. Школьник учится уважать чужую точку зрения;

4. Ученик строит конструктивные отношения в коллективе, пытается определять в нём своё место, учится избегать конфликтов, вовремя разрешать их, стремится к компромиссам;

5. Интерактив развивает навыки самостоятельной и творческой работы;

6. Интерактивные методы помогают снимать повышенную нервную нагрузку учеников, предоставляют возможность чередовать формы работы и переключать внимание на ключевые вопросы темы урока.

Нельзя отрицать, что у многих современных методов обучения имеются определённые недостатки. Но достоинств всё же гораздо больше. Как показывает практика, интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, учат школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.







© 2010-2022